Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины педагогика Тема Проблемы оценки качества образования и обучения Фамилия студента Суменкова.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
на повышение качества образования,формирование «новой морали» в сфере оценки качества образования, при которой любая фальсификация данных признается недопустимой и отторгается обществом.Система оценки качества образования,отвечающая этим требованиям, должна строится на других принципах. К их числу можно отнести:реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;психологическая (с учетом возрастных особенностей) адекватность процедур и показателей оценки;учет типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей регионов входящих в состав Российской Федерации;«прозрачность» процедур оценки качества образования. Это предполагает широкое обсуждение в профессиональном педагогическом сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств; открытость их для критики и совершенствования;открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;повышение потенциала «внутренней» оценки и самооценки;осуществление «внешней» оценки структурами, функционально и ресурсно не зависимыми от системы управления образованием;централизованная разработка процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе российского и зарубежного опыта;соблюдение преемственности в образовательной политике, сохранение традиций российской системы образования.Имеющийся в отечественном образовании опыт позволяет рассматривать создание такой системы как реальную и вполне решаемую задачу. В частности, существуют глубокие традиции в области методологии и организации управления качеством образования. В работах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина и других заложены теоретические основы формирования системы качеств знания и образовательного процесса. Существуют достижения в области квалитологии (науке о качестве любых объектов и процессов в общественной практике) и квалиметрии (науке об измерении и оценке качества), которые также способствуют решению этой задачи.Использование многочисленных каналов получения данных для оценки качества образования обусловлено резким расширением круга решаемых управленческих задач – от долгосрочных задач стратегического планирования развития региональных систем образования до задач текущего оперативного управления и возникающих специфических образовательных задач. На практике это приводит к накоплению избыточной информации. Известно, что только небольшая ее часть анализируется и полезно используется. Кроме того, одна и та же информация часто собирается различными службами, функционал которых пересекается. Отчасти это является следствием отсутствия в подавляющем большинстве регионов специалистов, способных дать квалифицированную консультацию, предложить оптимальную комплексную программу анализа и интерпретации собираемых данных, организовать и провести необходимые дополнительные обследования. На федеральном уровне оценка качества образования осуществляется преимущественно двумя организациями Центром оценки качества образования (Г.С. Ковалева) и Центром тестирования (В.А. Хлебников).Частью реализации плана модернизации общего образования является комплекс работ по созданию независимой Государственной аттестационной службы и Федеральной службы оценки и контроля качества образования. Функции первой из них связаны с лицензированием, аттестацией и аккредитацией общеобразовательных учреждений, а второй - с проведением итоговой аттестации и сертификацией выпускников основной и средней школы. В систему этих мероприятий входит также Единый государственный экзамен по окончании средней школы. Можно надеяться, что реализация этих мер позволит получать объективные и сопоставимые на уровне РФ данные об учебных достижениях учащихся в рамках реализации образовательных стандартовНо в то же время, несмотря на реальные положительные результаты в плане совершенствования системы оценки качества образования, многое в этой области пока не соответствует ожиданиям и требованиям к этой системе. К числу наиболее значимых проблем и затруднений в этой области следует отнести:отсутствие единой концептуально-методологической базы для рассмотрения проблем качества образования и разработки подходов к его измерению;разобщенность деятельности различных организаций, занимающихся проблемами качества образования;не обеспечивается необходимый уровень научно-методического обслуживания задач оценки;недостаток квалифицированных кадров в данной области;оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего только к оценке качества обучения;не обеспечивается необходимый уровень научно-методического обслуживания задач оценки;недостаток квалифицированных кадров в данной области;оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего только к оценке качества обучения;оценка качества обучения не проводится в строгом соответствии с требованиями теории педагогических измерений; используется не стандартизированный инструментарий (авторские тесты или работы, не апробированные или не имеющие стабильных характеристик).
Организация системы оценки качества образования
Создание общероссийской системы оценки качества образования направлено на обеспечение эффективной обратной связи между системой управления образованием и различными образовательными подсистемами. Целью является получение и распространения достоверной и надежной информации. Анализ показывает, что такая система направлена на решение следующих задач:оценку состояния системы образования страны;прогнозирование ее развития (с позиций обеспечения равного доступа к полноценному качественному образованию, достижения нового качества образования, повышения эффективности образования). Кроме этого, она должна служить механизмом развития системы образования и механизмом влияния социума на систему образования Система оценки качества образования включает следующие этапы:выделение показателей качества;определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта);формирование шкалы уровней достижения критерия качества;разработка инструментария;рганизация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;предоставление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;организация широкого общественного и профессионального обсуждения;подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятие управленческих решений.Организация системы оценки качества образования предполагает активное использование уже существующих механизмов и процедур, таких, как: экспертиза и сертификация, аттестация и аккредитация, централизованное тестирование, мониторинговые исследования, психолого-диагностические обследования, сбор статистических данных (при условии, конечно, что они будут модернизованы в соответствии со стратегией и целями развития системы образования). Основными направлениями модернизации существующих механизмов и процедур должны быть:упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности.Создание новых организационных структур и механизмов в Государственной системе оценки качества образования направлено на реализацию следующих функций:отслеживание с единых позиций соответствия достигаемого качества образования
утвержденным требованиям и нормативным показателям;осуществление итоговой аттестации обучающихся на основе единых нормативных требований, норм, критериев, аттестационных процедур;проведение единого экзамена при переходе от общего образования к профессиональному;разработка показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования;сбор, анализ и обобщение информации о состоянии системы образования, об основных факторах, влияющих на достигаемое качество и эффективность образования выявление проблем и тенденций развития российской системы образования (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований);подготовка ежегодного отчета о состоянии образования в России; разработка рекомендаций по развитию системы образования;введение процедур и механизмов самооценки на уровне образовательного учреждения как основного фактора его развития;разработка и введение системы сертификации педагогических измерительных материалов.Правительственный план мероприятий по реструктуризации и модернизации системы образования предусмотрено введение Единой государственной системы итоговой аттестации и сертификации учащихся и создание с этой целью независимой Государственной аттестационной службы, призванной обеспечить первые три из указанных выше функции. Выполнение других функций возможно в рамках службы мониторинга образования, которая становится ведущим структурным элементом системы оценки качества образования, осуществляющим фактически согласование деятельности различных структурных элементов всей системы. К задачам такой службы относятся:отслеживание с единых позиций соответствия достигаемого качества образования утвержденным требованиям и нормативным показателям;осуществление итоговой аттестации обучающихся на основе единых нормативных требований, норм, критериев, аттестационных процедур проведение единого экзамена при переходе от общего образования к профессиональному;разработка показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования;сбор, анализ и обобщение информации о состоянии системы образования, об основных факторах, влияющих на достигаемое качество и эффективность образования;выявление проблем и тенденций развития российской системы образования (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований);подготовка ежегодного отчета о состоянии образования в России; разработка рекомендаций по развитию системы образования;введение процедур и механизмов самооценки на уровне образовательного учреждения как основного фактора его развития;разработка и введение системы сертификации педагогических измерительных материалов Правительственный план мероприятий по реструктуризации и модернизации системы образования предусмотрено введение Единой государственной системы итоговой аттестации и сертификации учащихся и создание с этой целью независимой Государственной аттестационной службы, призванной обеспечить первые три из указанных выше функции. Выполнение других функций возможно в рамках службы мониторинга образования, которая становится ведущим структурным элементом системы оценки качества образования, осуществляющим фактически согласование деятельности различных структурных элементов всей системы. К задачам такой службы относятся:анализ и обработка данных, получаемых системой контроля и оценки учебных достижений учащихся,планирование, разработка и организация выполнения программ мониторинговых исследований, научно-методического и технологического обеспечения деятельности службы (методик, инструментария, технологий, процедур, программного компьютерного обеспечения), осуществление экспертизы и
контроля качества проводимых исследований;анализ полученных данных и подготовка ряда отчетов, из которых наиболее важными являются:технический отчет, содержащий описание использованного инструментария, технологий и процедур сбора и обработки данных;статистический отчет, включающий описание системы первичных данных и интегральных показателей;научно-методический отчет, содержащий результаты анализа, обобщения и интерпретации данных, а также оценки и рекомендации, адресованные различным категориям пользователей.Одной из проблем оценки качества образования в настоящий период является отсутствие надежной и сопоставимой информации о состоянии образования, разрозненность и несогласованность деятельности различных структурных элементов этой системы - как на вертикальных уровнях управления (федерация – регион – образовательное учреждение), так и на горизонтальном уровне (между системой управления и системами аттестации, инспектирования, мониторинга и диагностики, подготовки и повышение квалификации, материально-технического и учебно-методического обеспечения и др.). Решение этой проблемы, помимо разработки комплекса научно-методического обеспечения, требует осуществления ряда организационных мер. Более того, соблюдение единых методологических подходов в области оценки качества образования невозможно (как об этом убедительно свидетельствует анализ современного состояния проблемы) без создания головной организации, в функции которой входило бы обобщение и анализ всей имеющейся в стране информации.Реализация комплекса мер, намеченных Правительством РФ, позволяет ожидать уже в ближайшее время заметных изменений в ряде направлений оценки качества образования. Прежде всего, должна быть завершена комплексная программа, в рамках которой будет подготовлено новое поколение образовательных стандартов. Появление этих материалов, с одной стороны заложит основы нормативно-правовой базы системы оценки качества образования, с другой - потребует от нее оказания мониторинговой поддержки введению и корректировке стандартов.
2 глава основной части
Организация системы оценки качества образования
Создание общероссийской системы оценки качества образования направлено на обеспечение эффективной обратной связи между системой управления образованием и различными образовательными подсистемами. Целью является получение и распространения достоверной и надежной информации. Анализ показывает, что такая система направлена на решение следующих задач:оценку состояния системы образования страны;прогнозирование ее развития (с позиций обеспечения равного доступа к полноценному качественному образованию, достижения нового качества образования, повышения эффективности образования). Кроме этого, она должна служить механизмом развития системы образования и механизмом влияния социума на систему образования Система оценки качества образования включает следующие этапы:выделение показателей качества;определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта);формирование шкалы уровней достижения критерия качества;разработка инструментария;рганизация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;предоставление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;организация широкого общественного и профессионального обсуждения;подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятие управленческих решений.Организация системы оценки качества образования предполагает активное использование уже существующих механизмов и процедур, таких, как: экспертиза и сертификация, аттестация и аккредитация, централизованное тестирование, мониторинговые исследования, психолого-диагностические обследования, сбор статистических данных (при условии, конечно, что они будут модернизованы в соответствии со стратегией и целями развития системы образования). Основными направлениями модернизации существующих механизмов и процедур должны быть:упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности.Создание новых организационных структур и механизмов в Государственной системе оценки качества образования направлено на реализацию следующих функций:отслеживание с единых позиций соответствия достигаемого качества образования
утвержденным требованиям и нормативным показателям;осуществление итоговой аттестации обучающихся на основе единых нормативных требований, норм, критериев, аттестационных процедур;проведение единого экзамена при переходе от общего образования к профессиональному;разработка показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования;сбор, анализ и обобщение информации о состоянии системы образования, об основных факторах, влияющих на достигаемое качество и эффективность образования выявление проблем и тенденций развития российской системы образования (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований);подготовка ежегодного отчета о состоянии образования в России; разработка рекомендаций по развитию системы образования;введение процедур и механизмов самооценки на уровне образовательного учреждения как основного фактора его развития;разработка и введение системы сертификации педагогических измерительных материалов.Правительственный план мероприятий по реструктуризации и модернизации системы образования предусмотрено введение Единой государственной системы итоговой аттестации и сертификации учащихся и создание с этой целью независимой Государственной аттестационной службы, призванной обеспечить первые три из указанных выше функции. Выполнение других функций возможно в рамках службы мониторинга образования, которая становится ведущим структурным элементом системы оценки качества образования, осуществляющим фактически согласование деятельности различных структурных элементов всей системы. К задачам такой службы относятся:отслеживание с единых позиций соответствия достигаемого качества образования утвержденным требованиям и нормативным показателям;осуществление итоговой аттестации обучающихся на основе единых нормативных требований, норм, критериев, аттестационных процедур проведение единого экзамена при переходе от общего образования к профессиональному;разработка показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования;сбор, анализ и обобщение информации о состоянии системы образования, об основных факторах, влияющих на достигаемое качество и эффективность образования;выявление проблем и тенденций развития российской системы образования (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований);подготовка ежегодного отчета о состоянии образования в России; разработка рекомендаций по развитию системы образования;введение процедур и механизмов самооценки на уровне образовательного учреждения как основного фактора его развития;разработка и введение системы сертификации педагогических измерительных материалов Правительственный план мероприятий по реструктуризации и модернизации системы образования предусмотрено введение Единой государственной системы итоговой аттестации и сертификации учащихся и создание с этой целью независимой Государственной аттестационной службы, призванной обеспечить первые три из указанных выше функции. Выполнение других функций возможно в рамках службы мониторинга образования, которая становится ведущим структурным элементом системы оценки качества образования, осуществляющим фактически согласование деятельности различных структурных элементов всей системы. К задачам такой службы относятся:анализ и обработка данных, получаемых системой контроля и оценки учебных достижений учащихся,планирование, разработка и организация выполнения программ мониторинговых исследований, научно-методического и технологического обеспечения деятельности службы (методик, инструментария, технологий, процедур, программного компьютерного обеспечения), осуществление экспертизы и
контроля качества проводимых исследований;анализ полученных данных и подготовка ряда отчетов, из которых наиболее важными являются:технический отчет, содержащий описание использованного инструментария, технологий и процедур сбора и обработки данных;статистический отчет, включающий описание системы первичных данных и интегральных показателей;научно-методический отчет, содержащий результаты анализа, обобщения и интерпретации данных, а также оценки и рекомендации, адресованные различным категориям пользователей.Одной из проблем оценки качества образования в настоящий период является отсутствие надежной и сопоставимой информации о состоянии образования, разрозненность и несогласованность деятельности различных структурных элементов этой системы - как на вертикальных уровнях управления (федерация – регион – образовательное учреждение), так и на горизонтальном уровне (между системой управления и системами аттестации, инспектирования, мониторинга и диагностики, подготовки и повышение квалификации, материально-технического и учебно-методического обеспечения и др.). Решение этой проблемы, помимо разработки комплекса научно-методического обеспечения, требует осуществления ряда организационных мер. Более того, соблюдение единых методологических подходов в области оценки качества образования невозможно (как об этом убедительно свидетельствует анализ современного состояния проблемы) без создания головной организации, в функции которой входило бы обобщение и анализ всей имеющейся в стране информации.Реализация комплекса мер, намеченных Правительством РФ, позволяет ожидать уже в ближайшее время заметных изменений в ряде направлений оценки качества образования. Прежде всего, должна быть завершена комплексная программа, в рамках которой будет подготовлено новое поколение образовательных стандартов. Появление этих материалов, с одной стороны заложит основы нормативно-правовой базы системы оценки качества образования, с другой - потребует от нее оказания мониторинговой поддержки введению и корректировке стандартов.