Файл: Курсовая работа по дисциплине (учебному курсу) Теория воспитания.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование кафедры полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки)
Психология и педагогика дошкольного образования
(направленность (профиль))
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине (учебному курсу)
Теория воспитания
_____
(наименование дисциплины (учебного курса)
на тему: ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Группа ППОбд-1802б
Студент | Антонова Ю.В. (И.О. Фамилия) | |
Руководитель |
(И.О. Фамилия) | |
Оценка: | ________________ |
Дата: | ________________ ________________ (подпись руководителя) |
Тольятти 2021
Оглавление
Теория воспитания 1
Введение 4
1 Теоретические аспекты воспитания трудолюбия учащихся в современных условиях 6
1.1Теоретические подходы к определению сущности трудолюбия и трудового воспитания 6
1.2Особенности и проблемы воспитания трудолюбия у школьников на современном этапе 10
2Опытно-экспериментальная работа по формированию личностного развития школьников посредством трудового воспитания на уроках технологии 15
2.1Методология исследования 15
2.2Анализ полученных результатов и их обсуждение 18
Заключение 24
Список используемых источников 26
Приложение А 28
Приложение Б 29
Приложение В 31
Приложение Г 32
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня в России всё чаще обсуждается тема трудового воспитания детей в семье, образовательных учреждениях и в обществе. Интерес подтверждается статистикой. Так, на словосочетание «воспитание детей» найдено 335358 запросов в поисковой системе Яндекс за прошлый месяц, «труд детей» и «трудовое воспитание» — 67467 и 42577 показов соответственно [12].
В настоящее время многие школьные и дошкольные воспитательные программы предусматривают интеллектуальное, творческое, нравственное и патриотическое направления развития ребёнка, но по мнению экспертов в этих программах практически не уделяется внимания обучению труду, играющему основополагающую роль в формировании личности и характера человека. Педагоги московских образовательных учреждений отмечают, что большинству из нынешнего поколения детей не привиты элементарные трудовые навыки. Родители жалуются, что их дети не хотят помогать им по дому. Вследствие отсутствия любви и стремления к труду у людей с детства формируются цинизм, лень, безразличие и неумение ценить труд других. Если в дальнейшем не заниматься проблемой трудового воспитания детей, ситуация будет усугубляться. Ряд специалистов прогнозируют появление поколения избалованных и эгоистичных людей, не приспособленных к добросовестной работе и честному труду.
Степень разработанности темы. Теоретические и практические аспекты воспитания трудолюбия учащихся были ранее изучены в трудах следующих авторов: Макаренко А.С., Сердюкова Е.Я., Сухомлинский В.А., Фадюшина Л.П., Юрченко Е.В., Ушинский К.Д. и др.
Цель курсовой работы – изучить теоретические основы воспитания трудолюбия учащихся в современных условиях, а также провести опытно-экспериментальную работу по формированию личностного развития школьников посредством трудового воспитания на уроках технологии.
Задачи курсовой работы:
-
Раскрыть теоретические подходы к определению сущности трудолюбия и трудового воспитания; -
Изучить особенности и проблемы воспитания трудолюбия у школьников на современном этапе; -
Провести опытно-экспериментальную работу по формированию личностного развития школьников посредством трудового воспитания на уроках технологии и сделать соответствующие выводы.
Объект – трудолюбие учащихся как результат трудового воспитания.
Предмет – повышение личностных качеств учащихся посредством трудового воспитания.
Гипотезу исследования составили предположения о том, что трудовое воспитание школьников будет эффективным, если:
-
оптимизировать учебную и учебно-исследовательскую деятельность учащихся за счет коллективной работы; -
внедрить интерактивные информационные технологии; -
вовлекать школьников в коллективные творческие дела трудового характера.
Теоретическая база исследования представлена нормативными правовыми актами в сфере трудового воспитания несовершеннолетних, учебной литературой, а также статьями научных периодических изданий по проблематике исследования, эмпирическим материалом, собранным на базе Лицея №1535 города Москвы.
Структура работы включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемых источников и четыре приложения.
1 Теоретические аспекты воспитания трудолюбия учащихся в современных условиях
-
Теоретические подходы к определению сущности трудолюбия и трудового воспитания
Для определения сущности трудового воспитания рассмотрим значение понятия «труд». Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова о труде говорит, что это «целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения» [10]. В Философском энциклопедическом словаре Л.Ф. Ильичева понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека, общества» [15].
Отношение к труду нашло отображение в устном народном творчестве: замечательные пословицы и поговорки — это настоящий кладезь народной педагогики, заставляющий серьезно и вдумчиво относиться ко времени и результатам своего труда: «Дерево ценят по плодам, а человека - по делам», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «От труда здоровеют, а от лени болеют» и т.п.
Волшебное свойство труда для формирования личности было подмечено давно и занятия посильным трудом считаются одним из эффективных методов воспитания дошкольников. Труд способствует раскрытию потенциала ребенка, формирует характер, помогает совершенствовать коммуникативные навыки и учит строить отношения в коллективе. В Педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой «трудовое воспитание — это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность [11].
В зарубежной педагогике представляют интерес взгляды Шарля Фурье - французского социалиста-утописта [3]. Им был создан проект необычной для того времени общественной группы «Гармония». Идея Шарля Фурье заключалась в создании системы воспитания, способной многогранно охватить личность ребенка - как в духовном, так и в физическом плане. Предполагалось, что эта система позволит осуществить трудовое воспитание ребенка и с помощью ее применения удастся вырастить всесторонне развитых граждан для жизни в «Гармонии».
Прогрессивный деятель народного образования Франции - Полина Кергомар не только видела в труде метод умственного, физического воспитания, несущий практическую пользу, но и рассматривала его как стремление к добру, к идеалу.
Общим представлением о труде для многих отечественных педагогов является то, что ребенок должен получать удовольствие от труда. Именно об этом говорят слова великого основоположника научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой... Чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, прежде всего, должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь» [7].
К.Д. Ушинский задавался вопросом о том, какое самое лучшее наследство могут оставить после себя отец и мать своим чадам? Большинство современных родителей, не подумав, могут ответить: богатство, материальные ценности, дом, вещи. Константин Дмитриевич считал, что деньги не являются определяющим в счастье детей, он обращал внимание на ценность образования, подчеркивая, что образование является хорошим наследством в том случае, если, получая его, дети становятся трудолюбивыми. Воспитание трудолюбия — это самое ценное наследие, которое могут оставить после себя родители. К тому же, не имея этого качества, трудно стать счастливым.
Уместно вспомнить высказывание педагога А.С. Макаренко, утверждавшего, что основой человеческой жизни и культуры является труд [4]. Автор «Педагогической поэмы» Антон Семенович работал со сложнейшей категорией детей - малолетними ворами и беспризорниками, детьми со сломанной психикой. В молодом советском государстве в большом приоритете был человек труда, Макаренко выдвинул эпохальный постулат, где он заявил, что советское воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Труд для Антона Семеновича — это форма проявления личности и таланта, помогающая духовно и физически развиваться. Макаренко утверждал, что воспитанник должен иметь определенную цель, которая требует усилий, труда и упорства. Но достигнув цели, нельзя останавливаться в росте, а надо нацеливаться на большее идти вперед. Также им была выделена адаптационная сила труда, наделяющая социальными и производственными навыками, которые впоследствии становились гарантом благополучия его воспитанников во взрослой жизни [4].