Файл: Дипломный проект слушателя курсов профессиональной переподготовки по направлению Менеджмент в образовании.doc
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы разработки системы менеджмента качества образовательной организации
1.6 Системный подход к менеджменту
2 Проблемно- ориентированный анализ системы управления качеством образования в МБОУ “Ясновская СОШ»
2.1 Характеристика МБОУ «Ясновская СОШ»
2.2 Анализ внутренней среды образовательного учреждения
2.3 Анализ состояния внешней социальной среды школы, особенности социального образовательного заказа
3.1 Особенности управления качеством образования в школе в рамках введения ФГОС
3.2 Приоритетные направления развития МБОУ «Ясновская СОШ» в 2016-2020 гг.
иной форме в формировании заказа школе, в контроле качества образовательных услуг. Образовательная услуга характеризуется внутренней деятельностью не только педагогов как поставщиков услуг, но и обучаемых по интериоризации знаний, самосовершенствованию, саморефлексии, саморазвитию и тому подобное.
Говоря о результатах образовательного процесса, следует иметь в виду, что они многообразны и не сводятся только к услуге. Это итог деятельности по обучению, воспитанию школьников, методической работе, по самореализации участников образовательного процесса, совершенствованию многостороннего взаимодействия школы с ее социальным окружением.
Важнейшей же результирующей характеристикой образовательного процесса является образованность выпускника школы. Это мера достижения личностью (субстратным носителем образованности) такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, который в наибольшей степени отвечает потребностям как самой личности в дальнейшем совершенствовании и само реализации, так и сфер профессиональной подготовки и использования.
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
ОО зависят от своих потребителей, обучающихся и их семей, общества в целом и других заинтересованных сторон, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Реализация этого принципа предполагает определение требований, установленных заинтересованными сторонами, стремление предугадать их желания и удовлетворить. При этом необходимо обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям всех заинтересованных лиц. В ОО должны быть определены процедуры доведения этих потребностей и ожиданий до сведения сотрудников
, а также измерения удовлетворенности заинтересованных сторон и осуществления соответствующих действий на основе результатов этого измерения. Основной проблемой при определении требований, как правило, является взаимодействие с предприятиями (организациями) и администрациями субъектов Федерации, так как они не всегда готовы сформулировать свои требования в отличие от Министерства образования и науки РФ.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Руководитель-лидер - необходимое условие устойчивого успеха.
Для руководителей всех уровней управления ОО реализация этого принципа предполагает:
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Для реализации принципа вовлечения работников необходимо:
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельность и соответствующие ресурсы управляются как процесс. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов ОУ, определению целей процессов, что однозначно требуется Стандартами и директивами ENQA, ответственных за эти процессы и документированной регламентации этих процессов. Все виды действий, совершаемых в ОУ, имеет смысл рассматривать как процессы. Согласно МС ИСО 9000, процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы.
За счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе организации, он позволяет получить ряд преимуществ, в сравнении с функциональным подходом.
Рисунок 1.1 - Процессный подход
Выделение процесса - определение его границ. Границы определяются начальной стадией (вход) и конечной (выход). В качестве входов и выходов процессов могут быть материальные потоки, потоки документов и потоки информации. Ответственный за процесс (руководитель процесса) - это должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями и несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса.
Практически весь XX век, с начала появления системы Тейлора, доминировал функциональный (бюрократический) подход к менеджменту, но в конце XX века получил распространение процессный подход. Основное внимание функционального подхода концентрируется на самостоятельных функциях, выполняемых различными людьми, а процессный подход ориентирован на меж-функциональные процессы.
Для функционального подхода главное - вертикальные связи в организации (которые традиционно отлажены), для процессного - горизонтальные (наиболее слабые и представляющие реальную опасность для прочности организационной структуры и эффективности менеджмента). Достоинство процессного подхода - в управлении на стыках деятельности подразделений и должностных лиц.
Деятельность в рамках процесса производит продукт, характеристики которого полностью определены внутренним и внешним потребителем, эти характеристики непрерывно измеряются с одновременной оценкой удовлетворенности потребителя результатами. Функциональное подразделение в своей деятельности реализует сформированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается перед своим руководством.
Применение процессного подхода означает:
Говоря о результатах образовательного процесса, следует иметь в виду, что они многообразны и не сводятся только к услуге. Это итог деятельности по обучению, воспитанию школьников, методической работе, по самореализации участников образовательного процесса, совершенствованию многостороннего взаимодействия школы с ее социальным окружением.
Важнейшей же результирующей характеристикой образовательного процесса является образованность выпускника школы. Это мера достижения личностью (субстратным носителем образованности) такого уровня развития отдельных ее свойств и структур, который в наибольшей степени отвечает потребностям как самой личности в дальнейшем совершенствовании и само реализации, так и сфер профессиональной подготовки и использования.
1.2 Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
ОО зависят от своих потребителей, обучающихся и их семей, общества в целом и других заинтересованных сторон, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
Реализация этого принципа предполагает определение требований, установленных заинтересованными сторонами, стремление предугадать их желания и удовлетворить. При этом необходимо обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям всех заинтересованных лиц. В ОО должны быть определены процедуры доведения этих потребностей и ожиданий до сведения сотрудников
, а также измерения удовлетворенности заинтересованных сторон и осуществления соответствующих действий на основе результатов этого измерения. Основной проблемой при определении требований, как правило, является взаимодействие с предприятиями (организациями) и администрациями субъектов Федерации, так как они не всегда готовы сформулировать свои требования в отличие от Министерства образования и науки РФ.
1.3 Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Руководитель-лидер - необходимое условие устойчивого успеха.
Для руководителей всех уровней управления ОО реализация этого принципа предполагает:
-
умение прогнозировать ситуации и осуществлять руководство, принимая во внимание накопленный опыт; -
понимание измерений во внешнем окружении и умении реагировать на них; -
принятие во внимание потребностей всех заинтересованных сторон; -
формирование ясного видения будущего ОО, а также ценностей и этических ролевых моделей на всех его уровнях; -
создание в ОО атмосферы доверия; -
предоставление сотрудникам необходимых ресурсов и делегирование им полномочий, адекватных взятой ими на себя ответственности, и установление их обязательной отчетности; -
поощрение сотрудников и признание их вклада в постоянное улучшение деятельности ОО; -
ведение открытого и честного обмена информацией; -
непрерывное обучение сотрудников; -
постановка достижимых целей и показателей, вызывающих у сотрудников стремление к совершенствованию и постоянному улучшению деятельности ОО; -
применение стратегии ОО для достижения установленных целей и показателей.
1.4 Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Для реализации принципа вовлечения работников необходимо:
-
довести до сведения каждого сотрудника политику ОУ в области качества и проводить необходимую разъяснительную работу; -
обеспечивать осведомленность каждого сотрудника об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества; -
создавать условия для вовлечения всех работников в процесс управления качеством, в том числе в процесс постоянного улучшения; -
стимулировать стремление сотрудников к обучению и самосовершенствованию; -
создавать условия для специальных возможностей сотрудников.
1.5 Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельность и соответствующие ресурсы управляются как процесс. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов ОУ, определению целей процессов, что однозначно требуется Стандартами и директивами ENQA, ответственных за эти процессы и документированной регламентации этих процессов. Все виды действий, совершаемых в ОУ, имеет смысл рассматривать как процессы. Согласно МС ИСО 9000, процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы.
За счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе организации, он позволяет получить ряд преимуществ, в сравнении с функциональным подходом.
-
Основными преимуществами процессного подхода являются: -
Координация действий различных подразделений в рамках процесса; -
Ориентация на результат процесса; -
Повышение результативности и эффективности работы организации; -
Прозрачность действий по достижению результата; -
Повышение предсказуемости результатов; -
Выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов; -
Устранение барьеров между функциональными подразделениями; -
Сокращение лишних вертикальных взаимодействий; -
Исключение невостребованных процессов; -
Сокращение временных и материальных затрат.
| | УПРАВЛЕНИЕ (ПРОЦЕДУРА) | |
ВХОД | | ' | ВЫХОД |
ПРОЦЕСС | |||
| | ||
| | МЕХАНИЗМ (РЕСУРСЫ) |
Рисунок 1.1 - Процессный подход
Выделение процесса - определение его границ. Границы определяются начальной стадией (вход) и конечной (выход). В качестве входов и выходов процессов могут быть материальные потоки, потоки документов и потоки информации. Ответственный за процесс (руководитель процесса) - это должностное лицо, наделенное соответствующими полномочиями и несущее ответственность за организацию, надлежащее функционирование и результаты процесса.
Практически весь XX век, с начала появления системы Тейлора, доминировал функциональный (бюрократический) подход к менеджменту, но в конце XX века получил распространение процессный подход. Основное внимание функционального подхода концентрируется на самостоятельных функциях, выполняемых различными людьми, а процессный подход ориентирован на меж-функциональные процессы.
Для функционального подхода главное - вертикальные связи в организации (которые традиционно отлажены), для процессного - горизонтальные (наиболее слабые и представляющие реальную опасность для прочности организационной структуры и эффективности менеджмента). Достоинство процессного подхода - в управлении на стыках деятельности подразделений и должностных лиц.
Деятельность в рамках процесса производит продукт, характеристики которого полностью определены внутренним и внешним потребителем, эти характеристики непрерывно измеряются с одновременной оценкой удовлетворенности потребителя результатами. Функциональное подразделение в своей деятельности реализует сформированную для него функцию, не ориентируясь при этом на потребителя, и отчитывается перед своим руководством.
Применение процессного подхода означает:
-
идентификацию процессов СК; -
определение «владельцев» процессов; -
описание процессов; -
определение методов управления процессами; -
определение методов измерения и мониторинга процессов; -
определение критериев для оценки результативности процессов; -
выделение ресурсов, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга.