Файл: Дипломный проект слушателя курсов профессиональной переподготовки по направлению Менеджмент в образовании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации

1.1 Общие положения

1.2 Ориентация на потребителя

1.3 Лидерство руководителя

1.4 Вовлечение работников

1.5 Процессный подход

1.6 Системный подход к менеджменту

1.7 Постоянное улучшение

2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ»

2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ»

2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения

2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа

3 Система управления качеством образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа»

3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС

3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг.

Заключение

Список использованной литературы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство образования Калининградской области
Государственное автономное учреждение

Калининградской области дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования»
Система управления качеством образования

в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа»

Дипломный проект слушателя

курсов профессиональной

переподготовки по направлению

«Менеджмент в образовании»

Ратниковой Надежды Михайловны
Допустить к защите

Зав. учебной частью Т.М. Харина

«» 2016 г.

Научный консультант:

Поляков Руслан Константинович

Калининград

2016

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 2

1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации 6

1.1 Общие положения 6

1.2 Ориентация на потребителя 8

1.3 Лидерство руководителя 9

1.4 Вовлечение работников 10

1.5 Процессный подход 10

1.6 Системный подход к менеджменту 12

1.7 Постоянное улучшение 13

2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ» 14

2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ» 14

2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения 17

2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа 26

3 Система управления качеством образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа» 31

3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС 31

3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг. 36

Заключение 39

Список использованной литературы 41



Введение



Проблема управления качеством образования в настоящее время встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Отношение к качеству образования как к
важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической, социальной, экологической, здоровьесберегающей безопасности, как к национальной идее, как к категории, которая определяет успешное развитие человека и общества.

Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, его конкурентоспособность, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Чрезвычайная актуализация проблемы качества образования связана также с развитием в последние десятилетия так называемой «философии всеобщего качества». В рамках этой философии происходит переосмысление традиционного понятия качества как степени соответствия какому-либо стандарту, в нашем случае образовательному, то есть в какой степени потребители удовлетворены предоставляемыми образовательными услугами. В контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

Современная школа сложна и многообразна, она непрерывно изменяется.

Новое качество образования – это соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

Современное образование должно формировать новую систему знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетентности.

Выбор темы дипломной работы «Система управления качеством образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа» обусловлен тем, что с возрастанием требований к качеству образования как общемировой тенденции, всё более востребованной стала методология управления качеством. А для практической реализации этой системы необходима
разработка оценочных средств измерителей качества, построение технологий комплексного мониторинга качества образования.

Сегодня перед школой и учителем стоит непреходящая цель – способствовать формированию интеллектуального потенциала страны, становлению и развитию высших потребностей личности, её гражданского и духовного возрождения. Современная школа должна обеспечить получение учащимися современного образования: комплексного, универсального, мировоззренческого; должна способствовать раскрытию склонностей детей, развитию индивидуальных интересов, образовательных и духовных потребностей учащихся, развитию личности ребёнка. Целью создания в общеобразовательном учреждении системы управления качеством образования является обеспечение необходимых условий предоставления качественной образовательной услуги, отвечающей запросам и ожиданиям потребителей. Кроме того, система управления качеством необходима современному общеобразовательному учреждению для:

  • повышения эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартами;

  • развития творческой и деятельной атмосферы в учреждении, активизации профессиональной деятельности работников;

  • улучшения в целом системы управления в общеобразовательном учреждении;

  • оптимизации финансового, ресурсного и кадрового обеспечения образовательного процесса;

  • повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения в условиях рыночных отношений;

  • создания современных безопасных условий образовательной деятельности;

  • обеспечения широкого участия общественности в управлении ОУ.

Важнейшим фактором и условием повышения качества образования является научно-методическое обеспечение. За многие годы в школе сложилась система методической работы, которая существенным образом влияет на повышение профессиональной компетентности педагогов и достижение ими хороших результатов в обучении и воспитании учащихся. Однако внедрение в школе инноваций привело к необходимости некоторой корректировки направлений, форм, способов и оценки научно - методической деятельности. Повышение требований к качеству образования не позволяет школе останавливаться на достигнутом, стимулирует использование новых управленческих механизмов, что в свою очередь приводит к переходу на новую управленческую ступень, обеспечивающую решение педагогических и организационно-экономических задач.


Объектом исследования дипломной работы выступает система управления качеством образования в школе. Основанием для проведения исследования организации и управления качеством образования явилась выявленная основная проблема: необходимость изменения системного подхода к пониманию «качество образования» и управлению им в образовательном учреждении в связи с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и комплексом мер по модернизации общего образования.

Целью данной работы является: выявление сущностных характеристик нового качества образования и особенности его достижения в условиях нашей школы, ориентация деятельности педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса, создание действенной системы управления качеством образования в современной школе. А с переходом на новые ФГОС появляется необходимость выработки единых критериев оценки качества образования на разных ступенях обучения. Для достижения поставленных целей в работе ставятся задачи:

  • провести проблемно-ориентированный анализ сложившейся системы управления качеством образования в школе, соответствия условий организации образовательного процесса нормативным требованиям и социальным ожиданиям;

  • выявить факторы, влияющие на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений;

  • наметить пути совершенствования системы управления качеством образования в школе.

Теоретической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных, таких как Амонашвили Ш.А., Макаренко А.С., Поташника М.М., Левита М.В., Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянова Е.Н., посвящённые анализу и диагностике вопроса повышения качества образования в современной школе, а также аналитический материал, содержащийся в различных источниках, публикуемый в периодической печати, в сети Интернет.

Информационной базой послужили данные о вопросе повышения качества образования в школе, отчётность по годам, данные мониторингов, статистический материал. Методологической основой исследования явились методы общенаучного познания: наблюдение, сравнение и описание, систематизация и логически познавательное осмысление, группировка, а также традиционные приемы экономического анализа.


1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации




1.1 Общие положения



Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации.

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обес­печивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

  • понимания и выполнения требований;

  • необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

  • достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

  • постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности потребителей требует оценки информации о восприятии потребителями выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель охватывает все основные требования настоящего стандарта, не детализируя их. Потребитель образовательных услуг может быть рассмотрен в нескольких аспектах. С одной стороны, это внутренние потребители в лице учащихся, с другой внешние потребители в лице внешкольных систем (образовательных, производственных), в которые поступают для продолжения образования или трудовой деятельности выпускники школ. Без сомнения, разновидностью внутренних потребителей, пусть и не основных, выступают родители учащихся, участвующие в той или