Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2.2 Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности
1.3.2 Виды педагогических кругов
1.2.2. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности
1.3.2. Виды педагогических кругов
1.3.3. Требования к проведению «Педагогического круга»
2.1 Диагностика уровня социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)
Таким образом, проанализировав нормативно-правовые документы, можно сделать вывод о том, что социально-коммуникативное развитие рассмотрено как отдельная образовательная область в дошкольном образовании. Об этом мы можем говорить на уровне выше представленных документов.
1.2.2 Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста анализируются следующие программы:
-
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое [инновационное], испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – с.336 -
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / [С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н Доронова и др.; Науч. Рук. Е.В. Соловьёва]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 232с. -
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 – 321 с.
Анализ комплексных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста представлен в Приложении 2.
В программе «От Рождения до школы» (15) большое внимание уделяется вопросам взаимодействия педагогов и детей. Имеющиеся на этот счет научные данные убедительно показывают, что успешность развития дошкольников в значительной степени определяется тем, как организовано общение взрослых и детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).
Комплектная образовательная программа «Детство» () разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Каждый возраст описан образовательной деятельностью в соответствии с направлением развития ребенка, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Задачи образовательной деятельности: Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.
Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.
В примерной основной образовательной программе «Радуга» (10) прописаны технологии реализации содержании в соответствии с образовательной областью социально-коммуникативное развитие. И имеется содержание коррекционной работы в образовательной области социально-коммуникативное развитие. В Принципах и подходах к формированию программы «Радуга». Прописано что Работа носит системный и комплексный характер и обеспечивает социально-коммуникативное развитие ребёнка в рамках возрастных возможностей и коммуникативную готовность к школе в качестве результата.
Проанализировав программы можно сделать вывод, что социально-коммуникативное развитие рассматривается как отдельная образовательная область. В каждом возрасте прописаны образовательные задачи и содержание образовательной работы.
1.2. Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
1.2.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие» и его особенности
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры в развитии взаимодействия взаимоотношениях людей.
В концепции и программе социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» по мнению автора Л.В. Коломийченко, под социально-коммуникативным развитием понимается:
Смысл успешного социально-коммуникативного развития может раскрываться через творческую социализацию и индивидуализацию, опосредующую сотворение человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия, в которой важны не только и не столько познание и усвоение «готовых» социокультурных ценностей, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность культуротворчества и прогрессивного развития социума (Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн).
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется под влиянием разных факторов как совокупности условий, обстоятельств, явлений, оказывающих влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. К основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников относятся:
Схема 1
Основные факторы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по Л.В. Коломийченко «Дорогою добра» относятся:
Социальное воспитание как целенаправленный, содержательно наполненный, технологически выстроенный, результативно диагностируемый процесс взаимодействия педагога с детьми, способствующий освоению ими социокультурных ценностей, их интериоризации в разных видах деятельности и культуротворчеству, — один из гарантов своевременного (соответствующего возрастным особенностям) и качественного (соответствующего нормативным требованиям) социально-коммуникативного развития.
В концепции и программе социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» по мнению автора Л.В. Коломийченко, целью социально-коммуникативного развития является:
Схема 1. Цель социального воспитания детей дошкольного возраста
Реализация обозначенной цели возможна при условии правильного подбора содержания взаимодействия педагога с детьми, отражающего разные виды социальной культуры, доступные восприятию и усвоению в разные возрастные периоды: в младенческом и раннем возрасте — народная, нравственно-этическая и семейно-бытовая культура; в младшем дошкольном возрасте содержание социального воспитания обогащается ценностями гендерной и национальной культуры; в старшем дошкольном возрасте — ценностями правовой, этнической и конфессиональной культуры. Правомерность такого распределения видов социальной культуры предопределяется основаниями социальной идентификации в период дошкольного детства: видовой (ребенок — человек), родовой (ребенок — член семьи), половой (ребенок — представитель определенного пола), национальной (ребенок — носитель национальных особенностей), этнической (ребенок — представитель народа), правовой (ребенок — представитель правового государства).
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, и реализуется в 4-х направлениях:
-
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; -
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; -
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» ().
Согласно утверждению С.А. Козловой (11, с. 19), успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
В соответствии с ФГОС ДО эффективность педагогического процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие детей, предопределяется реализацией ряда условий, в числе которых:
-
обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям; -
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); -
наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; -
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умения детей работать в группе сверстников.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие - это динамичный, последовательный и многоаспектный процесс и результат социализации, индивидуализации и культуротворчества, в ходе которого человек приобщается к «всеобщему социальному» и постоянно открывает, утверждает себя как субъект социальной культуры. Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется под влиянием разных факторов как совокупности условий. К основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников относятся: наследственность как совокупность генетически заданных характеристик (этнокультурные и гендерные основания); социокультурная и образовательная среда как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения; социальная активность как способ самосовершенствования, творческой самореализации индивида и целенаправленное воспитание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, и реализуется в 4-х направлениях: