Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория воспитания.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 4 - Сравнение средних результатов оценки учащихся по методике «Диагностическая карта личностного развития учащегося» на начало и конец учебного года в контрольной группе
Из рисунка 4 видно, что личностный рост учащихся экспериментальной группы показал более внушительные результаты, нежели личностный рост учащихся контрольной группы.
Суммарный балл по диагностической карте личностного развития учащегося представим на рисунке 5.
Рисунок 5 - Средний результат личностного развития учащихся контрольной и экспериментальной групп
Таким образом, в экспериментальной группе к концу учебного года личностное развитие школьников выше, чем в контрольной группе.
Следовательно, мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что такие педагогические условия как оптимизации учебной и учебно- исследовательской деятельности учащихся за счет коллективной работы, внедрения интерактивных информационных технологий, вовлечения школьников в массовые мероприятия способствуют личностному развитию школьников в процессе трудового воспитания на уроках технологии.
Заключение
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Ребенок учится понимать пользу и необходимость трудовой деятельности для себя и для коллектива. Знакомство ребенка с трудом с детства и желание трудиться позволит воспитать такие качества личности как порядочность, честность, справедливость, отзывчивость, организованность, целеустремлённость и др.
Труд - главный фактор для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, способствующий его всестороннему развитию. Систематичность выполнения трудовых обязанностей дисциплинирует, закаляет волю, развивает такие человеческие качества как ответственность, инициативность, терпеливость, самостоятельность, выносливость и умение доводить дело до конца. Присутствует гибкость и быстрая адаптация к внешним условиям, при этом сохраняется четкая нацеленность на результат. При отсутствии данных качеств любому человеку сложно выполнять какую-либо деятельность вообще.
В настоящее время уменьшение роли трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе проявляется как в сокращении учебного и внеучебного времени, отведенного на общественно полезный труд, так и в диспропорции соотношения трудовой деятельности и учебно-воспитательного процесса; коммерциализации отношений любого уровня; отсутствии прогностической основы трудовой подготовки школьников.
В то же время, очевидно, что трудовое воспитание должно стать основным компонентом системы воспитания школьников, включающим комплекс средств, охватывающих различные аспекты учебно-воспитательной работы, внеурочной деятельности, семью и социальное окружение.
Основной задачей трудового воспитания является формирование готовности личности к продуктивному общественно-полезному труду за счет освоения комплекса политехнических знаний, основ производственной деятельности, формирования умений и навыков трудовой деятельности, подготовки к осознанному выбору профессии.
На всех этапах трудового воспитания учащихся необходимо формировать у них потребность в труде, творческое отношение к нему, развивать интеллектуальные, психофизиологические, физические, художественные и технические способности, формировать экономическое мышление, навыки самоменеджмента.
Практическая часть исследования посвящена опытно-экспериментальной работе по формированию личностного развития школьников посредством трудового воспитания на уроках технологии.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Лицея №1535 города Москвы, для участия было выбрано 30 учащихся 7 классов. Участники были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе учащиеся обучались по традиционной программе, в экспериментальной были усилены меры трудового воспитания за счет коллективной работы, внедрения интерактивных информационных технологий, вовлечения школьников в массовые мероприятия способствуют личностному развитию школьников в процессе трудового воспитания на уроках технологии.
По результатам исследования в экспериментальной группе к концу учебного года личностное развитие школьников гораздо выше, чем в контрольной. Следовательно, мы подтверждаем нашу гипотезу о том, что применение выбранных педагогических методик трудовому воспитанию оказались эффективными.
Список используемых источников
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3. -
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598. -
История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное пособие / сост. С.Ф. Егоров и др.; под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Асайеппа, 2018. -
Макаренко А.С. Воспитание гражданина: сборник / А.С. Макаренко; сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. 3-е изд-е. - М., 2017. – 512 с. -
Сердюкова Е.Я., Носов А.А. Сущность и задачи трудового воспитания школьников // В книге: Инновационные направления интеграции науки, образования и производства. Сборник тезисов докладов участников II Международной научно-практической конференции. Керчь, 2021. С. 692-695. -
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – 5-е изд-е, М., 2016. – 387 с. -
Фадюшина Л.П. Трудовое воспитание младших школьников: опыт, традиции и перспективы // В сборнике: Профессионал года 2020. Сборник статей XV Международного научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 57-62. -
Юрченко Е.В. Образовательная среда школы как средство трудового воспитания младших школьников // В сборнике: Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. материалы Международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 76-81. -
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 10.12.2021). -
Педагогический словарь под редакцией Г.М. Коджаспировой. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogical/index.htm (дата обращения: 10.12.2021). -
Рабочая встреча с Уполномоченным по правам ребёнка Павлом Астаховым. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/10863 (дата обращения 11.12.2021). -
Статистика ключевых слов на Яндексе. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wordstat.yandex.ru/ (дата обращения: 12.11.2021). -
Учеба.ру. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ucheba.ru/ (дата обращения 11.12.2021). -
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собрание сочинений: в 11-ти томах. - Т. 2. – 4-е изд-е. М., 2017. С. 121. -
Философский энциклопедический словарь Л.Ф. Ильичева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://runivers.ru/lib/book6207/140184/ (дата обращения: 10.12.2021).
Приложение А
Тестирование учащихся по методике: «Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов»
Таблица 1 – Результаты тестирования учащихся в контрольной группе в начале учебного года
№ ученика | Балл |
1 | 6 |
2 | 6 |
3 | 5 |
4 | 6 |
5 | 5 |
6 | 3 |
7 | 5 |
8 | 4 |
9 | 6 |
10 | 6 |
11 | 4 |
12 | 5 |
13 | 4 |
14 | 3 |
15 | 3 |
Среднее значение | 4,7 |
Таблица 2 – Результаты тестирования учащихся в экспериментальной группе в начале учебного года
№ ученика | Балл |
1 | 6 |
2 | 4 |
3 | 4 |
4 | 5 |
5 | 4 |
6 | 3 |
7 | 3 |
8 | 3 |
9 | 4 |
10 | 6 |
11 | 6 |
12 | 3 |
13 | 3 |
14 | 4 |
15 | 6 |
Среднее значение | 4,3 |