Файл: Методические рекомендации для студентов 5 курса стоматологического факультета Краснодар 2022 удк 616. 314053. 2 Ббк 51. 1(2)2 п 69.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Перечень навыков, обязательных для практического освоения.


  1. Заполнение и ведение учетной и отчетной документации

  2. Выписывание рецепта, в том числе - льготного на наркотические и приравненные к ним препараты

  3. Организация рабочего места детского стоматолога (с учетом эргономики, правил асептики и антисептики, профилактики гепатита и ВИЧ-инфекции, комплектации лекарственных средств неотложной помощи)

  4. Организация приема больных на детском стоматологическом приеме

  5. Определение и оценка показателей общего состояния пациента:

артериальное давление,

частота дыхания,

частота пульса, реакция зрачков на свет.

  1. Интерпретация рентгенограмм

  2. Промывание глаз

  3. Подкожная, внутрикожная инъекция

  4. Внутримышечная инъекция

  5. Внутривенная инъекция

  6. Остановка наружного кровотечения

  7. Методы искусственного дыхания

  8. Закрытый массаж сердца

  9. Помощь при обмороке, коллапсе

  10. Помощь при шоке разного генеза

  11. Помощь при электротравме

  12. Помощь при ожоге, тепловом ударе

  13. Помощь при отморожении

  14. Помощь при отравлении

  15. Помощь при остром нарушении мозгового кровообращения

  16. Помощь при эпилептическом припадке

  17. Помощь при приступе бронхиальной астмы

  18. Помощь при аллергической реакции

  19. Помощь при асфиксии

  20. Помощь при укусах животными, змеями, насекомыми

  21. Помощь при приступе почечной колики

  22. Помощь при гипертоническом кризе

  23. Помощь при диабетической коме

  24. Проведение урока гигиены полости рта

  25. Проведение профессиональной гигиены полости рта, удаление над- и поддесневых зубных отложений

  26. Выбор адекватных средств гигиены полости рта

  27. Выполнение осмотра, пальпации мягких тканей, лимфатических узлов и костей лицевого скелета

  28. Зондирование десневого желобка

  29. Зондирование пародонтального кармана

  30. Зондирование кариозной полости, полости зуба

  31. Определение степени подвижности зуба

  32. Перкуссия зуба

  33. Проведение термодиагностики

  34. Проведение электроодонтодиагностики

  35. Взятие материала для цитологического, бактериологического, патогистологического исследования

  36. Проведение шлифования пятен на эмали зуба

  37. Проведение реминерализующей терапии эмали зуба

  38. Нанесение раствора фторида натрия, фторлака на зубы

  39. Герметизация фиссур зуба

  40. Препарирование кариозной полости

  41. Приготовление и наложение лечебной прокладки

  42. Приготовление и наложение изолирующей прокладки

  43. Наложение временной пломбы

  44. Пломбирование кариозной полости цементами

  45. Пломбирование кариозной полости композиционным пломбировочным материалом (порошок-жидкость)

  46. Пломбирование кариозной полости композиционным пломбировочным материалом (паста-паста)

  47. Пломбирование кариозной полости фотополимеризующимся композиционными пломбировочными материалами

  48. Пломбирование кариозной полости компомером

  49. Шлифование и полирование пломбы

  50. Проведение инфильтрационного обезболивания

  51. Проведение проводникового обезболивания

  52. Проведение аппликационного обезболивания

  53. Проведение интралигаментарной анестезии

  54. Проведение орошения, аппликации лекарственных средств и инъекции препаратов при заболеваниях слизистой оболочки полости рта

  55. Наложение мумифицирующей пасты

  56. Выполнить этапы препарирования кариозной полости

  57. Удаление коронковой пульпы

  58. Удаление корневой пульпы

  59. Определение длины корневых каналов

  60. Инструментальная и антисептическая обработка корневых каналов

  61. Выполнение пломбирование корневых каналов различными материалами

  62. Продемонстрировать использование парапульпарных штифтов

  63. Выполнение осмотра, пальпации мягких тканей, лимфатических узлов, слюнных желез, костей лицевого скелета, ВНЧС

  64. Проведение инфильтрационного обезболивания

  65. Проведение проводникового обезболивания

  66. Проведение аппликационного обезболивания

  67. Проведение интралигаментарной анестезии

  68. Удаление временных и постоянных зубов с помощью щипцов

  69. Удаление постоянных зубов с помощью элеваторов

  70. Оформление ортодонтической карты

  71. Общее физическое развитие

  72. Оценить форму, симметрию, пропорциональность лица (анфас, профиль)

  73. Определить аномалии отдельных зубов

  74. Определить аномалии положения зубов

  75. Определить аномалии формы зубных дуг

  76. Определить центральную окклюзию, вид прикуса по критериям Энгля, Эндрюса

  77. Выполнение диагностических проб по Л.В.Ильиной-Маркосян

  78. Выполнение диагностических проб по Eschler-Bittner

  79. Определить тип движения нижней челюсти

  80. Определить произношение звуков

  81. Определить тип дыхания

  82. Определить тип глотания

  83. Размеров коронок зубов

  84. Длины зубного ряда по Nanse

  85. Ширины зубного ряда по Pont

  86. Длины переднего отдела зубной дуги по Korkhaus

  87. Сегментарный анализ зубных дуг по Gerlach с учетом индекса Tonn

  88. Мезиодистальное смещение зубов по Schmuth

  89. Описание и интерпретация дентальной рентгенограммы

  90. Описание и интерпретация ортопантомограммы

  91. Формулирование диагноза (последовательность)

  92. Обучение пациента миогимнастике

  93. Получение оттисков челюстей альгинатной массой

  94. Изготовление гипсовых моделей челюстей

  95. Определение конструктивного прикуса

  96. Активация элементов ортодонтической конструкции

  97. Снятие ортодонтической коронки, кольца

  98. Избирательное пришлифовывание зубов после ортодонтического лечения





Глава 2.

Краткие рекомендации по диагностике и лечению стоматологических заболеваний у детей.


Работая на детском приеме, студент должен учитывать психоэмоциональные особенности детей различного возраста, уметь психологически подготовить ребенка к стоматологическим манипуляциям, соблюдать правила врачебной этики и основные положения деонтологии.

При стоматологическом обследовании необходимо обращать внимание на общее физическое развитие ребенка, соответствие его возрасту, осанку, походку. При осмотре важно оценить конфигурацию и цвет лица, состояние кожи и красной каймы губ. Проведение пальпации позволит определить состояние лимфатического аппарата, височно-нижнечелюстного сустава, функцию слюнных желез.

При обследовании полости рта необходимо оценить глубину преддверия полости рта, состояние уздечек и тяжей слизистой оболочки преддверия, цвет и структуру слизистой оболочки губ, щек, неба, языка, десны, определить состояние прикуса. Необходимо обратить внимание на наличие и характер зубных отложений, проводя пробу Шиллера-Писарева, определить индекс гигиены полости рта (по Грину-Вермильону, Федорову-Володкиной и др.)

При исследовании зубов нужно обратить внимание на соответствие числа прорезавшихся зубов возрасту ребенка, на их размеры, положение и структуру твердых тканей, состояние имеющихся пломб.

Применяя дополнительные методы исследования, студент должен уметь сопоставлять результаты исследования с возрастными нормами, при проведении ЭОД необходимо помнить о различной реакции пульпы в разные периоды развития зуба, при описании рентгенограмм учитывать возрастные особенности строения челюстных костей, расположение и состояние зачатков (степень формирования, физиологическую резорбцию).

2.1. Некариозные поражения. Гипоплазия твердых тканей зуба – порок развития, наступающий в результате нарушения обменных процессов в развивающемся зубе и проявляющийся в количественном и качественном нарушении строения зуба. В зависимости от действующей причины нарушение возникает в группе зубов, формирующихся в один и тот же период (системная гипоплазия), флюороз; на нескольких, рядом стоящих зубах одного или разных периодов развития (очаговая гипоплазия), на одном или двух зубах (местная гипоплазия).


Диагноз гипоплазии или флюороза формируется на основании: жалоб, анамнеза (фтор в питьевой воде, токсины беременности у матери, частые заболевания ребенка в грудном возрасте, осложненный кариес временных зубов, травмы или опухоли челюстей) и данных объективного осмотра (характер поражения, симметричность поражения зубов, расположения патологического очага на поверхности зубов и т.д.)

Наследственные нарушения развития зубов – тяжелые поражения твердых тканей зубов, характеризующиеся системными нарушениями структуры и минерализации эмали твердых тканей как временных, так им постоянных зубов. Для постановки диагноза важны данные семейного анамнеза или данные генетического исследования.

2.2. Кариес зубов.

диагноз кариеса формулируется с учетом:

А) активности кариозного процесса (компенсированная, субкомпенсированная, декомпенсированная формы или Ι, ΙΙ, ΙΙΙ степени активности);

Б) клинического течения: (острый, хронический);

В) глубины поражения (кариес в стадии пятна, поверхностный, средний, глубокий);

Г) места расположения очага поражения (на апроксимальной, вестибулярной, жевательной, небной поверхности).

Пример написания диагноза (кроме клинического диагноза выставляется диагноз каждого заболевания ЧЛО по МКБ):

Диагноз: Кариес зубов, декомпенсированная форма, острое течение.

12 зуб – кариес поверхностный на апроксимальной поверхности.

85 зуб – кариес средний на жевательной поверхности.

Лечение кариеса включает комплекс гигиенических мероприятий полости рта, использование средств местного действия, повышающих резистентность тканей зуба, пломбирование зубов, рациональное питание и использование противокариозных средств эндогенного действия. Обязательно назначение экзогенной реминерализующей терапии с кратностью в зависимости от степени активности кариозного процесса. При лечении кариеса временных зубов у детей младшего и школьного возраста необходимо использовать щадящую методику препарирования ручными инструментами, АRT-технику, химико-механическое препарирование. Выбор средств для антисептической обработки осуществляется с учетом наличия во временных зубах тонкого слоя дентина, близости пульпы. Нельзя использовать спирт и эфир. При лечении кариеса в стадии пятна необходимо проведение реминерализующей терапии, а во временных зубах, находящихся в периоде резорбции корня, целесообразнее провести импрегнацию фторид диаммина серебра препаратами «Аргенат» (Владмива), «Сафорайд» (Япония) 2 раза в год.