Файл: Программа подготовки специалистов среднего звена 44. 02. 01 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.1 Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

1.1.1Анализ нормативно-правовых документов по вопросам социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2.2 Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2.2 Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3 Методика работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности

1.3.2 Виды педагогических кругов

Введение

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (6-7 лет)

1.1 Нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста

1.2.2 Анализ образовательных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.2. Психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста1.2.1. Сущность понятия «социально-коммуникативное развитие» и его особенности

1.2.2. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3. Методика работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

1.3.1. Понятие технологии «Педагогический круг» и ее особенности

1.3.2. Виды педагогических кругов

1.3.3. Требования к проведению «Педагогического круга»

1.3.4. Словарь понятий

Выводы по 1 главе

Глава 2. Содержание деятельности воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

2.1 Диагностика уровня социально-коммуникативного развития у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

2.2. Сборник педагогических кругов направленный на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Выводы по 2 главе




Заключение


Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

При написании реферата были рассмотрены нормативно-правовые аспекты деятельности воспитателя по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Рассматривая психолого-педагогические аспекты социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста было установлено, что в дошкольном возрасте существует две сферы реализации коммуникативных умений – со взрослыми и со сверстниками. Но их роль в жизни ребенка, конечно, различна. В общении с взрослым ребенок усваивает социальный опыт, а вступая в контакты со сверстниками – обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное представление о себе. Помимо этого, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Ребенок начинает осознавать себя как субъекта в системе социальных отношений.

Исследуя методику работы воспитателя по развитию социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста было определено понятие технологии «Педагогический круг», его виды и требования к проведению.

Социальное развитие – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей
, педагогов и детей.

Развитие социально-коммуникативной сферы проявляется в способности дошкольников строить общение в соответствии с задачами, актуально коммуникативной ситуации и партнерам, анализировать и оценивать коммуникативные контакты со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста являются субъектами коммуникативной деятельности, активными ее носителями. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое формируется при условии целенаправленного формирования коммуникативных умений.


Список литературы


Нормативно-правовые источники

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

Основная литература

  1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 195 с. 

  2. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. 

  3. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 202 с. 

  4. Колесова Н.А. Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное педагогическое образование. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.10.2022).

  5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

  6. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с. 

  7. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.

  8. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.

  9. Родионова, Л. А. Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей / Л. А. Родионова, С. В. Пазухина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13356/ (дата обращения: 23.10.2022).

  10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.


Дополнительная литература

  1. Алиева, Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 711-715. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 23.10.2022).

  2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду. 2016. №1. С. 3-12.

  3. Возрастная психология (психология развития) электронный учебник автор-составитель: кагермазова л.ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии дпо кбгу 2007

  4. Гладкова Ю. А. Мониторинг выполнения задач образовательной программы по социально-коммуникативному развитию // Ребёнок в детском саду. — 2015. — № 3. — С. 5–7.

  5. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 160 с. (Дорогою добра).

Интернет-ресурсы

  1. Кравченко Т.А., Фокина И.М. Особенности социально-коммуникативного развития ребенка-дошкольника // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-rebenka-doshkolnika (дата обращения: 23.10.2022).

  2. Мальгина Е. В. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/18/razvitie-sotsialno-kommunikativnykh-navykov-u-detey-starshego (дата обращения 28.01.2016).

  3. Меджидова, Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема / Э. С. Меджидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 799-803. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 23.10.2022).

  4. Мухина В. С. М92 Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408-0

  5. Официальные периодические издания: электронная библиотека /Электронные журналы // Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации [Электронный ресурс], режим доступа: https://elibrary.ru

  6. Пазухина С. В. Технология организации наблюдения при изучении психологических особенностей дошкольников // Детский сад от А до Я. — 2006. - № 3. - С. 83–99.

  7. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2014. №4. С.18-20.

  8. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

  9. Смирнова Е.О. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников // Вопросы психологии. 2013. №1. С.39-41.




Приложение 1


Анализ нормативно-правовых документов по проблеме социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста



Название нормативно-правового документа

Кем и когда утвержден, № приказа

Содержание

(с ссылкой на главу, статью, пункт)

1.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

29.12.2012 (принят Государственной Думой 12 декабря 2012 г. и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. №273-Ф3).

Статья 64. п.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования

(утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).


Глава 1 п.2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие; речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Приложение 2


Анализ комплексных программ дошкольного образования в аспекте социально-коммуникативного развития



Название программы

Когда и кем выдан

Содержание (цели, задачи)

1.

Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание

Пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —


Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование первичных ценностных представлений, воспитание способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).

2.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи образовательной деятельности

Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.

Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.

Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

3.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»

[С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н Доронова и др.; Науч. Рук. Е.В. Соловьёва]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 232с.


Работа носит системный и комплексный характер и обеспечивает социально-коммуникативное развитие

ребёнка в рамках возрастных возможностей и коммуникативную готовность к школе в качестве результата.
С целью создания развивающей образовательной среды для социально-коммуникативного развития детей педагоги:
используют правила жизни детей в группе как основу поведения;
на материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций знакомят детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, отношениями товарищества, любви и верности, созидания и труда;
стараются вызывать в детях чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;
постепенно формируют у детей ощущение своей возрастающей взрослости и компетентности через организацию ситуаций межвозрастного взаимодействия в рамках детского сада — помощи малышам и их педагогам; продолжают рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях; отмечают и публично поддерживают успехи детей;
реализуют традицию «Вечерний круг». Побуждают детей находить положительные черты в каждом члене группы.
Коррекционная работа в образовательной области социально-коммуникативное развитие
Педагог должен осуществлять диагностику нарушений развития эмоционально-волевой сферы ребёнка:
выявлять качество замещения в игре:
отмечать, использует ли ребёнок предметы-заместители.
Педагог должен осуществлять коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и коррекцию эмоциональных нарушений у ребёнка, коррекцию поведенческих расстройств, навыков произвольной регуляции деятельности, стимуляцию общения ребёнка со взрослым и с другими детьми.
Педагог должен проводить консультативную и информационно-профилактическую работу с родителями и педагогами.