Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины педагогика Тема Проблемы оценки качества образования и обучения Фамилия студента Суменкова.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
направления развития всей системы образования. При этом проблемы
оценки качества образования неразрывно связаны с проблемой оценки его
эффективности.Формируемая система оценки качества и эффективности
образования будет способствовать повышению качества образования только при
условии, что она станет источником достоверной, надежной и сопоставимой
информации о состоянии образования. При этом нужно учитывать также механизмы
развития системы образования (как в целом, так и отдельных
бразовательныхучреждений) и механизм влияния социума на систему образования.
Главные проблемы оценки качества образования связаны сегодня с поиском
инструментальных средств, позволяющих осуществить переход от «входных,
процессуальных» норм к нормированию результата образования и переход от
модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества» образования. С точки
зрения отбора системы показателей это означает отбор действенных и
информативных показателей, способных дать однозначную оценку соответствия
планируемых, реализуемых и достигаемых результатов друг другу, с одной стороны,и социальным и личностным ожиданиям, с другой.Наиболее перспективным в настоящее время является подход к отбору и структурированию системы показателей, характеризующих следующие четыре группы планируемых,
реализуемых и достигаемых образовательных результатов:Наиболее перспективным
в настоящее время является подход к отбору и структурированию системы
показателей, характеризующих следующие четыре группы планируемых,
реализуемых и достигаемых образовательных результатов:когнитивные результаты
образования, характеризующие общеинтеллектуальные умения, методологические и
предметные умения и знания;аффективные результаты образования,
характеризующие отношение учащихся к школе, к самому себе и образованию в
целом;психомоторные показатели, характеризующие устойчивость и
произвольность психических процессов;мотивы и цели образования, ценностные
установки и ориентации учащихся, модели поведения;физиологические показатели,
характеризующие состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность.
Оценка этих показателей должна вестись на основе факторного анализа внешних
социальных и экономических условий, в которых протекает образовательный
процесс. При этом должны учитываться основные популяционные характеристики
контингента учащихся, руководящих и педагогических кадров, характеристик
образовательного процесса.Важнейшей, но пока не решенной проблемой является
поиск интегративных показателей, таких, например, как «уровень
удовлетворенности образованием», или «возврат инвестиций, вложенных в
образование» и др., получаемых на основе данных образовательной статистики и
социологических опросов и характеризующих систему в целом.
Решение этих задач требует организации и проведения серии поисковых
исследований, направленных, прежде всего на минимизацию системы показателей,
выявление пороговых и критериальных значений для разных групп показателей, по
сопоставлению с которыми можно было бы уверенно судить о достижении системой
в целом или отдельным образовательным учреждением нового качества.
Заключение
Оценка качества образования – основополагающая характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям, которая должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т. е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.
Анализ имеющейся образовательной практики, опыт различных уровней управления образованием свидетельствует о возможности максимального использования существующих форм и методов контроля при разработке муниципальных, региональных, федеральных моделей оценки качества образования, моделей образовательных организаций, в частности: механизмов и процедур ЕГЭ, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, мониторинговых и диагностических исследований, контрольно-оценочных процедур, сбора статистических данных; необходимости их соотнесения с общероссийской и региональной моделями.Именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.Для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя, то есть ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждой отдельной образовательной организации.Таким образом, оценка качества должна включать показатели и анализ симы управления качеством образования и системы обеспечения качества.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Воспитание | процесс целенаправленного и систематического формирования личности воспитанника в целях подготовки его к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни |
2 | Обучение | целенаправленный и планомерный процесс передачи педагогом и усвоения обучающимися системы знаний, навыков, умений, способствующих формированию личности |
3 | Педагогика | наука об образовании; наука о сущности, закономерностях, тенденциях и перспективах развития целостного педагогического процесса, в котором реализуется образование |
4 | Речь учителя | основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. |
5 | Педагогическая деятельность | форма психической активности педагога; особый вид социальной (профессиональной) деятельности специально подготовленных людей по достижению целей образования |
6 | Педагогическое общение | профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата. |
7 | Общение | важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности. |
8 | Учебная деятельность | ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. |
9 | Цель | это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. |
10 | Качество обучения | определенный уровень знаний, умений, общего развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями и образовательным стандартом. |
Список использованных источников
1 | Барановская А. Современная модель оценивания учебных достижений учеников: преимущества и недостатки // Начальная школа. - 2000. - №7. - С.48-50. |
2 | Гуревич, П. С. Психология [Текст] : Учебное пособие / П. С. Гуревич. - М. : КноРус, 2018. - 208 с. |
3 | Даринская, Л. А. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Л. А. Даринская. - СПбГУ, 2020. - 148 с. |
4 | Донцов, Д. А. Общая психология [Текст] : Учебное пособие / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, О. В. Турчан. - М. : Человек, 2018. - 352 с. |
5 | Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст] : Учебное пособие / Н. С. Ефимова. - М. : Инфра-М, 2021. - 288 с. |
6 | Загвязинский, В. И. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Academia, 2019. - 352 с. |
7 | Исаев, Е. И. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие / Е. И. Исаев. - М. : Юрайт, 2018. - 348 с. |
8 | Котова, И. Б. Общая психология [Текст] : Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Дашков и К, 2016. - 480 с. |
9 | Лихачев, Б. Т. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Б. Т. Лихачев. - М. : Владос, 2017. - 684 с. |
10 | Лукацкий, М. А. Психология [Текст] : Учебное пособие / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 644 с. |
11 | Мандель, Б. Р. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М. : Флинта, 2018. - 288 с. |
12 | Папикян Т. А., Обмоина А. В. Состояние системы образования в современной России и ее актуальность [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 13-16. |
13 | Подласый, И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика. [Текст] : Учебное пособие / И. П. Подласый. - М. : Юрайт, 2020. - 790 с. |
14 | Сазонова, Н. П. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Н. П. Сазонова. - М. : Детство-Пресс, 2021. - 272 с. |
15 | Степанов, В. Е. Психология [Текст] : Учебное пособие / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. - М. : Дашков и Ко, 2019. - 732 с. |
16 | Щекатунова Г. Проблемы оценивания качества образования в общеобразовательных учебных заведениях // Начальная школа. - 2007. - № 17-18. - С.3-5. |
17 | Фоминова, А. Н. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. - М. : Флинта, 2018. - 320 с. |
18 | Штейнмец, А. Э. Общая психология [Текст] : Учебное пособие / А. Э. Штейнмец. - М. : ДРОФА, 2020. - 288 с. |
Список сокращений
т.п. - тому подобное.
т.д. - так далее.
др. - другие.
т.е. - то есть.
Приложения
А | |