Файл: Методические рекомендации для студентов 5 курса стоматологического факультета Краснодар 2022 удк 616. 314053. 2 Ббк 51. 1(2)2 п 69.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования к качеству диагностики и лечения постоянно возрастают, а, соответственно, и к уровню подготовки специалистов. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии способствует более качественному освоению дисциплин «Детская стоматология», «Ортодонтия и детское протезирование».
Список сокращений

ВНЧС – височно-нижнечелюстной сустав

ВОЗ – Всемирная Организация Здравоохранения

ВПО – высшее профессиональное образование

ЗЧА – зубочелюстно-лицевые аномалии

ИРЗ – интраоральная рентгенограмма зуба

КЛКТ – конусно-лучевая компьютерная томография

КубГМУ – Кубанский государственный медицинский университет

МГМСУ – Московский государственный медико-стоматологический университет

ОК – общекультурные компетенции

ОПТГ – ортопантомограмма

ПК – профессиональные компетенции

ТРГ – телерентгенограмма

УИРС – учебно-исследовательская работа студента

ФГОС ВПО 3++ – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

ЧЛО – челюстно-лицевая область

Глава 1.

Организация практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по детской стоматологии производственной практики студентов 5 курса стоматологического факультета.

На основании приказа Министерства высшего и среднего специального образования и утвержденной заявки ФГБОУ ВО КубГМУ №2458 от 05.06.2013 г. базами практики являются все детские стоматологические поликлиники, отделения, кабинеты в городах и районах Краснодарского края. Главный врач стоматологической поликлиники или заведующий стоматологическим отделением при многопрофильной больнице являются базовыми руководителями.

Для руководства практикой на местах назначаются доцент, ассистент кафедры, утверждаемый приказом ректора университета. Непосредственные руководители
, т.е. врачи – кураторы на базах назначаются из числа наиболее квалифицированных врачей со стажем работы не менее 5 лет.

Практика по дисциплинам «Детская стоматология», «Ортодонтия и детское протезирование» проходит в детских стоматологических поликлиниках или в детских отделениях стоматологических поликлиник после 9 семестра обучения в течение двух недель (12 рабочих дней). Студенты работают в качестве помощника врача-стоматолога детского (врача-ортодонта). В целях обеспечения каждого студента рабочим местом практика проводится в два потока. Продолжительность рабочего дня – 6 часов при шестидневной работе лечебного учреждения. При пятидневной работе лечебного учреждения обязательна работа студентов в субботу вместе с дежурным врачом, на приеме по оказанию неотложной стоматологической помощи детям. В течение шести рабочих дней практики студенты должны вести прием в терапевтическом кабинете (отделении), в течение трех дней – в хирургическом и трех дней – в ортодонтическом кабинете.

За время практики, помимо лечебной работы, студент принимает участие в санитарно-просветительной работе, производственных совещаниях, научных и клинических конференциях, а также выполняет учебно-исследовательскую (УИРС) работу.

Необходимый объем работы: ежедневный прием 4-5 детей, всего 40-50 человек. Весь объем работы отражается студентами в дневнике производственной практики (приложение 3). Проверка дневника проводится врачом-куратором ежедневно и подписывается им. Следует обратить внимание на записи и проверку дневника в первые дни работы студентов, чтобы избежать в дальнейшем неточности в оформлении, которые могут иметь место в начале работы.

По результатам практики студентами составляется отчет о проделанной работе. Базовый руководитель заверяет характеристику на студента, работавшего в качестве помощника врача-стоматолога детского, его дневник и отчет.

На кафедре детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии студенты сдают экзамен по производственной практике согласно утвержденному графику. На экзамен предоставляется дневник производственной практики с характеристикой и отчетом, а также выполненная учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская работа (НИРС). Оценка вносится в зачетную книжку студента.

Студенты, не сдавшие отчетную документацию в срок, или не выполнившие один из разделов практики, к экзамену не допускаются. В последнем случае они направляются для повторного прохождения практики в период каникул.

    1. Учебно-исследовательская работа студентов во время практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по дисциплинам «Детская стоматология», «Ортодонтия и детское протезирование».

В современных условиях к подготовке врачей в ВУЗе предъявляются повышенные требования. Необходимо усвоить не только теоретические знания и практические навыки, но и элементы научного исследования.

За время прохождения практики каждый студент выполняет работу по избранной теме. Тематика обсуждается, подбирается с куратором в зависимости от условий прохождения практики.

Выполненное студентом исследование оформляется в виде доклада или презентации. Наиболее удачные работы представляются на ежегодную студенческую научно-практическую конференцию с соответствующим иллюстративным обеспечением.

На кафедре детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии разработаны методические рекомендации по выполнению презентаций, заполнению истории болезни.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Темы презентаций УИРС.


      1. Терапевтический раздел.

1. Кариес в раннем детском возрасте, характеризующийся глубокими кариозными поражениями зубов. Бутылочный кариес: важность ранней диагностики и лечения.

  1. Заболевания пародонта у детей с соматической патологией.

  2. Особенности адаптации детей с расстройством аутического спектра на стоматологическом приеме для проведения комплексной санации полости рта.

  3. Характеристика различных техник пульпотомии при лечении осложненного кариеса зубов у детей.

  4. Сравнительная характеристика эффективности использования стеклоиономерных цементов в клинике стоматологии детского возраста.

  5. Ормокеры. История возникновения и развития. Классификация. Состав, свойства, недостатки, представители. Показания к применению. Ошибки применения. Применение в детской стоматологии. Керомеры.

  6. Использование лазерных технологий в практике врача-стоматолога детского.

  7. Рентгенография в технике байтвинг для диагностики кариеса молочных зубов.

  8. Реплантация фрагментов зубов у детей при переломе коронки в пределах твердых тканей.

  9. Технологии реставрации зубов в детской стоматологии.

  10. Применение "Бифидина" и его аналогов в качестве профилактики кариеса зубов.

  11. Фотодинамическая терапия в детской стоматологии.

13. Особенности протекания кариеса и его осложнений у детей с врожденным пороком лица.

1.2.2. Хирургический раздел.

  1. Современные методы лечения и реабилитации детей с функциональными заболеваниями ВНЧС.

  2. Распространенность хирургических заболеваний челюстно-лицевой области у детей в Краснодарском крае (выбрать нозологию: травмы, доброкачественные и злокачественные опухоли, заболевания ВНЧС и др.).

  3. Использование артикаинсодержащих анестетиков на детском приеме. Показания, противопоказания, виды актуальных анестезий.

  4. Современная антибактериальная и противовоспалительная терапия при лечении острых воспалительных заболеваний ЧЛО у детей.

  5. Аутотрансплантация зубов: обзор методики и перспективы применения у детей.

  6. Диагностические критерии фолликулярных кист челюстей, их распространенность в городе прохождения практики.

  7. Применение бета-блокаторов при лечении гемангиом ЧЛО.

  8. Особенности протекания кариеса и его осложнений у детей с врожденным пороком лица.

  9. Клиника, диагностика сверхкомплектных зубов, распространенность патологии в городе прохождения практики.

  10. Полный вывих зуба: алгоритм лечения, распространенность патологии в городе прохождения практики.

  11. Неполный вывих зуба: алгоритм лечения, распространенность патологии в городе прохождения практики.

  12. Острый гнойный паротит: клиника, диагностика, критерии госпитализации, лечение.

  13. Острый подчелюстной лимфаденит: критерии серозного и гнойного процессов (клинические, лабораторные, диагностические), критерии госпитализации, лечение серозного лимфаденита амбулаторно.

  14. Киста прорезывания: диагностика, тактика ведения пациента.

  15. Проявления специфических инфекций в ЧЛО: сифилис, туберкулез, СПИД.

  16. Уздечка языка у младенца: нормы прикрепления, диагностика патологии, лечение.

  17. Уздечка верхней губы: норма, патология, лечение. Уздечка языка у детей старше 4 лет: норма, патология, лечение.

  18. Методы диагностики и лечения рецессии десны в детском возрасте.


1.2.3. Ортодонтический раздел.

  1. Методы исследования в ортодонтии.

  2. Морфологические изменения в околозубных тканях при ортодонтическом лечении. Теория Шварца.

  3. Детское зубное протезирование.

  4. Ортодонтическая и ортопедическая помощь детям при врождённых пороках лица.

  5. Современные методы и средства устранения ЗЧЛА и деформаций.

  6. Основные принципы диагностики и лечения зубочелюстных аномалий. Планирование ортодонтического лечения.

  7. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий положения зубов.

  8. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубных рядов.

  9. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм дистальной окклюзии с протрузией и ретрузией резцов. Планирование лечения сагиттальных аномалий прикуса.

  10. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм мезиальной окклюзии.

  11. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм открытой дизокклюзии.

  12. Этиология, классификация, клиническая картина, диагностика и лечение различных форм глубокой окклюзии и дизокклюзии.

  13. Макро- и микропризнаки оценки эстетики лица.

    1. Перечень навыков, обязательных для теоретического освоения.

  1. Организация и проведение профилактических осмотров групп детского населения.

  2. Составление плана профилактических мероприятий в зависимости от эпидемиологической ситуации.

  3. Составление плана санитарно-просветительной работы в различных возрастных группах.

  4. Оценка показателей кожно-аллергических проб.

  5. Оценка показателей лабораторных исследований.

  6. Оценка показателей биохимических исследований.

  7. Оценка показателей морфологических исследований.

  8. Оценка показателей электрофизиологических исследований

  9. Составление плана лечебной работы и профилактических мероприятий на индивидуальном уровне.

  10. Взятие материала для цитологического (бактериологического, патогистологического) исследования.

  11. Проведение биопсии и диагностической пункции.

  12. Удаление постоянных зубов с помощью бормашины.

  13. Удаление ретенированных, полуретенированных и сверхкомплектных зубов.

  14. Вскрытие и дренирование абсцесса.

  15. Обработка и дренирование гнойной раны челюстно-лицевой области, наложение повязки.

  16. Операция цистэктомии, цистотомии и резекции верхушки корня зуба.

  17. Операция обнажения коронки ретенированного зуба.

  18. Операция коррекции альвеолярного отростка с помощью остеопластических материалов.

  19. Наложение временных шин при переломах ЧЛО.

  20. Первичная хирургическая обработка раны челюстно-лицевой области.

  21. Репозиция, фиксация и иммобилизация зубов.

  22. Временное, вантовое шинирование стекловолокной нитью).

  23. Обработка ожоговой поверхности челюстно-лицевой области.

  24. Вправление вывиха височно-нижнечелюстного сустава.

  25. Удаление доброкачественного новообразования.

  26. Профильной телерентгенограммы (значение углов F, I, H, T, Go) по Schwarz.

  27. Составить план ортодонтического лечения.

  28. Припасовка и фиксация ортодонтической коронки, кольца.

  29. Припасовка и наложение съёмной ортодонтической конструкции.

  30. Припасовка и фиксация несъемной ортодонтической конструкции.