Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.1 Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

1.1.1Анализ нормативно-правовых документов по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2.2 Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2.2 Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3 Методика работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности

1.3.2 Виды педагогических кругов

Введение

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)

1.1 Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

1.2.2 Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2. Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста1.2.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие» и его особенности

1.2.2. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3. Методика работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности

1.3.2. Виды педагогических кругов

1.3.3. Требования к проведению «Педагогического круга»

1.3.4. Словарь понятий

Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

2.1 Диагностика уровня социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

2.2. Сборник педагогических кругов направленный на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

1.3.4. Словарь понятий




Понятие

Определение

Автор, источник



Групповая беседа

процесс полилогического общения членов группы (т.е. в беседе одновременно участвуют несколько человек), в ходе которого накапливается опыт обсуждения и решения проблем.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Двигательная сфера

совокупность внешних проявлений активности человека в его взаимодействии с окружающей средой, выступающей в виде моторных реакций, психомоторных действий, психомоторной деятельности и двигательного поведения в целом

Коджаспиров А.Ю.

Педагогический

словарь



Детство

период социального развития и освоения социокультурных достижений общества, который происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом

Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С.



Диагностика в педагогике

Изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Дидактическая игра

вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения

Коджаспиров А.Ю.

Педагогический

словарь



Дидактическая игра

коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Дидактическая игра

разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Дошкольный возраст

этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Коджаспиров А.Ю.

Педагогический

словарь



Дошкольный возраст

это важнейший период формирования человеческой личности. Важным фактором при отборе содержания и методов обучения детей выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации, связанные с особенностями старших дошкольников.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Игра

одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого

Гордон Л.А.



Игровая деятельность

это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил

Коджаспиров А.Ю.

Педагогический

словарь



Метод обучения

это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят

Коджаспиров А.Ю.

Педагогический

словарь



Методы

Способы обучения в педагогике. рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Нравственные ценности

совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Образовательная программа

это комплекс основных характеристик образования; документ, определяющий объём, содержание и планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки), а также формы аттестации.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Общение

процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей

Эльконин Д.Б.



Объяснение

метод обучения, предполагающий пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений излагаемого материала.

Воронин А.С



Педагогическая технология

специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата.

Коджаспиров А.Ю.

Педагогический

словарь



Приемы обучения

это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Сензитивныепериоды

период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Ситуативно- личностная форма общения

первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение). Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления.

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Социализация

процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Коджаспиров А.Ю.

Педагогический

словарь



Социальная активность

совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированных на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Социально-коммуникативное развитие

динамичный, последовательный и многоаспектный процесс и результат социализации, индивидуализации и культуротворчества, в ходе которого человек приобщается к «всеобщему социальному» и постоянно открывает, утверждает себя как субъект социальной культуры.

Л.В. Коломийченко «Дорогою добра»



Социально-коммуникативное развитие

процеесс и результат необратимых и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивая овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции.

Л.В. Коломийченко «Дорогою добра»



Социально-коммуникативное развитие

творческое и активное воспроизведение коммуникативного опыта в различных видах деятельности

Л.В. Коломийченко «Дорогою добра»



Технология

это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

Фролов В.Г. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата



Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

2.1 Диагностика уровня социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)


В связи с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход в отслеживании результатов индивидуальных особенностей дошкольников в деятельности дошкольных образовательных организаций.

На сегодняшний день, чтобы выявить педагогу индивидуальные особенности дошкольников ему нужно вести наблюдение за детьми, по результатам наблюдения провести необходимые диагностики и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, в результате чего выстраивается образовательная деятельность. Для того чтобы воспитателю узнать уровень развития индивидуальных особенностей дошкольников ему необходимо воспользоваться педагогическими диагностиками.

В нашем случае речь пойдет о диагностировании социально-коммуникативного развития, его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.
Таблица –



п/п

Направление

Диагностическая методика

1.

Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе

Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет.

2.

Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломенский) с 6 лет

3.

Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 6-7 лет.

4.

Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (А.М. Щетинина) 6-7 лет

5.

Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых

Тест «Рисунок семьи» (В.И. Хьюлс, М. Резников) 5-7 лет



В представленных диагностических методиках представлены: цель, ход проведения, диагностические показатели, возрастной диапазон, форма и условия проведения, рекомендации по обработке интерпретации материалов.

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации выявления индивидуальных особенностей дошкольников социально-коммуникативного развития, отслеживающим уровень развития детей в данной области, для выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка, а также студентам, используя данный материал в качестве пособия, чьи дипломные работы и проекты предполагают реализацию данных методик для установления динамики уровня развития социально-коммуникативной сферы.

Создание подобного сборника может иметь практическую значимость, а именно уже разработанный и структурированный сборник может стать полезным в деятельности, предполагающей определение индивидуальных особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста.


2.2. Сборник педагогических кругов направленный на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (6-7 лет)





Пояснительная записка

Утренний круг - ежедневная структурированная практика, создающая условия для развития личности ребенка, поддержки индивидуальности, инициативы, а также познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей.

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.

Именно на утреннем
круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.
Задачи педагога:

  • планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

  • информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т. д.).

  • проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т. д.).

  • развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т. е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

  • детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.

  • навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).

  • равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т. д.).