Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория воспитания.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, преобразования, напрямую связанные с трудовым воспитанием детей - хорошо забытый опыт, который в своё время показывал и давал достойный результат. Несмотря на технологические и информационные прорывы в развитии общества, традиции трудового воспитания, прививаемые с давних времен, не должны забываться. Труд формирует сознание, и как следствие, общество, ответственно относящееся к окружающему миру.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Опытно-экспериментальная работа по формированию личностного развития школьников посредством трудового воспитания на уроках технологии
-
Методология исследования
Значимость трудового воспитания, раскрытая в предыдущей главе, не вызывает сомнений.
В данном разделе нами опишем опытно-экспериментальную работу.
Цель опытно-экспериментальной работы – сформировать основы личностного развития школьников посредством трудового воспитания на уроках технологии.
Гипотезу исследования составили предположения о том, что трудовое воспитание школьников на уроках технологии будет эффективным, если:
-
оптимизировать учебную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся за счет коллективной работы (коллективный творческий проект «обработка древесины»; школьная ярмарка (изготовка изделий из металла, бисероплетение; изготовка кукол при изучении тем по народному костюму и так далее); -
внедрить интерактивные информационные технологии; -
вовлекать школьников в коллективные творческие дела трудового характера.
Для подтверждения данной гипотезы нами был разработан эксперимент, в котором приняли участие 30 школьников 7 классов Лицея № 1535 города Москвы.
Все школьники были разделены на 2 группы:
-
контрольная группа (15 человек); -
экспериментальная группа (15 человек).
Для оценки личностного развития были использованы следующие методики:
1. Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов (учащимся было предложено определить степень значимости для них следующих ценностей: жизнь, труд, Отечество, толерантность, красота, познание, универсальное общение, традиции, человек). Оценка производилась по 10-бальной шкале.
2. Диагностическая карта личностного развития учащегося, которая включает в себя оценку тестируемого по следующим критериям: терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, умение работать в коллективе.
Интерпретация результатов по данной методике проводится следующим образом:
-
56-70 - высокий уровень; -
35-55 - средний уровень; -
0-34 - низкий уровень.
В течение учебного года занятия на уроках технологии проводились с учетом принципов трудового воспитания. В экспериментальной группе мы улучшили
педагогические условия трудового воспитания школьников, путем:
-
оптимизации учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся за счет коллективной работы; -
внедрения интерактивных информационных технологий; -
вовлечения школьников в коллективные творческие дела трудового характера.
Работу, которую мы провели в экспериментальной группе, представим на рисунке 1.
Школьная ярмарка (изготовка изделий из металла, биссероплетение). Изготовка кукол при изучении тем по народному костюму
Рисунок 1 – Меры трудового воспитания в экспериментальной группе
Данные мероприятия были проведены с целью воспитания у учащихся навыков самостоятельной работы.
Учащиеся изготовили куклы из ткани и ниток, украшали их кусочками тесьмы, вышивками, бисером и крепили на панно, выполненное в лоскутной технике на пенопласте. В результате получилась своеобразная выставка работ. Дети оценивали и свою работу, и работу товарищей, обсуждали результат совместной деятельности. Композиции получились очень яркими, эффектными, их мы использовали для украшения класса, библиотеки.
Коллективный творческий проект «обработка древесины» был разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся в технологии обработки древесины, ознакомить с основными профессиями в деревообрабатывающей промышленности, а также с целью воспитания инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности.
Внедрения интерактивных информационных технологий Мультимедийные презентации мы использовали при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (тесты, кроссворды, заполнение таблиц). Все занятия мы пытались насытить графикой и видеоинформацией.
Также школьники активно привлекались к уборке помещений, проведению экологических мероприятий, работе на пришкольном участке.
Таким образом, была сформулирована цель и гипотеза исследования, сформирован перечень методик для проведения эксперимента, а также описаны мероприятия по улучшению трудового воспитания в экспериментальной группе.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Анализ полученных результатов и их обсуждение
Перед началом учебного года все испытуемые были протестированы по методике «Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов». Результаты обследования представлены в приложении А.
Результаты исследования показали, что место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов для большинства учеников, как контрольной, так и экспериментальной групп, ниже среднего.
Также перед началом учебного года для всех учащихся были составлены Диагностические карты личности (приложение Б).
Результаты исследования показали, что личностное развитие большинства учеников находится на низком уровне.
По окончанию учебного года мы повторили тестирование (приложение В).
Для наглядности результаты представим на рисунках 2-5.
Рисунок 2- Сравнение средних результатов оценки учащихся по методике «Место ценности «труд» среди иных ценностных приоритетов» на начало и конец учебного года в контрольной и экспериментальной группах
Из рисунка 2 мы видим, что ценность труда возросла к концу учебного года, как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Стоит отметить, что в экспериментальной группе ценность труда возросла больше, чем в контрольной.
Это означает, что проведенные нами меры по улучшению трудового воспитания в экспериментальной группе положительно сказались на формировании ценности «труд», учащиеся экспериментальной группы показали гораздо более внушительные результаты, чем ребята из контрольной группы.
Далее представим на рисунке 3 сравнение средних показателей учащихся контрольной группы на начало и конец года по диагностической карте личностного развития.
Рисунок 3 - Сравнение средних результатов оценки учащихся по методике «Диагностическая карта личностного развития учащегося» на начало и конец учебного года в контрольной группе
Согласно данным, представленным на рисунке 3, мы можем наблюдать личностный рост учащихся контрольной группы.
Далее представим аналогичные результаты учащихся экспериментальной группы (рис. 4).