ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зированными головами – Венеры, по-видимому, связанные с культом матери- прародительницы. Подобные Венеры найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними по- являются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, услов- ный характер изображения. Первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окру- жающем мире [1, с. 89-90].
Согласны ли вы, что:
Нет не согласен. Потому-то, что проанализировали динамику вымира- ния крупных и мелких хищников и ее соотношение с динамикой климата — переменами температуры и уровня осадков. Ученые пришли к выводу, что ускоренное исчезновение хищников лучше всего объясняется прямой конку- ренцией этих животных с нашими предками за еду. Первобытные люди от- нимали свежи-пойманную добычу у древних хищников, вроде саблезубых тигров, обрекая тех на смерть от голода.
Да согласен. Потому-то, что Фетишизм — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных, религиозный фети- шизм существует в современном мире в виде почита- ния мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного кам- ня.
Частично соглашусь с высказыванием. Взаимоотношение природы (на- туры) и культуры — одна их ключевых тем культурологии. С самого начала своего появления человек испытывает на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность по приспособлению к приро- де и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию преображенной, окультуренной природы. Человек выделился из природной среды, но продолжал и продолжает оставаться в
известной мере ее частью.
Очень часто культуру определяют, как вторую природу (натуру). Такой под- ход мы находим еще у Демокрита, а затем — и у мыслителей Нового време- ни.
Но в таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культу- ре или они находятся в гармонии? С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего ми- ра создает искусственный мир предметов и явлений, который мы и называем культурой. В этом случае мы противопоставляем культуру природе, под- черкивая, что культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком. С другой стороны, сторонники социо-биологии не столь категоричны в ответе на вопрос о взаимоотношении культуры и приро- ды. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разницу они видят лишь в уровне сложности их техноло- гий жизнедеятельности [5, с. 361-365].
В таком случае культура рассматривается как особый этап общей эво- люции природы: растения адаптируются к среде через изменение своей ви- довой морфологии, животные адаптируются через сочетание процессов ви- довой изменчивости со сменой стереотипов поведения, человек адаптируется только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, ре- зультатом чего и стало формирование искусственной среды обитания. В лю- бом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая, вклю- чает в себя множество аспектов. Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности всегда бы- ли и являются в настоящее время факторами, определяющими национальный характер, традиции, обычаи, язык, сознание любого сообщества людей. С глубокой древности человек в целях выживания приспосабливался к среде своего обитания. Из готовых природных материалов он создавал орудия тру- да и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных, обраба- тывал почву и возделывал на ней культурные растения. В этой своей дея- тельности
он одновременно приспосабливал природу к своим потребностям
и в результате преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду своего обитания.
Созданная человеком природа представляет собой природную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной при- роды, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в 117 процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социаль- ную функцию. На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку культура — это вне природного яв- ления, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного веще- ства. Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, а с другой стороны, она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа вы- ступает предпосылкой и условием существования культуры.
Итак, культура есть акт преодоления природы, выход за границы ин- стинкта. Она возникает потому, что человек сумел преодолеть органическую предопределенность своего вида. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удоб- ной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определен- ных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием мора- ли, религии, искусства — словом, с рождением духовной культуры. Внима- тельный анализ вопроса взаимосвязи природы и культуры показывает, что они находятся в сложных взаимоотношениях. Человек вышел из природы, и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятель- ности человека. Очевидность этого факта требует более подробного объясне- ния и описания воздействия природно-географических факторов на жизне-
деятельность людей и их культуру. Во-первых, природа определяет потреб- ности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию
мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимые материалы для удовлетворения потребностей фи- зического существования человек находит в природе [5, с. 147-149].
Использование «натуры» для удовлетворения материально- биологических потребностей в свою очередь требует от человека соответст- вующих способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает свой собственный природный потенциал. Полученные от природы сведения используются для организации оптимальной материаль- ной и духовной деятельности. Во-вторых, природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни чело- века, судьба стран, народов и культур. Различная природная среда делает не- похожими друг на друга отдельные народы и их культуры, формирует у каж- дого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения.
Кроме того, первобытные народы создавали пантеон своих богов с уче- том географических особенностей места их проживания. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Многочисленные шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются на основе впечатле- ний, полученных их создателями от общения с природой. Художественное восприятие природы в значительной степени обусловлено культурой, кото- рая определяет, как люди видят мир и как они в нем действуют. Уже по сю- жетам и природному материалу можно догадаться о том, представителем ка- кой этнической культуры создано конкретное художественное произведение. В-шестых, очень сильное воздействие природа оказывает на традиционную народную культуру. Это находит свое отражение в специфических привыч- ках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народов.
- 1 2 3 4 5
Задание № 4
Согласны ли вы, что:
-
древний человек жил в гармонии с окружающей средой.
Нет не согласен. Потому-то, что проанализировали динамику вымира- ния крупных и мелких хищников и ее соотношение с динамикой климата — переменами температуры и уровня осадков. Ученые пришли к выводу, что ускоренное исчезновение хищников лучше всего объясняется прямой конку- ренцией этих животных с нашими предками за еду. Первобытные люди от- нимали свежи-пойманную добычу у древних хищников, вроде саблезубых тигров, обрекая тех на смерть от голода.
-
фетишизм – это феномен не только первобытной культуры, но и со- временного мира.
Да согласен. Потому-то, что Фетишизм — религиозное поклонение (культ) неодушевлённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, получившее распространение у первобытных племён. По мнению некоторых учёных, религиозный фети- шизм существует в современном мире в виде почита- ния мощей в христианстве и буддизме, и исламе — почитание Чёрного кам- ня.
-
культура появляется тогда, когда человек начинает создавать нечто отличное от природы, используя орудия труда.
Частично соглашусь с высказыванием. Взаимоотношение природы (на- туры) и культуры — одна их ключевых тем культурологии. С самого начала своего появления человек испытывает на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность по приспособлению к приро- де и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию преображенной, окультуренной природы. Человек выделился из природной среды, но продолжал и продолжает оставаться в
известной мере ее частью.
Очень часто культуру определяют, как вторую природу (натуру). Такой под- ход мы находим еще у Демокрита, а затем — и у мыслителей Нового време- ни.
Но в таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культу- ре или они находятся в гармонии? С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего ми- ра создает искусственный мир предметов и явлений, который мы и называем культурой. В этом случае мы противопоставляем культуру природе, под- черкивая, что культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком. С другой стороны, сторонники социо-биологии не столь категоричны в ответе на вопрос о взаимоотношении культуры и приро- ды. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разницу они видят лишь в уровне сложности их техноло- гий жизнедеятельности [5, с. 361-365].
В таком случае культура рассматривается как особый этап общей эво- люции природы: растения адаптируются к среде через изменение своей ви- довой морфологии, животные адаптируются через сочетание процессов ви- довой изменчивости со сменой стереотипов поведения, человек адаптируется только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, ре- зультатом чего и стало формирование искусственной среды обитания. В лю- бом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая, вклю- чает в себя множество аспектов. Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности всегда бы- ли и являются в настоящее время факторами, определяющими национальный характер, традиции, обычаи, язык, сознание любого сообщества людей. С глубокой древности человек в целях выживания приспосабливался к среде своего обитания. Из готовых природных материалов он создавал орудия тру- да и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных, обраба- тывал почву и возделывал на ней культурные растения. В этой своей дея- тельности
он одновременно приспосабливал природу к своим потребностям
и в результате преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду своего обитания.
Созданная человеком природа представляет собой природную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной при- роды, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в 117 процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социаль- ную функцию. На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку культура — это вне природного яв- ления, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного веще- ства. Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, а с другой стороны, она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа вы- ступает предпосылкой и условием существования культуры.
Итак, культура есть акт преодоления природы, выход за границы ин- стинкта. Она возникает потому, что человек сумел преодолеть органическую предопределенность своего вида. В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удоб- ной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определен- ных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием мора- ли, религии, искусства — словом, с рождением духовной культуры. Внима- тельный анализ вопроса взаимосвязи природы и культуры показывает, что они находятся в сложных взаимоотношениях. Человек вышел из природы, и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятель- ности человека. Очевидность этого факта требует более подробного объясне- ния и описания воздействия природно-географических факторов на жизне-
деятельность людей и их культуру. Во-первых, природа определяет потреб- ности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию
мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимые материалы для удовлетворения потребностей фи- зического существования человек находит в природе [5, с. 147-149].
Использование «натуры» для удовлетворения материально- биологических потребностей в свою очередь требует от человека соответст- вующих способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает свой собственный природный потенциал. Полученные от природы сведения используются для организации оптимальной материаль- ной и духовной деятельности. Во-вторых, природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни чело- века, судьба стран, народов и культур. Различная природная среда делает не- похожими друг на друга отдельные народы и их культуры, формирует у каж- дого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения.
Кроме того, первобытные народы создавали пантеон своих богов с уче- том географических особенностей места их проживания. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Многочисленные шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются на основе впечатле- ний, полученных их создателями от общения с природой. Художественное восприятие природы в значительной степени обусловлено культурой, кото- рая определяет, как люди видят мир и как они в нем действуют. Уже по сю- жетам и природному материалу можно догадаться о том, представителем ка- кой этнической культуры создано конкретное художественное произведение. В-шестых, очень сильное воздействие природа оказывает на традиционную народную культуру. Это находит свое отражение в специфических привыч- ках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народов.