Файл: Этнический туризм как перспективное направление деятельности туроператора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Людей привлекает то, что во время поездки они проникаются культурой и духом прошлого. Здесь есть возможность услышать вместо шума машин речь на древнем языке, песни народов, которые пережили не одну сотню лет, а также возможность попробовать пищу и напитки, схожие с теми, что пили и ели далекие предшественники этого народа.


    1. Характеристика ресурсов Алтайского региона для развития этнического туризма


Этнографический туризм в России имеет большое будущее. На это указывает огромный потенциал страны, который составляют территория, культурное и историческое наследие. Наши предки переняли от них веру, традиции, разные внешние атрибуты. В некоторой степени это стимулирует развитие подобного туризма, который делает представителей разных народностей интересными друг другу.

В россии, по данным Ростуризма, ежегодно около полумиллиона человек выбирают для отдыха именно этнографические маршруту для приобщения к истории семьи и отечства. Топ-5 российских этно-направлений по данным Ростуризма: Карелия, Вологда, Прибайкалье, Хакасия, Алтай. Сегодня практически в каждом российском регионе появляются проекты, позволяющие ближе познакомиться с национальной культурой и погрузиться в традиции того или иного народа [23].

Основным условием развития этнического туризма является наличие необходимых ресурсов, к которым относится, во-первых, культурно-историческое наследие определенных этносов, исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники и бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов. Во-вторых, традиционная народная культура, включающая в себя повседневный образ жизни, проявляющийся в национальной кухне, костюме, особенностях гостеприимства и пр. К примеру, незабываемое впечатление произведут уникальнейшие этнографические туры по Горному Алтаю. Культурное многообразие территории является богатейшим и практически неисчерпаемым резервом для развития различных видов туризма, в том числе и этнического.

Сфера туризма, как одна из отраслей народного хозяйства, заинтересована в сохранении природных и историко-культурных ресурсов, которые являются главным фактором ее успешного функционирования. Важно, чтобы туризм не наносил ущерб окружающей среде и населению. Для этого необходимо развитие таких видов туризма, которые в наибольшей степени соответствуют принципам устойчивого развития.


Одной из составляющих устойчивого развития территории Республики Алтай и Алтайского края может быть этнический туризм, который, как правило, тесно сочетается с остальными видами туризма и присутствует в качестве отдельных элементов в интегральных туристских продуктах. Поэтому, возникает необходимость его четкого выделения среди большого количества направлений туризма.

По мнению А.П. Окладникова, Алтай является прародиной всех современных тюркских народов мира, где в 552 году до н. э. древние тюрки создали государство – каганат. На Алтае формировался язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности, известной сегодня как «орхоно-енисейская руническая письменность». Все это послужило появлению в современном научном мире термина «алтайская семья» языков и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению – алтаистике. Алтай в силу геополитического расположения – центр Евразии – в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры [12, с. 266-270].

Алтайцы – коренной народ Сибири. Территория их современного расселения – это обширная часть Российского Алтая, названного Горным Алтаем. Алтай на протяжении двух тысячелетий нашей эры постоянно входил в состав сменявших друг друга этнополитических образований гуннов, ранних тюрков (теле, тюркут), енисейских кыргызов, кимаков, найманов, монголов. В 1756-1757 гг. алтайцы, бывшие джунгарские подданные, добровольно приняли российское подданство, и основная территория Горного Алтая была присоединена к России. После принятия в 1864-1865 гг. населения двух чуйских теленгитских волостей в российское подданство юго-восточная часть Горного Алтая полностью закрепилась за Россией [6, с. 134-135].

Алтай занимает уникальное географическое положение, поэтому неудивительно, что он относится к древнейшим очагам человеческой цивилизации. Издревле люди здесь занимались различными видами хозяйственной деятельности: охотой, собирательством, скотоводством, земледелием, добычей и переработкой ископаемых руд. Самобытная культура населявших его племен и народов развивалась в тесной взаимосвязи с культурой сопредельных стран.

Во второй половине I тыс. до нашей эры этнические процессы на Алтае происходили во взаимодействии двух групп населения: «сакодинлинская» (создатели знаменитой пазырыкской культуры), относились вероятно к индоевропейской и алтайской языковым группам, а среди второй группы преобладали монголоидный и прототюркские языки. На основе взаимодействия обеих групп населения сформировались тюркоязычные этнические общности Алтая [37].



Традиционная культура и социальная организация рассматриваются как единое целое алтайского этноса, однако при характеристике разных аспектов материальной и духовной культуры алтайцев выделяются культурное разнообразие, специфические черты, присущие отдельным этнотерриториальным группам: чуйским теленгитам, алтайским телеутам (баятам), тубаларам, кумандинцам, челканцам, алтай – кижи.

В этнографии алтайцы делятся на 2 группы: северные (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южные (телеуты, теленгиты, алтай-кижи). Северные живут в горно-таежной зоне северо-восточного Алтая: тубалары – в верховьях Бии (бассейн рек Пыжа, Кокша, Иша), челканцы – реки Лебедь и Байгол, кумандинцы – по реке Бия (Республика Алтай, Красногорский, Солтонский, Бийский районы Алтайского края). Расселение южных: теленгиты – в бассейне рек Чуя и Аргут, по рекам Чулышману и Башкаусу; алтай-кижи – в бассейне рек Урсул, Чарыш, Кокса, Кан, среднее течение Катуни; телеуты – по рекам Майма и Черга (Республика Алтай), в Причумышье (Заринский, Кытмановский районы Алтайского края) [15, с. 142-145].

У северных алтайцев основой жизни были охота, рыболовство, ручное мотыжное земледелие, собирательство. Жили в постоянных поселениях. Носили одежду из холста. Южные алтайцы занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Подсобные занятия: охота, земледелие, действовала несложная система оросительных каналов. Основной тип жилища – переносная войлочная юрта и конусообразный аил, традиционный вид одежды – овчинная шуба. Важную роль у всех племен играли выплавка железа и кузнечный промысел. [7]

Сохранившиеся до настоящего времени во многих районах Горного Алтая традиционные способы ведения хозяйства и основы жизненного уклада обуславливают привлекательность региона с точки зрения этнического туризма. Проживание в непосредственном соседстве на локализованной территории нескольких этносов с самобытными культурами способствует формированию в Алтайском регионе богатейшей мозаики традиционных культурных ландшафтов. У народов, населяющих регион, имеется значительное фольклорное наследие.

На Алтае сочетаются разнообразные религиозно-культурные традиции. Русское население является в основном православным, казахи – мусульманами, алтайцы неоднородны по своему вероисповеданию. Одни до сих пор придерживаются шаманизма, который возник в глубокой древности как форма общественного сознания первобытной эпохи, в его основе лежит олицетворение сил природы. Часть алтайцев относит себя к приверженцам бурханизма (тибетской ветви буддизма). Такое сосредоточение религиозных конфессий стало возможно потому, что Алтай находился на пересечении цивилизаций, и каждая из них имела влияние на мировоззренческие устои коренного населения этой земли. Алтайцы и русские почитают многие общие природные святыни, главными среди которых являются гора Белуха и река Катунь. В духовной культуре народа Алтай воспринимается его жителями священным, одухотворенным, населенным духами гор, рек, огня, тайги, деревьев, животных и т.п. Поколениями был определен порядок поведения на природе, выработаны определенные нормы морали, этика по отношению к животным и растениям, к явлениям и процессам природы. Для мировоззрения алтайцев важно, прежде всего, одухотворенность природы Алтая, ощущение его животворящей энергии, а не только эстетическая красота отдельных объектов. Места проживания коренных народов вызывают активный интерес у туристов, в этих условиях необходимо развивать такие виды туризма, которые не оказывают негативного влияния на природные комплексы, а также способствуют сохранению традиционной культуры.


По насыщенности объектами культурно-исторического наследия Республика Алтай занимает одно из первых мест в Сибири, здесь известно более 2,5 тысяч памятников археологии, архитектуры, истории и культуры, в точности 97 археологических памятников, имеющих федеральное значение. Для Республики Алтай с уникальными горными ландшафтами, дополненными сохранившимися историко-культурными памятниками разных эпох и народов, традициями местного населения туризм, в частности, этнический, потенциально является одной из перспективных отраслей экономики [16, с. 174-176].

150 наций и народностей осели за 300 лет на территории Алтайского края. Яркие многонациональные фестивали демонстрируют оттенки этой насыщенной палитры. А несколько этнических и культурных общностей делятся с приезжими не только своеобразным танцевально-песенным наследием. Кумандинцы и мордва, немцы, старообрядцы и казаки воссоздают обычаи, угощения и ремесла своих предков, собирают по крупицам материальные свидетельства ушедших эпох. С их помощью гостям края открываются неведомые стороны жизни и таинственный мир прошлого.

К незамерзающему озеру Светлое в Алтайском крае, куда прилетают зимовать лебеди, туристы активно съезжаются в середине декабря. Озеро и его обитатели – символический центр праздника «Алтайская зимовка», открывающего зимний туристский сезон. На фоне воды с прекрасными птицами исполняет ритуальные танцы коренная народность Алтая – кумандинцы. Малочисленный этнос,  селившийся в труднодоступных местах, считает себя потомком человека-первоптицы. 15 лет назад в России насчитывалось чуть больше трех тысяч кумандинцев, основная их часть живет в Алтайском крае. Обряды и предания своего народа общины кумандинцев восстанавливают в Солтонском районе и Бийске. А в Красногорском районе ими воссоздан аил, где этно-фольклорный коллектив знакомит гостей с ритуалами предков, исполняет национальные танцы и песни на древнем языке, угощает приезжих самобытными кушаньями.

Перспективными объектами этнического туризма, которые позволят разнообразить туристское предложение региона, являются минералогический музей «Камни Алтая» (п. Майма), дом-музей Чорос-Гуркина (с. Анос), уникальный музей собирателя алтайской старины Н. Шадоева (с. Мендур-Соккон), музеи Н.К. Рериха и старообрядничества (с. Верхний Уймон), музей теленгитов Алтая (с. Кокоря), храм имени апостола Иоанна Богослова на острове Патмос (с. Чемал), историко-этнографический музей «Пазырык» (с. Улаган), музей казахской культуры (с. Жана-Аул) и др. На территории региона сохранились сакральные центры древних цивилизаций, например, таких как: храмово-погребальные комплексы Башадара, Ело, Каракола, знаменитые сакральные центры Пазырыка, Шибе, плато Укок, многокилометровые сакральные алтари с древними петроглифами урочищ Калбак-Таша, Куюса и др. [22, с. 77-87].


Приверженцы древнего православного канона, бежавшие в XVII веке за Урал от гонений патриарха Никона, несколько десятилетий спустя разрозненными группами стали появляться в Алтайских землях. Во второй половине XVIII века, после царского указа о заселении Сибири «до Телецкого озера», на Алтай потянулись и староверы, прежде спасавшиеся в Польше и Прибалтике. Их самобытные костюмы и песенная культура стали основой репертуара Национального театра фольклорной музыки «Песнохорки». А на новую родину староверов-«поляков» – в село Сибирячиха Солонешенского района – гостей доставляет культурный центр «Солонешье». Там в старинном интерьере русской избы туристы становятся участниками обряда окручивания невесты. В селе Туманово приезжих знакомят с бытовым укладом кержаков, а в Топольном приглашают водить хороводы на Троицу и на экскурсии в старообрядческий музей «Горница». В селе Искра собирают фольклорный праздник «Солонешенские узоры». Несколько дней ценители старины проводят на берегу реки Ануй, знакомясь с музеем народного быта, укладом и занятиями старожилов района, участвуя в реконструкциях семейных обрядов, ремесленных и гастрономических мастер-классах. Районный музей сторонников «старой» веры создан и в селе Солоновка Смоленского района. Посетив эти места, туристы угощаются блюдами местной кухни и приобретают натуральные продукты здорового питания из алтайского сырья – от чаев до продуктов пчеловодства – от компании «Алтай-Старовер».

Волна столыпинских реформ на рубеже XIX и XX века принесла в Алтайский край жителей южных регионов России, где земли было мало и она стала непомерно дорога. Так в степном Алтае появились немцы и украинцы. Жарче других сегодня привечает туристов диаспора с Украины в Романовском районе. В начале июля они затевают «Купальские забавы» у степных озер, накрывая столы затейливыми угощениями разных народностей, осевших на этих землях. А в конце июля украинцы «солируют» на соленых озерах на фестивале вареника «Всэ будэ смачно!». Вареники они делают с полсотней видов начинок: приезжих умеют удивить. Сотни килограммов вареников в те же дни лепят и для гостей июльского межкультурного фестиваля в селе Борисово. Его устраивают мордовцы Залесовского района, собирая на «встрече друзей» игры, обряды, песни и кухню армян, марийцев, белорусов и других народов, населяющих Алтай.

В середине августа отведать немецкие традиционные блюда, сплясать немецкие танцы и принять участие в веселых национальных состязаниях туристов приглашают в село Гальбштадт Немецкого национального района. Культурные общины немцев со всего края отмечают здесь фестиваль летнего благоденствия – Зоммерфест.