ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 Задание № 7
Познакомьтесь с изображениями наскальной живописи. Найдите воз- можные объяснения наблюдению исследовательницы Н. Дмитриевой над, ка- залось бы, парадоксальным явлением в искусстве первобыта: «Отношение к человеку преимущественно животное, отношение к животному – человече- ское, одухотворённое».
Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем она эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита наряду с изобра- жениями животных встречаются отпечатки человеческих ладоней, нарисо- ванные фигурки людей, появляются сюжеты, отражающие взаимодействия людей с животными и друг с другом, а также с божествами первобытных культов, соответствующие обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю составляют и отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более позд- ние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и дру- гие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей море- плавателей Древней Финикии, замеченные более примитивными община- ми Иберийского полуострова.
Пещерная живопись широко практиковалась первобытными общества- ми, промышлявшими охотой и собирательством и находившими укрытие в пещерах или жившими рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сю- жеты наскальных рисунков практически оставались прежними и были общи- ми для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга. Тем не менее различия между пещерной живописью различных временных пе- риодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изобра- жены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют
равное внимание как человеку
, так и фауне. Техника создания рисунков так- же претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.
Ввиду древности наскальных рисунков достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Совре- менные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; едино- го мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Считали, что рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафри- канский исследователи, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись — часть шаманских верований первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы [3, с. 62-65].
Основываясь на известных примерах пещерной живописи разных ви- дов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, при- шёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий перво- бытных подростков. Канадский палеоантрополог представила, что геометри- ческие узоры в пещерах представляли собой элементы единой коммуникаци- онной системы, которую Homo применяли для хранения и передачи инфор- мации: в примитивных картах или как памятки для запоминания важных ми- фов или обрядов. Британские учёные университетов полагают, что изобра- жения, которые обычно считают сценами охоты, на самом деле представляют собой схемы расположения ярких созвездий во время важных событий, а древние люди уже в каменном веке знали о предварении равноденствий. Со- гласно этой концепции изображения из пещеры Ласко отражают падение на Землю крупного метеорита около
17 тыс. лет назад [3, с. 198-199].
ямой. лех.
8 Задание № 8
Соотнесите термины и их определения:
-
Менгир - Установленный человеком грубо обработанный камень. -
Курган - Сооружение в виде земляной насыпи над погребальной -
Стоунхендж - Место, где находится самый известный в мире кром- 4 Альтамира - Пещера, в которой впервые были найдены наскальные
рисунки.
5 Тотемизм - Вера в сверхъестественную связь человека и животного.
9 Задание № 9
Таблица 2
Первобытная мораль – это ведущий духовный регулятор жизни общества. Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регу- лирующих общение и поведение людей в целях достижения единства обще- ственных и личных интересов.
Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомненную пользу общему единству.
Система табу | ||
Табу на эндогамные | Пищевое табу – запрет | Считается запретным |
браки – однако инцесту- | на выбрасывание еды, | передавать что-либо ле- |
альным считается союз | связанный с бедностью | вой рукой, так как она |
не только между члена- | бушменов | мыслится нечистой. При |
ми одной семьи, но и, к | | передаче денег левой |
примеру, с женщиной, | | рукой бушмен может |
носящей имя сестры или | | попросить переложить |
матери жениха. | | их в правую |
Система объектов поклонения | ||||
Анимизм- ве- | Тотемизм - | Фетишизм – | Магия – вера | Культура |
ра в сущест- | вера в | поклонение | в возмож- | предков- вера |
вование ду- | сверхъестест- | неодушев- | ность воздей- | в умерших. |
хов, в оду- | венную связь | лённым ве- | ствия на лю- | |
шевлённость | между какой- либо | щам. | дей, | |
Продолжение таблицы 2
всех предме- | группой лю- | Предмету | животных | |
тов, в нали- | дей и опреде- | предписыва- | путём обра- | |
чии незави- | лённым ви- | ются не при- | щения к чу- | |
симой души у | дом живот- | сущие ему | додействен- | |
людей, жи- | ных и расте- | свойства | ной силе. | |
вотных, рас- | ний. Реже яв- | (способность | | |
тений. | лениями при- | исцелять, | | |
| роды и не- | предохранять | | |
| одушевлён- | от врагов, | | |
| ными пред- | помогать на | | |
| метами. | охоте). | |
Список использованных источников
-
Алексеев, В. П. История первобытного общества : учеб. для вузов / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – 5-е изд., испр. – Москва : Высш. шк., 1999. – 319 с. -
Воронкова, Л. Н. Первобытное искусство / Л. Н. Воронкова. – Мо- сква : Диалог-МГУ, 1997. – 45 с. -
Мириманов, В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов – Москва : Согласие, 1997. – 328 с. -
Неклюдов, С. Ю. Ранние формы искусства / С. Ю. Неклюдов. – Москва : Искусство, 1972. – 480 с. -
Химик, И. А. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / сост. – Санкт-Петербург : Славия, 1998. – 415 с.