Файл: Дипломный проект слушателя курсов профессиональной переподготовки по направлению Менеджмент в образовании.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации
1.6 Системный подход к менеджменту
2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ»
2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ»
2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения
2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа
3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС
3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг.
Как видно из таблицы 9 МБОУ «Ясновская СОШ» тесно сотрудничает с различными учреждениями и общественными организациями на территории поселения и района, что положительно сказывается на работе школы.
Таблица 10 - Результаты PEST – анализа внешней среды
Факторы внешней среды | Возможности | Угрозы |
Политико-правовые | - Политика модернизации системы образования - Введение новых ФГОС - Запрос государства на развитие личностного, социального и профессионального определения детей | - Медленный характер введения стандартов - Негибкость и запаздывающий характер развития системы профессиональной подготовки педагогов - Изменения бюджетного финансирования |
Экономические | - Переход на нормативное «подушевое финансирование» - Мировой экономический кризис и, как следствие, увеличение дефицита государственного бюджета | - снижение покупательной способности населения - сохранение низкой заработной платы - недостаточное финансирование школы - непопулярность рабочих профессий у учеников |
Социальные | - Стимулирование роста рождаемости детей - Пропаганда ценностей семьи, здорового образа жизни -Поддержка семьи государством | - Старение педкадров - Снижение численности населения на селе - Высокая имущественная дифференциация населения - увеличение детей с ОВЗ |
Технологические | - Развитие ИКТ- технологий -Развитие инновационных технологий - Усиление рыночных тенденций в образовании | - недостаточное финансирование для постоянного обновления материально-технической базы школы - в конкуренции в образовании выигрывают городские школы |
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективные и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны,
насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.
3 Система управления качеством образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ясновская средняя общеобразовательная школа»
3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС
Теоретические основы управления качеством образования:
- управление качеством образования – новый управленческий подход, призванный устранить несоответствие результатов образовательной деятельности школы реалиям информационного общества;
- управление качеством образования на уровне школы имеет подчинённый характер по отношению к управлению школой как системой;
- процесс управления качеством образования представляет основу развития школы (целенаправленное воздействие на компоненты и структуру педагогической системы с целью повышения компетентности педагогов и улучшения достижений учащихся);
- основным жизненным циклом эффективного управления качеством образования для школы является учебный год.
Управление образованием – прежде всего управление процессом его развития. Это целенаправленное освоение школой педагогической системой новшеств; состояние постоянного обновления образовательной среды в контакте с информационным обществом. Качество образования выступает обобщённой мерой эффективности функционирования образовательной системы школы.
Качество образования учащихся есть результат воспитательно- образовательного процесса, который планируется в соответствии с теми целями воспитания и обучения, которые ставит перед собой коллектив школы. От качества поставленной цели зависит успех всего образовательного процесса. Целью и результатом качества образования в школе должно стать целостное развитие растущего человека, его готовность к самоопределению, саморазвитию и творчеству, к самоорганизации своей жизни.
По мнению Поташника М.М., "качество образования представляется как соотношение цели и результата, как мера достижения целей, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника". [19] Подобное определение понятия "качество" дают также Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.
А.М.Моисеев трактует понятие "качество образования в школе" как "совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование". [11]
В.М.Полонский понимает под качеством образования выпускников "определённый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники". [16]
В.П.Панасюк определяет качество школьного образования как "такую совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств". [15]
Под качеством образования понимается интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательного и рабочего процессов в ОУ государственным требованиям, реально достигаемым результатам, социальным и личностным ожиданиям, выраженных в критериях и показателях. Это определённый уровень освоения содержания образования, физического, психического, нравственного развития, которого ребёнок достигает в соответствии с индивидуальными возможностями и стремлениями.
Качество образования – важнейший показатель успеха школы и поэтому управление им становится приоритетным в работе администрации школы.
Освоение ФГОС НОО, ФГОС ООО требует создания в школе принципиально новой системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, что так же обуславливает необходимость создания в школе современной системы управления качеством образования.
Первая книга о научном управлении вышла в свет в 1903 году. За столетие теория управления проникла в педагогический процесс. И сегодня его сравнивают с педагогическим и методическим управлением, которое сводится к управлению познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, под управлением педагогической деятельностью понимают обеспечение нормального функционирования системы образования на основе: анализа, принятия управленческого решения, целеполагания, планирования и прогнозирования, организации исполнения, контроля, руководства, то есть использования основных видов управленческой деятельности.
Понятие «управление» можно определить как управление системой, целенаправленное воздействие с целью решения определённых задач. Для
управления качеством образования, исходя из госстандартов образования и других образовательных документов, необходимо:
- определить систему характеристик качеств выпускника и учащихся различных возрастных ступеней, с учётом показателей качеств знаний, воспитанности, психического развития, физического развития, которые необходимо сформировать у учащихся;
- разработать планы реализации принятых решений, определённых целей:
-организовать исполнение разработанных планов, сформировать запланированные качества;
-периодически осуществлять контроль и анализ хода реализации образовательного процесса и его результатов, то есть необходимого качества.
Управление качеством образования – это не только оценка, но и воздействие на него с целью получения необходимого качества.
Алгоритм программы управления качеством образования должен выглядеть следующим образом:
1. Создание системы информации о состоянии управляемого образовательного процесса, то есть создание системы мониторинга:
а) качества знаний;
б) качества психического и физического развития учащихся;
в) воспитанности;
г) уровня социализации;
д) качества образовательного процесса;
е) качества работы с педагогическими кадрами.
2. Установление текущего состояния качества знаний, развития, воспитанности по сравнению с предыдущим состоянием и целью.
3. Выявление причин данного состояния качества конечных результатов, то есть качества образовательного процесса и компетентности учителя.
4. Установление причин данного состояния качества учебного процесса и компетентности учителя, то есть качества работы с педагогическим коллективом. Эффективность системы повышения квалификации педкадров, научно-методической работы, действенность внутришкольного контроля.
5. Операциональное, диагностическое определение цели образовательного процесса.
6. Определение подпрограмм коррекции, воздействия на систему работы с педагогическими кадрами с целью решения задач повышения качества образовательного процесса и компетентности учителя.
ФГОС определяет новые требования к условиям организации образовательного процесса. Целью реализации основной образовательной программы общего образования является обеспечение планируемых результатов по