Файл: Этнический туризм как перспективное направление деятельности туроператора.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные понятия этнического туризма
1.3 Особенности организации этнических туров
2 Этнический туризм как перспективное направление деятельности туроператора «Охота»
2.1 Характеристика предприятия ООО «Охота»
2.2 Разработка этнического тура «Погрузись в культуру Алтая»
Интерес к этнической культуре находит выражение не только в научной сфере, но и на бытовом уровне: все большее распространение получают мебель и музыка в стиле «этно», традиционная кухня тех или иных народов. Приобретают популярность различные национальные праздники, фестивали, обряды, традиционные игровые формы. Данную тенденцию можно назвать модой. Этот процесс не обошел стороной, конечно же, и индустрию туризма и гостиничного бизнеса [4, с. 37-39].
Важное достоинство этнического туризма заключается в обращении к национальному, региональному и локальному аспектам культуры, истории, природопользования, как давно ушедших, так и современных этнических, этно-территориальных и этно-социальных групп, на разных стадиях их развития.
Основной целью этнического туризма является посещение какого-либо объекта для исследования архитектуры, культуры, традиций и быта народа, этноса, когда-либо проживающего на данной территории. Такой вид отдыха появился вследствие возросшего интереса туристов к подлинной жизни народов, к народным традициям, творчеству, обрядам и культуре. Интерес объясняется, в свою очередь, стремлением людей к поиску и изучению своих этнических корней. Результаты такого познания позволяют почувствовать себя особенным, причастным к целой истории со свойственными ей культурными традициями. Знакомство с культурами и этническими особенностями других народов помогает составить картину целостного многогранного мира со всеми его народностями, уникальными в своей индивидуальности. Этнотуризм способствует развитию тесных связей и обмену между представителями разных народов, включению их самобытной культуры в мировое наследие.
Этнический туризм имеет цель ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий. [17, с. 360-361].
Культурные особенности различных народов самым непосредственным образом влияют на развитие туризма во всем мире. Многие туристы при посещении определенной территории стремятся познакомиться с местными жителями, с их традициями и бытом. Многие туроператоры учитывают это обстоятельство при разработке новых туристических продуктов. Некоторые современные гостиницы строятся по образу традиционных жилищ народов, населяющих данный регион, аниматоры предлагают клиентам гостиниц принять участие в национальных играх, этнические элементы присутствуют в оформлении интерьера отелей и гостиниц. Таким образом, все большую популярность в последнее время приобретает этнотуризм.
Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым туристы имеют возможность посетить другие страны, то, задача этнографического туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности. Наследие – духовный материальный потенциал страны. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы [19, с. 53-56].
В отечественной туристской литературе существуют различные определения этнографического туризма. Это наглядно представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Определения этнографического туризма
Источник | Определение |
1 | 2 |
Л.Д. Подкорытова О.В. Горских [15, с. 121] | Поездки, которые организуются в местах проживания малочисленных народов, имеющих в Российской Федерации своего национально- государственного или национально-административного образования |
Ч. Б. Сундуев, Л. В. Хышиктуева [19, с. 53] | Одна из разновидностей культурно-познавательного туризма, связанная с посещением объектов традиционных культур, национальных деревень, а также с целью знакомства с этническими культурами и промыслами |
А.В Любичанковский [17, с. 13] | Вид туризма, связанный с посещением исторической родины или мест рождения родственников. |
А. Г. Бутузов [10, с.167] | Сегмент туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристической достопримечательностью. |
А.А. Романов, Р. Г. Саакянц [17, с. 310] | Вид туризма, который совершается народами в разных странах, имеющих единый или родственный языки, либо связанных общностью истории и культуры. |
Из таблицы 1 видно, что понятие «этнографический туризм» трактуется авторами по-разному, а его место в системной классификации понятий оценивается неоднозначно. Этнографический туризм признаётся видом туризма, подвидом, сегментом, направлением культурно-познавательного туризма. Однако, сегодня этнографический туризм распространён во всём мире как отдельное, самостоятельное направление в туризме. В различных уголках мира имеются возможности для знакомства и соприкосновения с подлинной, уникальной традиционной жизнью различных этносов. В Российской Федерации все больше регионов заинтересованно развивать этнотуризм. К их числу относятся республики Карелия, Марий-Эл, Саха (Якутия), Бурятия, Приморский край, Иркутская и Самарская области, Респкблика Алтай и другие [4, с. 37-39].
Отличительной чертой этнотуризма так же является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов: иностранцев; граждан РФ; молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков; более старшей возрастной категории туристов, имеющих различную мотивацию.
Как самостоятельная разновидность туризма этнографический туризм выполняет большое количество социальных функций [5, с. 13-15].
Наиболее значимыми из них являются:
этнографический туризм способствует укреплению толерантного отношения к представителям разных этносов;
помогает сохранению культурного, социального и ландшафтно-экологического разнообразия;
обеспечивает финансовую поддержку музеев, театров и иных объектов культуры, имеющих большое значение не только для туристов, но и для местных жителей;
способствует укреплению чувства идентичности и дальнейшему сохранению культуры региона, на котором проживает тот или иной этнос;
сохраняет многообразие и многоликость современного мира;
способствует возрождению местной кухни, местных способов изготовления традиционных предметов быта и ремёсел;
повышает культурный уровень коренного населения, налаживает культурные связи с представителями иных культур.
Кроме этого этнографический туризм имеет огромное количество разновидностей и имеет свои особенности, которые присуще только ему. Что ещё раз доказывает его самостоятельность.
Кроме этого в настоящее время можно встретиться с различными названиями, которые определяют суть этого вида туризма: этнический, этнокультурный, аборигенный, фольклорно-этнографический, этноэкологический и другие. Во многих источниках термин «этнографический» употребляется как синоним «этнического» туризма.
«Этнографический туризм» происходит от слова «этнография». Этнография – это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру [18, с. 178-180].
Исходя их этого, этнографический туризм можно рассматривать как вид туризма, ориентированный на знакомство с народами мира, их бытом и культурой.
Название «этнический» связано с термином «этнос». Понятие «этнос» часто заменяется словом народ. Термин «народ» имеет много значений – это население страны, жители государства, вне зависимости от этнической принадлежности. Получается, что этнический туризм – это народный туризм. Поэтому более точным будет использование термина «этнографический туризм». Оно более полно отражает суть этого явления.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «этнографический туризм». Это поездки (путешествия) людей со своего постоянного места жительства в другие страны или регионы с познавательной и развлекательной целью, которые знакомят с культурой и бытом определенного народа, его языком, традициями, обычаями, костюмами, фольклором, этническим творчеством и рассчитаны на широкий круг туристов.
Этнографический туризм основывается на любопытстве туристов к настоящей жизни народов, к знакомству с традициями народа, обрядами, его культурой и творчеством. Наш современный, унифицированный мир характеризуется тем, что человек старается самоидентифицироваться, найти и изучить свои корни, осознать свою особенность, обладание собственной историей и культурными традициями. Ну а познание других этносов и культур позволяет туристу составить четкую и целостную картину нашего разнообразного мира народов, обладающих своей уникальной индивидуальностью.
Этнотрадиции тесно связаны с разными видами фольклора и, в том числе, с ремеслами. Они могут быть как деревенскими, так и городскими. Фольклор неотделим от человека и связано это с передачей и сохранением опыта, накопляемого веками и передаваемого старшим поколением младшему [20, с. 178-182].
Таблица 2 – SWOT-анализ перспектив развития этнического туризма в российской части Алтая
S (сила внутренней среды) | W (слабость внутренней среды) |
1 | 2 |
для туристско-рекреационной деятельности: – растущий из года в год поток туристов (в т.ч. наличие внутреннего спроса); – поддержка на федеральном и региональном уровне для развития туризма; – наличие федеральных и краевых стимулирующих программ; – благоприятная межэтническая обстановка в регионе. – ландшафтное разнообразие территории; для этнической составляющей: – разнообразие этнических групп (алтай-кижи, кумандинцев, теленгитов, тубаларов, немцев), представители которых сохранили традиционную хозяйственную, бытовую и духовную культуру; – наличие историко-культурных ресурсов для развития туризма. | для туристско-рекреационной деятельности: – сезонный характер большинства рекреационных ресурсов; – медленное развитие инфраструктуры; – высокая стоимость туристского продукта; – отсутствие высокой культуры сервиса; – низкая квалификация персонала; для этнической составляющей: – слабая вовлеченность местных жителей в сферу туризма; – ограниченность информационных ресурсов об объектах этнического туризма. |
Продолжение таблицы 2
1 | 2 |
O (возможности внешней среды) | T (угрозы внешней среды) |
для туристско-рекреационной деятельности: – рост доходов населения; – возможности развития разных видов туристско-рекреационной деятельности; – внедрение стандартов туристского обслуживания; для этнической составляющей: – историко-культурная экзотичность как фактор особой привлекательности; – сохранение культурного и природного наследия региона; – участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности; – возобновление забытых традиций; – сохранение природных комплексов как основы традиционного природопользования коренных этносов; – формирование системы музеев-заповедников. | для туристско-рекреационной деятельности: – невысокая платёжеспособность населения большинства российских туристов; – географическая отдаленность от основных стран и европейской части России – основных поставщиков туристов; – регион посещает незначительное количество иностранных туристов. для этнической составляющей: – угроза существования объектов культурного наследия из-за бурного роста объемов строительства на объектах туристской инфраструктуры без проведения охранных мероприятий; – недостаточная известность историко-культурного потенциала региона; – слабо сформированный спрос на продукты этнотуризма вследствие недостаточной информированности населения; – потеря культурной самобытности. |
Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача этнографического туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности. Наследие – духовный материальный потенциал страны. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.
Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.