ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7 Задание 7




Познакомьтесь с изображениями наскальной живописи. Найдите воз- можные объяснения наблюдению исследовательницы Н. Дмитриевой над, ка- залось бы, парадоксальным явлением в искусстве первобыта: «Отношение к человеку преимущественно животное, отношение к животному – человече- ское, одухотворённое».

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем она эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита наряду с изобра- жениями животных встречаются отпечатки человеческих ладоней, нарисо- ванные фигурки людей, появляются сюжеты, отражающие взаимодействия людей с животными и друг с другом, а также с божествами первобытных культов, соответствующие обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю составляют и отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более позд- ние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и дру- гие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей море- плавателей Древней Финикии, замеченные более примитивными община- ми Иберийского полуострова.

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными общества- ми, промышлявшими охотой и собирательством и находившими укрытие в пещерах или жившими рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сю- жеты наскальных рисунков практически оставались прежними и были общи- ми для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга. Тем не менее различия между пещерной живописью различных временных пе- риодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изобра- жены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют

равное внимание как человеку
, так и фауне. Техника создания рисунков так- же претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

Ввиду древности наскальных рисунков достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Совре- менные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; едино- го мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Считали, что рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафри- канский исследователи, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись — часть шаманских верований первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы [3, с. 62-65].

Основываясь на известных примерах пещерной живописи разных ви- дов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, при- шёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий перво- бытных подростков. Канадский палеоантрополог представила, что геометри- ческие узоры в пещерах представляли собой элементы единой коммуникаци- онной системы, которую Homo применяли для хранения и передачи инфор- мации: в примитивных картах или как памятки для запоминания важных ми- фов или обрядов. Британские учёные университетов полагают, что изобра- жения, которые обычно считают сценами охоты, на самом деле представляют собой схемы расположения ярких созвездий во время важных событий, а древние люди уже в каменном веке знали о предварении равноденствий. Со- гласно этой концепции изображения из пещеры Ласко отражают падение на Землю крупного метеорита около

17 тыс. лет назад [3, с. 198-199].



ямой. лех.

8 Задание 8


Соотнесите термины и их определения:

  1. Менгир - Установленный человеком грубо обработанный камень.

  2. Курган - Сооружение в виде земляной насыпи над погребальной

  3. Стоунхендж - Место, где находится самый известный в мире кром- 4 Альтамира - Пещера, в которой впервые были найдены наскальные

рисунки.

5 Тотемизм - Вера в сверхъестественную связь человека и животного.



9 Задание 9



Таблица 2


Первобытная мораль – это ведущий духовный регулятор жизни общества. Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регу- лирующих общение и поведение людей в целях достижения единства обще- ственных и личных интересов.

Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомненную пользу общему единству.







Система табу

Табу на эндогамные

Пищевое табу запрет

Считается запретным

браки однако инцесту-

на выбрасывание еды,

передавать что-либо ле-

альным считается союз

связанный с бедностью

вой рукой, так как она

не только между члена-

бушменов

мыслится нечистой. При

ми одной семьи, но и, к




передаче денег левой

примеру, с женщиной,




рукой бушмен может

носящей имя сестры или




попросить переложить

матери жениха.




их в правую





Система объектов поклонения

Анимизм- ве-

Тотемизм -

Фетишизм –

Магия вера

Культура

ра в сущест-

вера в

поклонение

в возмож-

предков- вера

вование ду-

сверхъестест-

неодушев-

ность воздей-

в умерших.

хов, в оду-

венную связь

лённым ве-

ствия на лю-




шевлённость

между какой-

либо

щам.

дей,




Продолжение таблицы 2

всех предме-

группой лю-

Предмету

животных




тов, в нали-

дей и опреде-

предписыва-

путём обра-

чии незави-

лённым ви-

ются не при-

щения к чу-

симой души у

дом живот-

сущие ему

додействен-

людей, жи-

ных и расте-

свойства

ной силе.

вотных, рас-

ний. Реже яв-

(способность




тений.

лениями при-

исцелять,







роды и не-

предохранять







одушевлён-

от врагов,







ными пред-

помогать на







метами.

охоте).




Список использованных источников




  1. Алексеев, В. П. История первобытного общества : учеб. для вузов / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – 5-е изд., испр. – Москва : Высш. шк., 1999. – 319 с.

  2. Воронкова, Л. Н. Первобытное искусство / Л. Н. Воронкова. Мо- сква : Диалог-МГУ, 1997. – 45 с.

  3. Мириманов, В. Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов – Москва : Согласие, 1997. – 328 с.

  4. Неклюдов, С. Ю. Ранние формы искусства / С. Ю. Неклюдов. Москва : Искусство, 1972. – 480 с.

  5. Химик, И. А. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / сост. – Санкт-Петербург : Славия, 1998. – 415 с.