Файл: Научноисследовательская работа (получение первичных навыков научноисследовательской работы) бгти (филиал) огу 44. 03. 01. 7022. 2208П.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Оренбургский государственный университет»

ОТЧЕТ

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)

БГТИ (филиал) ОГУ 44.03.01.7022.2208П

Бузулук 2022

Содержание и структура практики

«Оренбургский государственный университет»

Рабочий график (план) проведения практики

«Оренбургский государственный университет»

Факультет экономики и права

Кафедра педагогического образования

ДНЕВНИК

Бузулук 2022

Руководитель практики от института:__________ О.Н. Григорьева

Лист инструктажа

Характеристика – отзыв руководителя практики

на студентку Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ факультета экономики и права

Киселевой О.Н З-21ПО(б)ДО(у)

ФИО группа

Период практики: с 24.10.2022 г. по 29.11.2022 г.

Место прохождения практики: Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, кафедра педагогического образования.

Руководитель практики от института: О.Н. Григорьева

Результаты аналитической деятельности

Список использованных источников

Проект научной статьи на тему

«Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого–шестого года жизни»

Список использованных источников

«Оренбургский государственный университет»




Факультет экономики и права

Кафедра педагогического образования






ДНЕВНИК




прохождения практики по «Научно-исследовательская работа

(получение первичных навыков научно-исследовательской работы)»
студентки группы З-21ПО(б)ДО(у)
Киселевой Ольги Николаевны

ФИО

Место прохождения практики: Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный институт»
















Бузулук 2022


Дата

Содержание

Анализ выполненной работы

Подпись руководителя практики


24.10.2022

Проведение инструктажа.

Проведение инструктажа с практикантом по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.


25.10.2022

Изучение и анализ Профессионального стандарта «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)»


Изучили трудовые функции педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, трудовые действия воспитателя и необходимые умения.


24.10.2022-26.10.2022

Обзор литературы по теме педагогического исследования





Анализ статьи Лисиной М.И. «Формирование личности ребенка в общении».

Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении/ М. И. Лисина.- Текст: непосредственный// Дошкольное воспитание.- 2019. ‒ №5.- С.12-15.

М.И. Лисина выделяет у ребенка три важнейших вида отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному

миру, считая отношение к другим людям «центральной образующей личности». Исследователь замечает, что взаимоотношения и

общение связаны неразрывно: отношения возникают в общении и отражают

его особенности, а затем оказывают влияние на протекание общения.


Анализ статьи Смирновой Е.О. «Межличностные отношения дошкольников».

Смирнова, Е. О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.- Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание.- 2020. ‒ № 7.- С.13-14.

Автор считает, что в основе нравственного развития лежит формирование

межличностных отношений детей. Отношение к другим людям является

центром духовно-нравственного становления личности и во многом

определяет нравственную ценность человека.

Автор акцентирует внимание на том, что, в отличие от

общения, отношение к другому может и не иметь внешний проявлений.

Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его

можно испытывать и к отсутствующему; оно может существовать и на

уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний,

представлений, образов и пр.).


Анализ статьи Безруковой В.Г. «Основы духовной культуры»

Безрукова, В. С. Основы духовной культуры / В. С. Безрукова. -Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание.- 2019. ‒ № 2.- С.3-5.

В.Г. Безрукова называет дружелюбие положительным нравственным

качеством личности, выражающим искреннее отношение к людям, чистые

чувства, стремление к мирному доброму сосуществованию, к мирному спокойному решению возникающих конфликтов. По ее определению,

дружелюбие – это также тип отношений друг к другу, основанный на

уважении, признании прав




Анализ статьи Шишловой Е.В. «Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам»

Шишлова, Е. Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам / Е. Э. Шишлова.- Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание.- 2018. ‒ № 3.- С.8-9.
В статье говорится о том, что воспитание гуманных отношений у старших дошкольников окажется успешным при осуществлении индивидуального подхода к детям, именно индивидуальный подход будет способствовать разрешению возможных противоречий между внешними воздействиями взрослых и внутренними условиями развития детей, это послужит благоприятной основой для усвоения дошкольником социального содержания окружающего мира. Индивидуальный подход позволит в процессе воспитания ценных для общества гуманных отношений реализовать и их личностную значимость для ребенка, удовлетворить его интересы, потребности, учесть индивидуальные особенности, развить "сильные", своеобразные черты.



Анализ статьи Михайленко Н.Я.

«Игра с правилами в дошкольном возрасте»

Михайленко, Н. Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Н. Я. Михайлено, Н. А. Короткова. -Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание.- 2021. ‒ № 10.- С.10-11.
В статье автор признает необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре.



Анализ статьи Вакуленко О.В. «Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам»

Вакуленко, О. В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам / О. В. Вакуленко. -Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание.- 2021. ‒ № 11.- С.24-25.

О.В. Вакуленко предлагает формировать гуманные отношения к

сверстникам у старших дошкольников с помощью игрового тренинга –

варианта социально-психологического тренинга, в котором преобладают

игровые методы и приемы. В нем используются игры различного вида:

дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игровые упражнения

или синтез всех видов игр


26.10.2022

Изучение и анализ ФГОС ДО


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), отмечает, что важностью одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. ФГОС ДО определяет поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности как одно из обязательных условий успешной реализации образовательной программы.


27.10.2022

Изучение и анализ образовательных программ дошкольного образования


Проанализировали современные образовательные программы для детей дошкольного возраста: «Радуга» (Е.А. Соловьева), «Успех» (Н.Ф. Федина), «Тропинки» (В.Т. Кудрявцев)


28.10.2022-29.10.2022

Определение наиболее перспективных и актуальных направлений педагогических исследований в области дошкольной педагогики





Анализ статьи Репиной Т.А. «Социально-психологическое изучение общения дошкольников в игре»


Репина, Т. А. Социально-психологическое изучение общения дошкольников в игре / Т. А. Репина.- Текст непосредственный // Дошкольное воспитание.- 2018. ‒ № 2.- С.21-22.

В статье автор дает характеристику методике, направленной на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения.



Анализ статьи Усовой А.П. «Роль игры в воспитании детей»

Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова.- Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание.- 2020. ‒ № 9.- С.17-18.



Уделяя много внимания обучению дошкольника,

А. П. Усова вместе с тем считала, что оно составляет

лишь часть всей воспитательно-образовательной работы

детского сада, направленной на всестороннее (физиче-

ское, умственное, нравственное и эстетическое) развитие

маленького ребенка. Она подчеркивала, что в воспита-

нии детей дошкольного возраста наряду с обучением на

занятиях важное место должно занимать педагогическое

руководство игрой и трудовой деятельностью.

А. П. Усова указывала, что руководство игрой явля-

ется более сложным и трудным делом, чем, например,

обучением на занятиях, и это руководство требует глу-

боких знаний и большого педагогического мастерства.



Анализ статьи Тарасова С.В. «Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»

Тарасов, С. В. Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста / С. В. Тарасов .- Текст: непосредственный// Общество: социология, психология, педагогика. ‒ 2017. ‒ № 11. ‒ С. 62-66.


Автор считает активным методом развития положительных взаимоотношений старших дошкольников считает игру. В разработанной им программе используются современные игровые технологии, где игра выступает сферой нормализации отношений дошкольника с окружающим миром и сверстниками. В качестве приемов формирования доброжелательного, дружелюбного отношения автор программы применяет беседы на различные темы, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, психогимнастику, сказкотерапию, релаксационные приемы, театрализованную деятельность, просмотр мультипликационных фильмов



Анализ статьи Конышевой Е.В. «Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации»
Конышева, Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации / Е.А. Конышева.- Текст: непосредственный// Вопросы психологии. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 24-33.


Основным средством формирования дружелюбных отношений в

старшем дошкольном возрасте, по мысли Е.А. Конышевой, может стать игра драматизация. Разработанная исследователем система игр-драматизаций

включает приемы: этическая беседа, проблемные вопросы, сочинение этюдов

по эпизодам сказки, отражение эмоционального отношения к изучаемому

объекту в художественной деятельности ребенка, проигрывание этюдов с

нравственным содержанием, анализ поступков, обращение к личному опыту,

актуализация и обсуждение проблемных ситуаций, введение новых линий

сюжета, изменение окончания и т.д



Анализ статьи Бикузиной Т.С. «Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр»
Бикузина, Т.С., Савинова, С.В. Развитие доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством тренинговых игр / Т.С. Бикузина.- Текст: непосредственный // Научно-методический журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 13–18.
В данной статье раскрывается актуальность развития доброжелательных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Приводятся примеры характеристики структуры доброжелательных взаимоотношений разных исследователей. Главное внимание уделяется раскрытию понятий «доброжелательные взаимоотношения», «тренинговые игры».



Анализ статьи Бариленко Н.В. «Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности»
Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности / Н. В. Бариленко.- Текст: непосредственный // Вопросы психологии. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 24-33.
В статье говорится о том, дошкольный возраст имеет особое значение в процессе социально-коммуникативного развития ребенка, так как формирование навыков общения ребенка со сверстником и взрослым способствует преодолению затруднений в психическом развитии детей и обеспечивает их речевое и эмоциональное развитие, а также познавательную деятельность и самосознание. Как известно, в дошкольном возрасте происходит становление способности ребенка к согласованной деятельности с другими по достижению совместных целей в решении значимых для них социальных проблем, которая формируется, в том числе в игровой деятельности и общении со сверстником. В связи, с чем встает вопрос эффективного психологического сопровождения социально-коммуникативного развития именно в дошкольном возрасте.



Анализ статьи Качановой И.А. «Зачем нужна игра и как играют дошкольники»
Качанова, И. А. Зачем нужна игра и как играют дошкольники / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова.- Текст: непосредственный // Современный детский сад. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 48-57.
В статье рассматривается влияние игры на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми, а следовательно, и на развитие речи. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывает их с другими детьми, дети впервые вступают в общение со сверстниками через игру. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Параллельно этому взаимодействию идет развитие речи.


31.10.2022


Определение и обоснование темы научного исследования, Составление библиографии

Определили и обосновали тему научного исследования. Составили библиографию.


01.11.2022- 03.11.2022


Изучение научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого – шестого года жизни»

Изучили научную психолого-педагогической литературу по проблеме исследования «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого – шестого года жизни»


05.11.2022


Определение наиболее значимых и фундаментальных научных работ по теме исследования

Определили наиболее значимые и фундаментальные научные работы по теме исследования


07.11.2022-12.11.2022

Определение актуальности, степени разработанности проблемы, теоретико-методологической основы исследования темы «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого – шестого года жизни».
Определение наиболее значимых и фундаментальных научных работ по теме исследования


14.11.2022-19.11.2022

Работа над проектом научной статьи по проблеме «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого – шестого года жизни».

Работала над проектом научной статьи по проблеме «Психоло-го-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого – шестого года жизни».



21.11.2022-26.11.2022

Проведение обобщающего анализа, разработка проекта научной статьи.

Провела обобщающий анализ, разрабатывала проект научной статьи.



28.11.2022-29.11.2022

Оформление отчетной документации.

Оформление отчета по практике.



29.11.2022

Подготовка к научно-практической конференции.

Написана статья по проблеме исследования: «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого – шестого года жизни».



Руководитель практики от института:__________ О.Н. Григорьева



Лист инструктажа


по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка, обучающегося направленного для прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа.
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль: Дошкольное образование
Курс 2
Форма обучения заочная

Фамилия и должность проводившего инструктаж ___________­­_ О.Н. Григорьева

подпись

Инструктаж получен и усвоен, в чем расписываюсь:

З-21ПО(б)ДО(у) Киселева О. Н. __________ __________

группа ФИО обучающегося роспись дата

Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка провел, знания проверил:

______________ О.Н. Григорьева «_____» ___________ 2022

Подпись ФИО

Характеристика – отзыв руководителя практики

на студентку Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ факультета экономики и права

Киселевой О.Н З-21ПО(б)ДО(у)

ФИО группа

Период практики: с 24.10.2022 г. по 29.11.2022 г.

Место прохождения практики: Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, кафедра педагогического образования.

За время прохождения практики Киселева Ольга Николаева согласно индивидуальному заданию и задачам практики, изучала и анализировала психолого-педагогическую научную литературу: монографии, учебники и учебные пособия, научные статьи, определяла наиболее актуальные и перспективные научные направления дошкольной педагогики. Результатом деятельности научно-исследовательской практики студента стало выявление актуальности и значимости проблемы педагогического исследования по теме «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого-шестого года жизни.» По теме исследования была подобрана научная литература, позволяющая проанализировать степень его разработанности, определен методологический аппарат. Итогом деятельности стала разработка проекта научной статьи по проблеме «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого-шестого года жизни». Научно-исследовательская практика позволила Киселевой Ольге Николаевне познакомиться с основами исследовательской деятельности, заложить основы научного анализа информации, самостоятельно и под руководством осуществить сбор и обработку информации. Студентка продемонстрировала готовность к использованию теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования. Киселева Ольга Николаевна программу практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы выполнила и заслуживает оценку _________.



Руководитель практики от института: О.Н. Григорьева






Результаты аналитической деятельности



1 Актуальность темы:

Необходимо остановиться на следующих аспектах

- значимость исследуемой проблемы для социума:

В дошкольном возрасте, который является ответственным периодом в жизни, происходит формирование и воспитание фундаментальных способностей, а также развитие добрых чувств, определяющих дальнейшее личностное развитие ребёнка. Этот период начинается в раннем детстве и имеет особое значение в развитии детей, помогая им овладевать собственными эмоциями и своими действиями. Этому способствует взаимодействию со сверстниками, при котором совместные действия помогают формировать у детей произвольное управление своим поведением. Используя элементы социально-игровой технологии, дети приобретают знания, а коллективная работа помогает им выслушивать друг друга и решать возникающие вопросы.

С точки зрения нравственности, воспитание доброжелательности является комплексным системным процессом приобщения детей к высоким моральным ценностям человечества. Формирование доброжелательных, гуманных отношений начинаются с готовности к плодотворному сотрудничеству являющимися первыми контактами совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, а также с младшими детьми. В общении и совместной деятельности возникают эмоциональные переживания способные обогащать чувства другого.

Проявляя к людям внимание, доброжелательность и понимание, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, а также уверенность, положительная самооценка и стремление к самостоятельности. Такое отношение способствует формированию способности к общению, помогающему установить эмоциональный комфорт для каждого воспитанника детского сада, побуждая детей налаживать контакт с окружающим миром.

В дальнейшем для развития личности сформировавшиеся отношения станут фундаментом не только морального достоинства, но и выражением миролюбия и доброжелательности.

Ведущей деятельностью дошкольника является совместная игровая деятельность
, в которой планируемые игровые ситуации побуждают детей к сопереживанию самих событий, требующих не только сочувствия, но также весёлых и радостных событий, сближающих их с педагогом и с её участниками. Немаловажным условием для развития доброжелательности и нравственных качеств является пример взрослых. В основу таких качеств заложено развитие эмоциональной отзывчивости, добрые и внимательные отношения к детям, составляющие положительный отклик в их сознании и которые являются основой для развития нравственных начал и взаимоотношений между людьми.

Благодаря развитию психологических особенностей детей, у них формируется эмоционально-нравственное и доброжелательное отношение ко всему окружающему, вызывая интерес для участия в общем деле. Такое понимание нравственных качеств формирует устойчивые потребности в различных видах деятельности, закрепляя в себе навыки, умения, а также привычки поведения. Для детей это является своеобразной школой, когда они приобретают опыт моральных отношений, усваивают элементарную культуру деятельности, правила поведения, культуру речи.

А.А. Леонтьев отмечал, что «Доброжелательные отношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желание сделать приятное другим, готовность оказать помощь, проявить уважения к сверстникам. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения»

По мнению Е. О. Смирновой и Д. Б. Эльконина подвижные игры - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В подвижных играх одновременно осуществляется не только физическое развитие, но и умственное, эстетическое, трудовое воспитание и нравственное. Именно подвижная игра может явиться средством, позволяющим формировать положительные взаимоотношения у дошкольников.

Актуальность исследуемой проблемы подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), который отмечает важность одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. ФГОС ДО определяет поддержку взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности как одно из обязательных условий успешной реализации образовательной программы.

- противоречия в достижении цели исследуемой проблемы

Вместе с тем, в системе дошкольного образования наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – формирование неадекватного отношения к сверстникам. Поэтому проявление доброжелательности является главной задачей в отношениях детей старшего дошкольного возраста.
2 Степень разработанности проблемы «Психолого-педагогические условия воспитания доброжелательных отношений в подвижных играх детей пятого – шестого года жизни»

Современная отечественная педагогика активно выстраивает свою новую парадигму, ориентированную на человека. В центр современного воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения.

Проблемой формирования доброжелательных отношений и навыков общения занимались Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Е.О. Смирнова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина. Данные авторы уделяют особое значение социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.

В дошкольной педагогике межличностные отношения детей изучаются в разных аспектах. Р.С. Буре, Я.Л. Коломинский и др. анализируют влияние межличностных отношений дошкольников на совместную деятельность; В.Н. Бутенко выявляет особенности межличностных отношений в разновозрастных группах. В психолого-педагогической литературе определены подходы к формированию отношений детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной (А.П. Усова, В.А. Павленчик и др.), трудовой (Р.С. Буре), художественной (С.В. Кахнович, О.А. Овсянникова и др.), социально-культурной (Е.А. Ильинская), двигательной (М.Н. Сокольникова).

В современных исследованиях ученые в данном направлении изучают формирование гуманных (В.В. Абраменкова, О.В. Вакуленко, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, К.О. Орлов, Н.И. Цуканова, Е.Э. Шишлова и др.), доброжелательных (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Г.П. Лаврентьева, Е.О. Смирнова, М.Н. Сокольникова и др.), толерантных (Н.М. Иванова, Е.А. Ильинская, О.Н. Одивилова и др.), положительных (Ю.М. Едиханова, Ю.А. Приходько и др.), благоприятных (С.В. Кахнович), ненасильственных (Т.Н. Икрянникова, В.Г. Маралов и др.) отношений у детей дошкольного возраста.