Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2.2 Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности
1.3.2 Виды педагогических кругов
1.2.2. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности
1.3.2. Виды педагогических кругов
1.3.3. Требования к проведению «Педагогического круга»
2.1 Диагностика уровня социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
1.3.4. Словарь понятий
№ | Понятие | Определение | Автор, источник |
| Групповая беседа | процесс полилогического общения членов группы (т.е. в беседе одновременно участвуют несколько человек), в ходе которого накапливается опыт обсуждения и решения проблем. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Двигательная сфера | совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающей в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельности и двигательного поведения в целом | Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь |
| Детство | период социального развития и освоения социокультурных достижений общества, который происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом | Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. |
| Диагностика в педагогике | Изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Дидактическая игра | вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения | Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь |
| Дидактическая игра | коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Дидактическая игра | разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Дошкольный возраст | этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. | Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь |
| Дошкольный возраст | это важнейший период формирования человеческой личности. Важным фактором при отборе содержания и методов обучения детей выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации, связанные с особенностями старших дошкольников. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Игра | одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого | Гордон Л.А. |
| Игровая деятельность | это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил | Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь |
| Метод обучения | это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят | Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь |
| Методы | Способы обучения в педагогике. рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Нравственные ценности | совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Образовательная программа | это комплекс основных характеристик образования; документ, определяющий объём, содержание и планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), а также формы аттестации. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Общение | процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей | Эльконин Д.Б. |
| Объяснение | метод обучения, предполагающий пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений излагаемого материала. | Воронин А.С |
| Педагогическая технология | специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата. | Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь |
| Приемы обучения | это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Сензитивныепериоды | период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Ситуативно- личностная форма общения | первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение). Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления. | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Социализация | процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. | Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь |
| Социальная активность | совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированных на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
| Социально-коммуникативное развитие | динамичный, последовательный и многоаспектный процесс и результат социализации, индивидуализации и культуротворчества, в ходе которого человек приобщается к «всеобщему социальному» и постоянно открывает, утверждает себя как субъект социальной культуры. | Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» |
| Социально-коммуникативное развитие | процеесс и результат необратимых и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивая овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции. | Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» |
| Социально-коммуникативное развитие | творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах деятельности | Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» |
| Технология | это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве | Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата |
Выводы по 1 главе
Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
2.1 Диагностика уровня социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
В связи с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход в отслеживании результатов индивидуальных особенностей дошкольников в деятельности дошкольных образовательных организаций.
На сегодняшний день, чтобы выявить педагогу индивидуальные особенности дошкольников ему нужно вести наблюдение за детьми, по результатам наблюдения провести необходимые диагностики и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, в результате чего выстраивается образовательная деятельность. Для того чтобы воспитателю узнать уровень развития индивидуальных особенностей дошкольников ему необходимо воспользоваться педагогическими диагностиками.
В нашем случае речь пойдет о диагностировании социально-коммуникативного развития, его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.
Таблица –
№ п/п | Направление | Диагностическая методика |
1. | Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе | Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. |
2. | Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми | Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломенский) с 6 лет |
3. | Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 6-7 лет. |
4. | Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта | Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (А.М. Щетинина) 6-7 лет |
5. | Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых | Тест «Рисунок семьи» (В.И. Хьюлс, М. Резников) 5-7 лет |
В представленных диагностических методиках представлены: цель, ход проведения, диагностические показатели, возрастной диапазон, форма и условия проведения, рекомендации по обработке интерпретации материалов.
Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации выявления индивидуальных особенностей дошкольников социально-коммуникативного развития, отслеживающим уровень развития детей в данной области, для выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка, а также студентам, используя данный материал в качестве пособия, чьи дипломные работы и проекты предполагают реализацию данных методик для установления динамики уровня развития социально-коммуникативной сферы.
Создание подобного сборника может иметь практическую значимость, а именно уже разработанный и структурированный сборник может стать полезным в деятельности, предполагающей определение индивидуальных особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста.
2.2. Сборник педагогических кругов направленный на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Пояснительная записка
Утренний круг - ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.
Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей.
Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.
Именно на утреннем
круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.
Задачи педагога:
-
планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). -
информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т. д.). -
проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т. д.). -
развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу. -
детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой. -
навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.). -
равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).