Файл: Методические рекомендации для студентов 5 курса стоматологического факультета Краснодар 2022 удк 616. 314053. 2 Ббк 51. 1(2)2 п 69.doc
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Перечень навыков, обязательных для практического освоения.
-
Заполнение и ведение учетной и отчетной документации -
Выписывание рецепта, в том числе - льготного на наркотические и приравненные к ним препараты -
Организация рабочего места детского стоматолога (с учетом эргономики, правил асептики и антисептики, профилактики гепатита и ВИЧ-инфекции, комплектации лекарственных средств неотложной помощи) -
Организация приема больных на детском стоматологическом приеме -
Определение и оценка показателей общего состояния пациента:
артериальное давление,
частота дыхания,
частота пульса, реакция зрачков на свет.
-
Интерпретация рентгенограмм -
Промывание глаз -
Подкожная, внутрикожная инъекция -
Внутримышечная инъекция -
Внутривенная инъекция -
Остановка наружного кровотечения -
Методы искусственного дыхания -
Закрытый массаж сердца -
Помощь при обмороке, коллапсе -
Помощь при шоке разного генеза -
Помощь при электротравме -
Помощь при ожоге, тепловом ударе -
Помощь при отморожении -
Помощь при отравлении -
Помощь при остром нарушении мозгового кровообращения -
Помощь при эпилептическом припадке -
Помощь при приступе бронхиальной астмы -
Помощь при аллергической реакции -
Помощь при асфиксии -
Помощь при укусах животными, змеями, насекомыми -
Помощь при приступе почечной колики -
Помощь при гипертоническом кризе -
Помощь при диабетической коме -
Проведение урока гигиены полости рта -
Проведение профессиональной гигиены полости рта, удаление над- и поддесневых зубных отложений -
Выбор адекватных средств гигиены полости рта -
Выполнение осмотра, пальпации мягких тканей, лимфатических узлов и костей лицевого скелета -
Зондирование десневого желобка -
Зондирование пародонтального кармана -
Зондирование кариозной полости, полости зуба -
Определение степени подвижности зуба -
Перкуссия зуба -
Проведение термодиагностики -
Проведение электроодонтодиагностики -
Взятие материала для цитологического, бактериологического, патогистологического исследования -
Проведение шлифования пятен на эмали зуба -
Проведение реминерализующей терапии эмали зуба -
Нанесение раствора фторида натрия, фторлака на зубы -
Герметизация фиссур зуба -
Препарирование кариозной полости -
Приготовление и наложение лечебной прокладки -
Приготовление и наложение изолирующей прокладки -
Наложение временной пломбы -
Пломбирование кариозной полости цементами -
Пломбирование кариозной полости композиционным пломбировочным материалом (порошок-жидкость) -
Пломбирование кариозной полости композиционным пломбировочным материалом (паста-паста) -
Пломбирование кариозной полости фотополимеризующимся композиционными пломбировочными материалами -
Пломбирование кариозной полости компомером -
Шлифование и полирование пломбы -
Проведение инфильтрационного обезболивания -
Проведение проводникового обезболивания -
Проведение аппликационного обезболивания -
Проведение интралигаментарной анестезии -
Проведение орошения, аппликации лекарственных средств и инъекции препаратов при заболеваниях слизистой оболочки полости рта -
Наложение мумифицирующей пасты -
Выполнить этапы препарирования кариозной полости -
Удаление коронковой пульпы -
Удаление корневой пульпы -
Определение длины корневых каналов -
Инструментальная и антисептическая обработка корневых каналов -
Выполнение пломбирование корневых каналов различными материалами -
Продемонстрировать использование парапульпарных штифтов -
Выполнение осмотра, пальпации мягких тканей, лимфатических узлов, слюнных желез, костей лицевого скелета, ВНЧС -
Проведение инфильтрационного обезболивания -
Проведение проводникового обезболивания -
Проведение аппликационного обезболивания -
Проведение интралигаментарной анестезии -
Удаление временных и постоянных зубов с помощью щипцов -
Удаление постоянных зубов с помощью элеваторов -
Оформление ортодонтической карты -
Общее физическое развитие -
Оценить форму, симметрию, пропорциональность лица (анфас, профиль) -
Определить аномалии отдельных зубов -
Определить аномалии положения зубов -
Определить аномалии формы зубных дуг -
Определить центральную окклюзию, вид прикуса по критериям Энгля, Эндрюса -
Выполнение диагностических проб по Л.В.Ильиной-Маркосян -
Выполнение диагностических проб по Eschler-Bittner -
Определить тип движения нижней челюсти -
Определить произношение звуков -
Определить тип дыхания -
Определить тип глотания -
Размеров коронок зубов -
Длины зубного ряда по Nanse -
Ширины зубного ряда по Pont -
Длины переднего отдела зубной дуги по Korkhaus -
Сегментарный анализ зубных дуг по Gerlach с учетом индекса Tonn -
Мезиодистальное смещение зубов по Schmuth -
Описание и интерпретация дентальной рентгенограммы -
Описание и интерпретация ортопантомограммы -
Формулирование диагноза (последовательность) -
Обучение пациента миогимнастике -
Получение оттисков челюстей альгинатной массой -
Изготовление гипсовых моделей челюстей -
Определение конструктивного прикуса -
Активация элементов ортодонтической конструкции -
Снятие ортодонтической коронки, кольца -
Избирательное пришлифовывание зубов после ортодонтического лечения
Глава 2.
Краткие рекомендации по диагностике и лечению стоматологических заболеваний у детей.
Работая на детском приеме, студент должен учитывать психоэмоциональные особенности детей различного возраста, уметь психологически подготовить ребенка к стоматологическим манипуляциям, соблюдать правила врачебной этики и основные положения деонтологии.
При стоматологическом обследовании необходимо обращать внимание на общее физическое развитие ребенка, соответствие его возрасту, осанку, походку. При осмотре важно оценить конфигурацию и цвет лица, состояние кожи и красной каймы губ. Проведение пальпации позволит определить состояние лимфатического аппарата, височно-нижнечелюстного сустава, функцию слюнных желез.
При обследовании полости рта необходимо оценить глубину преддверия полости рта, состояние уздечек и тяжей слизистой оболочки преддверия, цвет и структуру слизистой оболочки губ, щек, неба, языка, десны, определить состояние прикуса. Необходимо обратить внимание на наличие и характер зубных отложений, проводя пробу Шиллера-Писарева, определить индекс гигиены полости рта (по Грину-Вермильону, Федорову-Володкиной и др.)
При исследовании зубов нужно обратить внимание на соответствие числа прорезавшихся зубов возрасту ребенка, на их размеры, положение и структуру твердых тканей, состояние имеющихся пломб.
Применяя дополнительные методы исследования, студент должен уметь сопоставлять результаты исследования с возрастными нормами, при проведении ЭОД необходимо помнить о различной реакции пульпы в разные периоды развития зуба, при описании рентгенограмм учитывать возрастные особенности строения челюстных костей, расположение и состояние зачатков (степень формирования, физиологическую резорбцию).
2.1. Некариозные поражения. Гипоплазия твердых тканей зуба – порок развития, наступающий в результате нарушения обменных процессов в развивающемся зубе и проявляющийся в количественном и качественном нарушении строения зуба. В зависимости от действующей причины нарушение возникает в группе зубов, формирующихся в один и тот же период (системная гипоплазия), флюороз; на нескольких, рядом стоящих зубах одного или разных периодов развития (очаговая гипоплазия), на одном или двух зубах (местная гипоплазия).
Диагноз гипоплазии или флюороза формируется на основании: жалоб, анамнеза (фтор в питьевой воде, токсины беременности у матери, частые заболевания ребенка в грудном возрасте, осложненный кариес временных зубов, травмы или опухоли челюстей) и данных объективного осмотра (характер поражения, симметричность поражения зубов, расположения патологического очага на поверхности зубов и т.д.)
Наследственные нарушения развития зубов – тяжелые поражения твердых тканей зубов, характеризующиеся системными нарушениями структуры и минерализации эмали твердых тканей как временных, так им постоянных зубов. Для постановки диагноза важны данные семейного анамнеза или данные генетического исследования.
2.2. Кариес зубов.
диагноз кариеса формулируется с учетом:
А) активности кариозного процесса (компенсированная, субкомпенсированная, декомпенсированная формы или Ι, ΙΙ, ΙΙΙ степени активности);
Б) клинического течения: (острый, хронический);
В) глубины поражения (кариес в стадии пятна, поверхностный, средний, глубокий);
Г) места расположения очага поражения (на апроксимальной, вестибулярной, жевательной, небной поверхности).
Пример написания диагноза (кроме клинического диагноза выставляется диагноз каждого заболевания ЧЛО по МКБ):
Диагноз: Кариес зубов, декомпенсированная форма, острое течение.
12 зуб – кариес поверхностный на апроксимальной поверхности.
85 зуб – кариес средний на жевательной поверхности.
Лечение кариеса включает комплекс гигиенических мероприятий полости рта, использование средств местного действия, повышающих резистентность тканей зуба, пломбирование зубов, рациональное питание и использование противокариозных средств эндогенного действия. Обязательно назначение экзогенной реминерализующей терапии с кратностью в зависимости от степени активности кариозного процесса. При лечении кариеса временных зубов у детей младшего и школьного возраста необходимо использовать щадящую методику препарирования ручными инструментами, АRT-технику, химико-механическое препарирование. Выбор средств для антисептической обработки осуществляется с учетом наличия во временных зубах тонкого слоя дентина, близости пульпы. Нельзя использовать спирт и эфир. При лечении кариеса в стадии пятна необходимо проведение реминерализующей терапии, а во временных зубах, находящихся в периоде резорбции корня, целесообразнее провести импрегнацию фторид диаммина серебра препаратами «Аргенат» (Владмива), «Сафорайд» (Япония) 2 раза в год.