Файл: Методические рекомендации для студентов 5 курса стоматологического факультета Краснодар 2022 удк 616. 314053. 2 Ббк 51. 1(2)2 п 69.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «КубГМУ» Минздрава России




Кафедра детской стоматологии, ортодонтии и

челюстно-лицевой хирургии


ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Методические рекомендации для студентов

5 курса стоматологического факультета

Краснодар

2022

УДК 616.314-053.2

ББК 51.1(2)2

П 69
Составители: сотрудники кафедры детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии и ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России: к.м.н., доцент Павловская О.А., к.м.н., доцент Восканян А.Р., к.м.н., доцент Аюпова Ф.С., к.м.н., доцент Волобуев В.В., к.м.н., доцент Быкова Н.И., ассистент Мосесова А.С.

Под редакцией заведующего кафедрой детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии д.м.н., доцента Митропановой М.Н.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии: методические рекомендации для студентов 5 курса / ФГБОУ ВО «КубГМУ» Минздрава России; составители: к.м.н., доцент Павловская О.А., к.м.н., доцент Восканян А.Р., к.м.н., доцент Аюпова Ф.С., к.м.н., доцент Волобуев В.В., [и др.]; под ред. д.м.н., доцента М.Н. Митропановой, – Краснодар: 2022.
Рецензент:

Заведующий кафедрой хирургической стоматологии и ЧЛХ ФГБОУ ВО «КубГМУ» Минздрава России, д.м.н., профессор Т.В. Гайворонская.

Главный внештатный детский специалист стоматолог Министерства здравоохранения Краснодарского края Е.О. Любомирская.
Методические рекомендации «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии» подготовлены в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта (ФГОС 3++ по специальности 31.05.03 «Стоматология»), утвержденного 12.08.2020, на основе рабочей программы «Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии» предназначены для студентов 5 курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России.

Методические рекомендации рекомендованы к изданию ЦМК ФГБОУ ВО КубГМУ, протокол № 10 от 9. 12.2022 г.
УДК 616.314-053.2

ББК 51.1(2)2
© Павловская О.А., Восканян А.Р., Аюпова Ф.С., Волобуев В.В., Быкова Н.И., Мосесова А.С.

Оглавление


Предисловие

5

Введение

6

Список сокращений

7

Глава 1. Организация производственной практики студентов 5 курса стоматологического факультета


8

1.1. Учебно-исследовательская работа студентов во время производственной практики

9

1.2. Темы презентаций УИРС

1.2.1. Терапевтический раздел

1.2.2. Хирургический раздел

1.2.3. Ортодонтия


9

10

11

1.3. Перечень навыков, обязательных для теоретического освоения


12

1.4. Перечень навыков, обязательных для практического освоения

14

Глава 2. Краткие рекомендации по диагностике и лечению стоматологических заболеваний у детей

18

2.1. Некариозные поражения

18

2.2. Кариес

19

2.3. Пульпит

20

2.4. Периодонтит

22

2.5. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта

23

2.6. Санитарно-просветительная работа

24

Глава 3. Краткие рекомендации по диагностике и лечению зубочелюстно-лицевых аномалий

25

3.1. Аномалии положения зубов и зубных дуг

25

3.2. Аномалии окклюзии в сагиттальной плоскости. Дистальная окклюзия

27

3.3. Аномалии окклюзии в сагиттальной плоскости. Дистальная окклюзия

28

3.4. Аномалии окклюзии в сагиттальной плоскости. Мезиальная окклюзия

29

3.5. Аномалии окклюзии в вертикальной плоскости. Глубокая резцовая окклюзия. Глубокая резцовая дизокклюзия

30

3.6. Открытая резцовая дизокклюзия и боковая дизокклюзия

30

3.7. Перекрестная окклюзия

31

3.8. Классификация зубочелюстных аномалий по МКБ-10

32

Глава 4. Краткие рекомендации по диагностике и лечению хирургических заболеваний челюстно-лицевой области

33

4.1. Особенности обезболивания и удаления зубов у детей

33

4.2. Показания к удалению временных зубов у детей

33

4.3. Показания к удалению постоянных зубов у детей

34

4.4. Особенности операции удаления зубов у детей

34

Список литературы

35

Приложение № 1. Предупреждение профессиональных заражений вирусными гепатитами с перкутанным механизмом передачи возбудителя (В, С, Д)

38

Приложение № 2. Меры профилактики ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях

39

Приложение № 3. Дневник к «Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии»

41

Приложение № 4. Темы бесед для родителей и детей

54

Приложение № 5. Критерии оценок на экзамене по практике у студентов 5 курса

55




Предисловие


Методические рекомендации «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии» для студентов 5 курса стоматологического факультета содержат краткие сведения о диагностике и лечении стоматологических заболеваний и зубочелюстно-лицевых аномалий у детей.

Цель методических рекомендаций – улучшить освоение навыков практической работы стоматолога за счет акцентирования внимания на симптомах при различной стоматологической патологии у детей, важных для этапа диагностики и выбора лечебной тактики, на алгоритмах написания истории болезни пациента

Изучение материалов методических рекомендаций способствует формированию у обучающихся универсальных компетенций (УК-1) и общепрофессиональных (ОПК 1, 5, 13).

Методические рекомендации «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии» содержат информацию о целях практики, принципах ее организации, включают перечень мануальных навыков по дисциплинам «Детская стоматология», «Ортодонтия», которыми должен овладеть студент за время прохождения практики. Предложены темы презентаций учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), рекомендации по диагностике и лечению стоматологических заболеваний, библиографический список, оглавление, приложения. Приложения к методическим рекомендациям включают информацию о профилактике заражений вирусным гепатитом, ВИЧ-инфекцией на стоматологическом приеме, образец заполнения дневника производственной практики и т.д.

Необходимость переиздания методических рекомендаций по практике обусловлена быстрым развитием стоматологических специальностей, требующим внесения изменений в ранее предложенные подходы к диагностике и лечению стоматологических заболеваний и зубочелюстно-лицевых аномалий у детей.

Методические рекомендации «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии» составлены на основе опыта проведения производственной практики кафедрой детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии и соответствуют Федерального государственного стандарта (ФГОС 3++ по специальности 31.05.03 «Стоматология»). Авторы надеются, что данное пособие будет способствовать повышению уровня знаний по дисциплинам «Детская стоматология», «Ортодонтия и детское протезирование».


Введение
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии является неотъемлемой частью учебного процесса для студентов 5 курса стоматологического факультета по дисциплинам «Детская стоматология», «Ортодонтия и детское протезирование», важнейшим этапом подготовки врача-стоматолога.

Практика проводится в соответствии с требованиями квалификационной характеристики стоматолога. Врачебная практика проводится после освоения студентами программы теоретической и практической подготовки. Практика предполагает освоение принципов организации стоматологической службы, повышение теоретических знаний по специальности, улучшение и закрепление умений и мануальных навыков по диагностике и лечению основных стоматологических заболеваний и зубочелюстно-лицевых аномалий у детей.

Целью «Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии» является профессиональная подготовка обучающегося, ориентированная на углубление теоретических знаний, формирование компетенций и закрепление у студентов практических навыков по дисциплине.

Задачами практики являются:

  • знакомство со структурой детской стоматологической поликлиники (отделения), организацией стоматологической помощи детям, применяемыми методами плановой санации, участие в диспансеризации школьников, проведение комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний;

  • знакомство с принципами организации и работы детской стоматологической клиники, профилактики внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях, создания благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;

  • усвоение правил ведения и оформления медицинской документации детской стоматологической поликлиники;

  • усвоение правил хранения медикаментозных средств в детской стоматологической поликлинике;

  • усвоение принципов охраны труда и техники безопасности, профилактики профессиональных заболеваний, осуществления контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;

  • усвоение схем и методов применения профилактики стоматологических заболеваний у детей и подростков, а также предупреждения осложнений в стоматологии детского возраста;

  • освоение студентами методов диагностики при обследовании больных детей и подростков с различными стоматологическими заболеваниями, повреждениями, дефектами и деформациями тканей челюстно-лицевой области;

  • освоение студентами методов стоматологического лечения, профилактики осложнений и реабилитации больных с заболеваниями челюстно-лицевой области при оказании амбулаторной стоматологической помощи;

  • освоение студентами методов диагностики симптоматических проявлений соматических и инфекционных заболеваний в полости рта у детей и подростков;

  • формирование у студентов навыков общения и взаимодействия с коллективом, пациентами детского и подросткового возраста и их родственниками.