ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обряды делают природные объекты элементами духовной культуры.
В формах повседневной духовной жизни людей отчетливо проявляется характерная для природной среды цикличность. Так, в соответствии со сме- ной дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах. Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появле- нию обрядового природного календаря, который не только нормирует распо- рядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культу- ры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной точки зрения вре- менные этапы. Влияние природы на культуру является очевидным и поэтому практически не вызывает возражений. Но это лишь одна сторона взаимоот- ношений природы и культуры [2, с. 28-29].
Обратной стороной этой взаимосвязи является воздействие культуры на природу, следствием стал культурный ландшафт, включающий в себя Аг- ро-сферу и техно-сферу. Агро-сфера является результатом воздействия чело- века на почву, растительность, животных и др. Последствия этого воздейст- вия оказались чрезвычайно велики, поскольку человек в процессе своей жиз- недеятельности отбирал из растительного и животного мира те экземпляры или свойства растений и животных, которые наиболее полно отражали его потребности. Именно такой избирательный подход привел к целенаправлен- ному созданию новых сортов растений. Также в процессе культурного воз- действия на природу были созданы 119 новые породы животных, отличаю- щиеся особой выносливостью, плодовитостью, скоростью передвижения и т.д.
Назовите и охарактеризуйте первобытные формы религии.
Магия представляла собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, посредством которых стремились повлиять на стихийные силы и на деятельность людей.
Фетишизм — это вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и изготовленных человеком (различным камням, амулетам приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий.) Эта вещь – фетиш – как бы олицетворяла средоточие и средство проявления магической силы.
Тотемизм – вера в кровнородственные связи, существующие между ро- дом (племенем) и определенным животным или растением, отличавшим ро- ды друг от друга, помогавшим в охоте, войне.
Анимизм или демонизм – вера в души и духов, особые сверхъестест- венные существа, от которых зависит жизнь всего живого, существование всех предметов окружающего мира, деятельность людей. Таинственное топ- кое болото олицетворялось в образе кикиморы, дремучий лес – в образе ле- шего, хранитель домашнего очага – в образе домового, нерасчлененная при- рода и ее стихии – в образе демона и т. п. Позже демоны превращаются в бо- гов, гигантов, героев.
К первобытным формам религии можно также отнести культ предков, культ вождей, веру в приметы и т. д. Остатки этих форм сохранились факти- чески во всех религиях мира (обряды, поклонения), в традициях и в быту у народов всего мира.
Задание № 6
Проиллюстрируйте функции мифа конкретными примерами.
Миф — это социальное явление, присущее любому обществу. Совре- менное общество не является исключением. Каждый из нас обладает мифо- логическим сознанием, и элементы мифологизации присутствуют в самых различных сферах нашей жизни. Поэтому проблема мифа в системе совре-
менного общества является актуальной и остро стоящей. В то же время изу- чение этой проблемы сопряжено с определенными сложностями, главная из которых состоит в невозможности абстрагироваться от мифа-логичности собственного сознания: преодолевая один, исследователь подвергается воз- действию нового. Рассматривая литературу по данной тематике, можно уви- деть, что работы советского периода обличали буржуазную идеологию, чаще фигурируют примеры советских мифов и говорится об особой степени ми- фологизации тоталитарных обществ.
Таким образом, каждое время и общество имеет свою собственную обусловленную социально-культурными, политическими и экономическими факторами мифологию [1, с. 45-49].
Миф соответствует требованиям эпохи и выполняет ряд важных соци- альных функций. Функции современного социального мифа коррелируют с функциями древнего архаического мифа, в то же время, имея ряд особенно- стей, характерных для современной эпохи.
Несмотря на бурное развитие научнотехнического прогресса, резкого увеличения образованности людей за последний век, индивидуальное созна- ние сохраняет особенности, присущие древнему человеку. Одной из таких особенностей является стремление к упрощенному пониманию мира. В этой связи, расширение теоретических научных знаний, как в естественных, так и гуманитарных дисциплинах (психология, социология) усиливает необходи- мость упрощения мира, подгонки абстрактных категорий под чувственно- конкретные образцы. Поэтому функция упрощения современного мифа явля-
ется одной из основных. В мифе реальность с множеством ее противоречий упрощается до самой простой формы борьбы Добра со Злом. Особенно заме- тен этот процесс во времена революций и войн. Наступает время своеобраз- ной «реализации метафоры».
Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяс- нить трудно разрешимые через более разрешимое и понятное. Эта функция является одной из важнейших причин распространенности мифа
, так как че- ловеку свойственно верить тому, что понятно.
Одной из важнейших социальных функций мифа является его аксиоло- гическая функция, она задает определенную ценностную шкалу явлениям и отношениям, протекающим между человеком и окружающим миром. Миф указывает на те ценности и нормы поведения, которые адекватны данному обществу. Воспринимаемый некритически, он отвергает возможность мифо- логизированного сознания задаваться вопросами о целесообразности того или иного действия [3, с. 58-57].
Особая роль принадлежит традициям. Они представляют собой набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами обще- ственных отношений. Традиции нередко выражаются в форме ритуалов. Ри- туализация тех или иных действий имеет сугубо мифологический смысл. Ри- туал подчеркивает сакральную необходимость и верность того или иного действа. Ритуалы активно эксплуатируется в политике. Ярким примером мо- жет послужить инаугурация президента. В своей основе этот ритуал заимст- вован из церемонии коронации монархов и представляет собой некое посвя- щение избранного в новый статус первого лица государства. Таинство несет сакральный мифологический смысл, и правомерность статуса лица, всту- пающего в президентскую должность, не должна подвергаться сомнению. Таким образом, ритуалы очень помогают создавать, утверждать и поддержи- вать мифы. Ритуалы, символы и реликвии, требующие своеобразного безого- ворочного признания и поклонения, существуют далеко не только в религи-
озных обществах, но находят свое яркое проявление в любых других, в том числе атеистических. Например, из истории советской эпохи нам знакомы такие ритуальные действия как демонстрации, пленумы и съезды, символи- ческие объекты: мавзолей, памятники В.И. Ленина, труды К. Маркса, Ф. Эн- гельса и В.И. Ленина. Современное буржуазное общество наделено не мень-
шим набором ритуалов и символов, но в силу нашей вовлеченности в данную мифологию, адекватное их выделение осложнено. Хотя даже сегодня, мы можем с немалой долей уверенности говорить о современной мифологично- сти таких понятий как «демократия» и «свобода». Все эти символы и ритуа- лы становятся ценностями в данном обществе, формируя его устои.
Из аксиологической вытекает следующая -мировоззренческая функция мифа. Миф формирует картину мира, которая всегда претендует на досто- верность, на то, чтобы быть единственно верной. Мифологическая картина мира характеризуется своей иррациональностью, нередко алогичностью. Она не имеет рациональных доказательств. Причина доверия к ней кроется в эмо- циональности такой картины мира [2, с. 98-100].
В формах повседневной духовной жизни людей отчетливо проявляется характерная для природной среды цикличность. Так, в соответствии со сме- ной дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах. Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появле- нию обрядового природного календаря, который не только нормирует распо- рядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культу- ры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной точки зрения вре- менные этапы. Влияние природы на культуру является очевидным и поэтому практически не вызывает возражений. Но это лишь одна сторона взаимоот- ношений природы и культуры [2, с. 28-29].
Обратной стороной этой взаимосвязи является воздействие культуры на природу, следствием стал культурный ландшафт, включающий в себя Аг- ро-сферу и техно-сферу. Агро-сфера является результатом воздействия чело- века на почву, растительность, животных и др. Последствия этого воздейст- вия оказались чрезвычайно велики, поскольку человек в процессе своей жиз- недеятельности отбирал из растительного и животного мира те экземпляры или свойства растений и животных, которые наиболее полно отражали его потребности. Именно такой избирательный подход привел к целенаправлен- ному созданию новых сортов растений. Также в процессе культурного воз- действия на природу были созданы 119 новые породы животных, отличаю- щиеся особой выносливостью, плодовитостью, скоростью передвижения и т.д.
5 Задание № 5
Назовите и охарактеризуйте первобытные формы религии.
Магия представляла собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, посредством которых стремились повлиять на стихийные силы и на деятельность людей.
Фетишизм — это вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и изготовленных человеком (различным камням, амулетам приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий.) Эта вещь – фетиш – как бы олицетворяла средоточие и средство проявления магической силы.
Тотемизм – вера в кровнородственные связи, существующие между ро- дом (племенем) и определенным животным или растением, отличавшим ро- ды друг от друга, помогавшим в охоте, войне.
Анимизм или демонизм – вера в души и духов, особые сверхъестест- венные существа, от которых зависит жизнь всего живого, существование всех предметов окружающего мира, деятельность людей. Таинственное топ- кое болото олицетворялось в образе кикиморы, дремучий лес – в образе ле- шего, хранитель домашнего очага – в образе домового, нерасчлененная при- рода и ее стихии – в образе демона и т. п. Позже демоны превращаются в бо- гов, гигантов, героев.
К первобытным формам религии можно также отнести культ предков, культ вождей, веру в приметы и т. д. Остатки этих форм сохранились факти- чески во всех религиях мира (обряды, поклонения), в традициях и в быту у народов всего мира.
Задание № 6
Проиллюстрируйте функции мифа конкретными примерами.
Миф — это социальное явление, присущее любому обществу. Совре- менное общество не является исключением. Каждый из нас обладает мифо- логическим сознанием, и элементы мифологизации присутствуют в самых различных сферах нашей жизни. Поэтому проблема мифа в системе совре-
менного общества является актуальной и остро стоящей. В то же время изу- чение этой проблемы сопряжено с определенными сложностями, главная из которых состоит в невозможности абстрагироваться от мифа-логичности собственного сознания: преодолевая один, исследователь подвергается воз- действию нового. Рассматривая литературу по данной тематике, можно уви- деть, что работы советского периода обличали буржуазную идеологию, чаще фигурируют примеры советских мифов и говорится об особой степени ми- фологизации тоталитарных обществ.
Таким образом, каждое время и общество имеет свою собственную обусловленную социально-культурными, политическими и экономическими факторами мифологию [1, с. 45-49].
Миф соответствует требованиям эпохи и выполняет ряд важных соци- альных функций. Функции современного социального мифа коррелируют с функциями древнего архаического мифа, в то же время, имея ряд особенно- стей, характерных для современной эпохи.
Несмотря на бурное развитие научнотехнического прогресса, резкого увеличения образованности людей за последний век, индивидуальное созна- ние сохраняет особенности, присущие древнему человеку. Одной из таких особенностей является стремление к упрощенному пониманию мира. В этой связи, расширение теоретических научных знаний, как в естественных, так и гуманитарных дисциплинах (психология, социология) усиливает необходи- мость упрощения мира, подгонки абстрактных категорий под чувственно- конкретные образцы. Поэтому функция упрощения современного мифа явля-
ется одной из основных. В мифе реальность с множеством ее противоречий упрощается до самой простой формы борьбы Добра со Злом. Особенно заме- тен этот процесс во времена революций и войн. Наступает время своеобраз- ной «реализации метафоры».
Миф вообще исключает неразрешимые проблемы и стремится объяс- нить трудно разрешимые через более разрешимое и понятное. Эта функция является одной из важнейших причин распространенности мифа
, так как че- ловеку свойственно верить тому, что понятно.
Одной из важнейших социальных функций мифа является его аксиоло- гическая функция, она задает определенную ценностную шкалу явлениям и отношениям, протекающим между человеком и окружающим миром. Миф указывает на те ценности и нормы поведения, которые адекватны данному обществу. Воспринимаемый некритически, он отвергает возможность мифо- логизированного сознания задаваться вопросами о целесообразности того или иного действия [3, с. 58-57].
Особая роль принадлежит традициям. Они представляют собой набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами обще- ственных отношений. Традиции нередко выражаются в форме ритуалов. Ри- туализация тех или иных действий имеет сугубо мифологический смысл. Ри- туал подчеркивает сакральную необходимость и верность того или иного действа. Ритуалы активно эксплуатируется в политике. Ярким примером мо- жет послужить инаугурация президента. В своей основе этот ритуал заимст- вован из церемонии коронации монархов и представляет собой некое посвя- щение избранного в новый статус первого лица государства. Таинство несет сакральный мифологический смысл, и правомерность статуса лица, всту- пающего в президентскую должность, не должна подвергаться сомнению. Таким образом, ритуалы очень помогают создавать, утверждать и поддержи- вать мифы. Ритуалы, символы и реликвии, требующие своеобразного безого- ворочного признания и поклонения, существуют далеко не только в религи-
озных обществах, но находят свое яркое проявление в любых других, в том числе атеистических. Например, из истории советской эпохи нам знакомы такие ритуальные действия как демонстрации, пленумы и съезды, символи- ческие объекты: мавзолей, памятники В.И. Ленина, труды К. Маркса, Ф. Эн- гельса и В.И. Ленина. Современное буржуазное общество наделено не мень-
шим набором ритуалов и символов, но в силу нашей вовлеченности в данную мифологию, адекватное их выделение осложнено. Хотя даже сегодня, мы можем с немалой долей уверенности говорить о современной мифологично- сти таких понятий как «демократия» и «свобода». Все эти символы и ритуа- лы становятся ценностями в данном обществе, формируя его устои.
Из аксиологической вытекает следующая -мировоззренческая функция мифа. Миф формирует картину мира, которая всегда претендует на досто- верность, на то, чтобы быть единственно верной. Мифологическая картина мира характеризуется своей иррациональностью, нередко алогичностью. Она не имеет рациональных доказательств. Причина доверия к ней кроется в эмо- циональности такой картины мира [2, с. 98-100].