Файл: Вид работы Курсовая работа Название дисциплины педагогика Тема Проблемы оценки качества образования и обучения Фамилия студента Суменкова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные данные о работе

Содержание

Введение

Основная часть

1глава основной части

2 глава основной части

3 глава основной части Проблемы оценивания качества обучения Современная ситуация в обществе, а также опыт управления школой подтверждают, что главный путь развития системы образования - обеспечение конкурентоспособности каждого учебного заведения и его выпускников. Основой конкурентоспособности является качество образования.Проблема качества образования, прежде всего, должна рассматриваться с позиции общечеловеческой и социальной ценности образования, быть связанной с тем, чему мы учим и как мы учим.Ошибки в организации контроля и оценки делают невозможным формирование у ученика стремления учиться, преодолевая при этом объективные трудности процесса познания, становления и самоутверждения личности, которые невозможны без самоуважения.Система требований к осуществлению контроля полно раскрыта в работах В. Лозовой. Так, в учебнике "Теоретические основы обучения и воспитания" отмечается, что основными требованиями к контролю являются:1. Объективность оценки.2. Индивидуальный характер оценки.3. Гласность контроля, предусматривает мотивировки оценки.4.Всеcторонность оценки.5. Дифференцированность оценки.6. Разнообразие форм и методов.7. Этичность контроля.8. Подготовка школьников к осуществлению контроля и самоконтроля знаний и тому подобное.То, что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от осуществления контроля (его количества, качества, своевременности, глубины, полноты и объективности), в современной научной педагогической литературе доказано. Ведь именно контроль как способ обратной связи в управленческой деятельности позволяет получать информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса, его результативность. Поэтому система внутри школьного контроля в СОШ может быть рассмотрена как подсистема общей целостной системы управления школой, так и самостоятельная относительно целостная система.Повышение качества, осуществляемого внутри школьного контроля над состоянием учебно-воспитательной работы, является одним из эффективных путей совершенствования системы управления образовательным учреждением.В современных школах применяются такие формы контроля: добровольный взаимный контроль, самоконтроль, общественный смотр знаний, творческий отчет "портрет педагога", который позволяет не только представить себе профессиональные возможности учителя, но и раскрыть индивидуальные черты личности, творческое мышление и потребность формировать творческую личность ученика.Оценивания учебных достижений учащихся является одним из необходимых компонентов учебного процесса, поскольку дает возможность получить качественную характеристику усвоения учебного материала. Учитель имеет возможность оценить положительные и отрицательные аспекты своей работы и по возможности вносить изменения в методы работы, ища тем самым тот индивидуальный стиль, который и создает настоящего педагога. Но и ученик не стоит в стороне процесса оценивания, вырабатывая свое отношение к оценочным знаниям, ведь мнение друзей, товарищей, родителей о его школьных успехах ему не безразлично.Следует обратить внимание на трудности, которые возникают при оценке, а именно неумение почувствовать ту грань, за которой начинается качество, соответствующее другой оценке результатов оценивания. Это, в частности, касается как чрезмерной учительской требовательности, так и определенного либерализма, ограничивающие диапазон критериев оценки.Особые трудности возникают в том случае, когда приходится оценивать нестандартные ответы или результаты работы:определенная неуверенность, предвзятость, отсутствие собственного отношения к заданной системы оценивания;иногда молодые учителя грешат "рефлексом солидарности", то есть при любых условиях помогают ученику, щедро ставят высокие баллы. Предостережением таком оценке является то, что снисходительность развращает детей, а потому они нередко пренебрежительно начинают относиться к такому "доброго" учителя;учитель ориентируется не на реальный результат обучения конкретных учеников, а на сравнение с признанными им эталонами. Такая оценка происходит в условиях, когда учитель выбирает одного из учеников за "образец" и начинает ставить его всем в пример. Стремясь делать так же, дети еще больше ухудшают качество собственных знаний;отсутствие четкой системы в оценке, ориентация на какие-то случайные факторы. Это может проявляться в том, что учитель может гораздо больше опрашивать и выставлять оценок тем ученикам, фамилии которых записаны в журнале вверху. Еще учителя могут опрашивать детей не по журналу, а хаотично. Тогда, в основном, больше опрашиваемыми будут те ученики, которые сидят на первых партах. Дети, сидящие на последних партах, не попадают в зону внимания учителя, даже если и стремятся отвечать;учитель оценивает ученика независимо от жизненных обстоятельств, считая, что если ученик пришел на уроки, то должен работать наравне со всеми. Но возможно, что в классе есть ребенок, который часто болеет, но в первый же день посещения школы он вместе со всеми пишет контрольную работу по математике. Очевидно, что у него будет низкая оценка, которая к тому же будет выставлена в журнале. Это приводит к снижению учебной активности таких детей;учитель проводит акт непосредственного "воспитания" через оценку. Это проявляется в расширении сферы явлений, которые оценивает. Например, может поставить неудовлетворительную оценку ученику, который забыл тетрадь или ручку, а не послушно вел себя на уроке;учитель формирует зависимость ребенка от определенного уровня оценок, то есть поддерживает "легенду" о его зацикленности на определенном уровне, неспособность достичь высокого результата.Контроль и оценка всегда были важной составляющей учебного процесса. Между тем веками педагоги дискутируют о целесообразности оценки, его технологию, о том, что должна показать оценка - успешность ученика или преимущества, недостатки той или иной методики обучения.Проблемы внутренней оценки.Проблема оценки качества образования является наиболее обсуждаемой на самых разных уровнях: от первых лиц государства до конкретных учителей, учащихся и их родителей. Ей посвящаются научно-практические конференции, семинары, заседания педагогических советов, круглые столы и многие другие мероприятия. Казалось бы, что за те долгие годы, в течение которых идет эта дискуссия, уже должна наступить определенная ясность, согласованность в понимании принципов, методов 2 и использования результатов оценки качества образования. Но наш управленческий и педагогический опыт свидетельствует о том, что в настоящее время результаты ГИА, других внешних диагностических работ являются основным мерилом успешности деятельности школы. В ряде случаев на основе этих результатов формируется рейтинг общеобразовательных учреждений (далее — ОО). Проведенный нами анализ нескольких десятков официальных сайтов школ различных субъектов Российской Федерации показал, что на сайтах большинства ОО вообще отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие оценку качества образования. Там же, где они есть, их содержание относится прежде всего к внешней, а не внутренней оценке. Можно сделать заключение о том, что результаты внешней оценки являются определяющими и для самой школы. Этот факт подтверждается не только многочисленными неформальными беседами, которые вели авторы статьи с директорами школ, учителями, родителями, но и конкретными данными. В 2018 году мы провели опрос среди 200 педагогов из различных регионов России. На вопрос «Каковы наиболее значимые критерии для оценки качества образовательной деятельности школы?» были получены такие ответы: ⚫ результаты ЕГЭ — 66% респондентов; ⚫ профессиональный уровень педагогов, работающих в школе, — 63%; ⚫ процент выпускников, поступивших в вузы, — 46%. Налицо, с нашей точки зрения, дисбаланс, когда внешняя оценка либо подменяет собой внутреннюю оценку либо у школ внутренней системы оценки качества образования вообще не существует. Те локальные нормативные акты, которые нам удалось увидеть, в большинстве случаев однотипны, что также может указывать на формальный подход при разработке этого важного для школы документа. На важность наличия внутренней системы оценки качества образования указывают результаты ответов, которые были получены из указанного выше опроса. На вопрос «Кто может оценивать качество преподавания?» 66% респондентов указали на администрацию школы, 59% — на самого учителя, 58% — на учащихся, 38% — на родителей и лишь 25% — на органы управления образования. На наш взгляд, исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы: ⚫ качество преподавания является самым важным фактором, влияющим на качество образования (об этом говорят различные исследования в области образования), и наши педагоги считают, что главные оценщики в этом плане — внутренние оценщики; ⚫ представляется крайне важным фактом то, что педагоги указывают на обучающихся как на важных оценщиков их профессиональной деятельности (а нередко приходится сталкиваться с негативным отношением многих педагогов к опросам обучающихся). При разработке локального нормативного акта, регламентирующего внутреннюю систему оценки качества образования, авторы исходили из миссионерской цели внутренней системы оценки качества образования (далее — ВСОКО), которая призвана 3

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложения



направления развития всей системы образования. При этом проблемы

оценки качества образования неразрывно связаны с проблемой оценки его

эффективности.Формируемая система оценки качества и эффективности

образования будет способствовать повышению качества образования только при

условии, что она станет источником достоверной, надежной и сопоставимой

информации о состоянии образования. При этом нужно учитывать также механизмы

развития системы образования (как в целом, так и отдельных

бразовательныхучреждений) и механизм влияния социума на систему образования.

Главные проблемы оценки качества образования связаны сегодня с поиском

инструментальных средств, позволяющих осуществить переход от «входных,

процессуальных» норм к нормированию результата образования и переход от

модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества» образования. С точки

зрения отбора системы показателей это означает отбор действенных и

информативных показателей, способных дать однозначную оценку соответствия

планируемых, реализуемых и достигаемых результатов друг другу, с одной стороны,и социальным и личностным ожиданиям, с другой.Наиболее перспективным в настоящее время является подход к отбору и структурированию системы показателей, характеризующих следующие четыре группы планируемых,

реализуемых и достигаемых образовательных результатов:Наиболее перспективным

в настоящее время является подход к отбору и структурированию системы

показателей, характеризующих следующие четыре группы планируемых,

реализуемых и достигаемых образовательных результатов:когнитивные результаты

образования, характеризующие общеинтеллектуальные умения, методологические и

предметные умения и знания;аффективные результаты образования,

характеризующие отношение учащихся к школе, к самому себе и образованию в

целом;психомоторные показатели, характеризующие устойчивость и

произвольность психических процессов;мотивы и цели образования, ценностные

установки и ориентации учащихся, модели поведения;физиологические показатели,

характеризующие состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность.

Оценка этих показателей должна вестись на основе факторного анализа внешних


социальных и экономических условий, в которых протекает образовательный

процесс. При этом должны учитываться основные популяционные характеристики

контингента учащихся, руководящих и педагогических кадров, характеристик

образовательного процесса.Важнейшей, но пока не решенной проблемой является

поиск интегративных показателей, таких, например, как «уровень

удовлетворенности образованием», или «возврат инвестиций, вложенных в

образование» и др., получаемых на основе данных образовательной статистики и

социологических опросов и характеризующих систему в целом.

Решение этих задач требует организации и проведения серии поисковых

исследований, направленных, прежде всего на минимизацию системы показателей,

выявление пороговых и критериальных значений для разных групп показателей, по

сопоставлению с которыми можно было бы уверенно судить о достижении системой

в целом или отдельным образовательным учреждением нового качества.

Заключение


Оценка качества образования – основополагающая характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям, которая должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды – т. е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Анализ имеющейся образовательной практики, опыт различных уровней управления образованием свидетельствует о возможности максимального использования существующих форм и методов контроля при разработке муниципальных, региональных, федеральных моделей оценки качества образования, моделей образовательных организаций, в частности: механизмов и процедур ЕГЭ, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, мониторинговых и диагностических исследований, контрольно-оценочных процедур, сбора статистических данных; необходимости их соотнесения с общероссийской и региональной моделями.Именно качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения.Для  профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя, то есть ключ к решению назревших практических проблем в экономике страны, а также в каждой отдельной образовательной организации.Таким образом, оценка качества должна включать показатели и анализ симы управления качеством образования и системы обеспечения качества.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Воспитание

процесс целенаправленного и систематического формирования личности воспитанника в целях подготовки его к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни

2

Обучение

целенаправленный и планомерный процесс передачи педагогом и усвоения обучающимися системы знаний, навыков, умений, способствующих формированию личности

3

Педагогика

наука об образовании; наука о сущности, закономерностях, тенденциях и перспективах развития целостного педагогического процесса, в котором реализуется образование

4

Речь учителя

основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию.

5

Педагогическая деятельность

форма психической активности педагога; особый вид социальной (профессиональной) деятельности специально подготовленных людей по достижению целей образования

6

Педагогическое общение

профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного климата.

7

Общение

важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности.

8

Учебная деятельность

ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий.

9

Цель

это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

10

Качество обучения

определенный уровень знаний, умений, общего развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями и образовательным стандартом.




Список использованных источников


1

Барановская А. Современная модель оценивания учебных достижений учеников: преимущества и недостатки // Начальная школа. - 2000. - №7. - С.48-50.

2

Гуревич, П. С. Психология [Текст] : Учебное пособие / П. С. Гуревич. - М. : КноРус, 2018. - 208 с.

3

Даринская, Л. А. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Л. А. Даринская. - СПбГУ, 2020. - 148 с.

4

Донцов, Д. А. Общая психология [Текст] : Учебное пособие / Д. А. Донцов, Л. В. Сенкевич, О. В. Турчан. - М. : Человек, 2018. - 352 с.

5

Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст] : Учебное пособие / Н. С. Ефимова. - М. : Инфра-М, 2021. - 288 с.

6

Загвязинский, В. И. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М. : Academia, 2019. - 352 с.

7

Исаев, Е. И. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие / Е. И. Исаев. - М. : Юрайт, 2018. - 348 с.

8

Котова, И. Б. Общая психология [Текст] : Учебное пособие / И. Б. Котова, О. С. Канаркевич. - М. : Дашков и К, 2016. - 480 с.

9

Лихачев, Б. Т. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Б. Т. Лихачев. - М. : Владос, 2017. - 684 с.

10

Лукацкий, М. А. Психология [Текст] : Учебное пособие / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 644 с.

11

Мандель, Б. Р. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М. : Флинта, 2018. - 288 с.

12

Папикян Т. А., Обмоина А. В. Состояние системы образования в современной России и ее актуальность [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 13-16.

13

Подласый, И. П. Педагогика. Теоретическая педагогика. [Текст] : Учебное пособие / И. П. Подласый. - М. : Юрайт, 2020. - 790 с.

14

Сазонова, Н. П. Педагогика. [Текст] : Учебное пособие / Н. П. Сазонова. - М. : Детство-Пресс, 2021. - 272 с.

15

Степанов, В. Е. Психология [Текст] : Учебное пособие / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. - М. : Дашков и Ко, 2019. - 732 с.

16

Щекатунова Г. Проблемы оценивания качества образования в общеобразовательных учебных заведениях // Начальная школа. - 2007. - № 17-18. - С.3-5.

17

Фоминова, А. Н. Педагогическая психология [Текст] : Учебное пособие / А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова. - М. : Флинта, 2018. - 320 с.

18

Штейнмец, А. Э. Общая психология [Текст] : Учебное пособие / А. Э. Штейнмец. - М. : ДРОФА, 2020. - 288 с.




Список сокращений


т.п. - тому подобное.

т.д. - так далее.

др. - другие.

т.е. - то есть.

Приложения


А