Файл: Понятие и общая характеристика административного надзора 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и общая характеристика административного надзора
1.1. Понятие административного надзора
1.2. Правовая природа административного надзора
Глава 2. Порядок установления административного надзора
2.1. Условия установления административного надзора
2.2. Процессуальные особенности установления административного надзора
Глава 3. Перспективы развития института административного надзора
3.1. Проблемы правового регулирования института административного надзора
3.2. Применение технических средств осуществления административного надзора
1.2. Правовая природа административного надзора
Представляется, что административный надзор, несмотря на свое название, по своей сути более близок к сфере уголовно-правовых отношений, нежели административных.
Во-первых, непосредственным условием установления административного надзора является совершение преступления, осуждение лица, его совершившего, и назначение наказания.
Во-вторых, согласно действующему законодательству, предпосылками установления административного надзора являются условия уголовноправового и уголовно-исполнительного характера.
В-третьих, установление административного надзора зависит от категории и вида совершенного преступления, наличия рецидива, поведения как в период отбывания наказания, так и в постпенитенциарный период.
В-четвертых, целевая установка административного надзора заключается в предупреждении совершения преступлений и других правонарушений, оказании на лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую или непогашенную судимость за определенные нормами Закона об административном надзоре преступления, индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Представляется, что административный надзор является лишь средством достижения заявленного конечного результата, который, в свою очередь, может быть сопоставлен как с целями наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ), так и с задачами УК РФ (ст. 2 УК РФ).
В-пятых, между административным надзором и институтом судимости прослеживается очевидная корреляция:
— специфические обременения устанавливаются исключительно в отношении лица, отбывшего наказание и имеющего непогашенную или неснятую судимость за определенные преступления;
— реализация административного надзора ограничена временными рамками судимости;
— погашение или снятие судимости является одним из оснований прекращения административного надзора.
В-шестых, административный надзор устанавливается исключительно на основании решении суда и, соответственно, носит принудительный характер.
В-седьмых, реализация контроля за исполнением возложенных судом обременений в рамках установления административного надзора, равно как при условно-досрочном освобождении, возлагается на ОВД. По мнению отдельных исследователей, безусловная уголовно-правовая природа административного надзора отражается в характере обременений, испытываемых поднадзорным лицом6. Действительно, рассматриваемые лишения и ограничения тождественны обязанностям, возлагаемым судом в отношении лица, признанного виновным в совершении преступления, — при назначении наказания в виде ограничения свободы, при условном осуждении, условно - досрочном освобождении от отбывания наказания.
Так, при совершении лицом тяжкого или особо преступления суд в качестве дополнительного вида наказания может назначить ограничение свободы. В рамках последнего после освобождения из мест лишения свободы осужденный испытывает определенные нормой уголовного закона ограничения (ч. 1 ст. 53 УК РФ), на момент окончания реализации которых устанавливается административный надзор. Представляется, что сущность уголовноправовых обременений принципиально не меняется, в связи с чем можно говорить о пролонгации лишений и правоограничений лица, имеющего неснятую и непогашенную судимость.
Подобный процесс наблюдается при привлечении к уголовной ответственности лица, уклоняющегося от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ). Так, Елабужский городской суд Республики Татарстан, рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Ш., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, пришел к выводу о назначении наказания в виде лишения свободы. Формулируя окончательное решение, суд учел признательные показания обвиняемого, обстоятельства дела, его семейное положение и посчитал возможным применить при назначении наказания требования ст. 73 УК РФ. Таким образом, суд приговорил признать Ш. виновным в совершении поступления и назначил наказание в виде лишения свободы на срок шесть месяцев условно с возложением определенных обязанностей: являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных, и не менять постоянного места жительства без уведомления вышеуказанного органа
7. Из приведенного, а равно иных примеров судебной практики, следует, что лишения и ограничения, испытываемые осужденным в рамках административного надзора, с назначением лишения свободы условно принципиально не меняются.
Административный надзор может быть установлен в период исполнения лицом обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. Кроме того, согласно действующему законодательству административный надзор устанавливается в отношении лица, которое в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Согласно уголовно-исполнительному законодательству, если в течение одного года со дня наложения взыскания не будет применено новое, осужденный считается не имеющим взыскания (ч. 4 ст. 59 УК РФ). Ввиду этого, по общим правилам, данный факт не является поводом, препятствием для отказа судом в удовлетворении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, если, например, лицо совершило злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания в начале исполнения назначенного судом наказания.
Ключевыми факторами в решении указанного вопроса являются поведение осужденного, его отношение к учебе и труду, имеющиеся поощрения и взыскания, отношение к совершенному деянию, частичное или полное возмещение причиненного преступлением ущерба или иное заглаживание вреда, заключение администрации учреждения уголовно-исполнительной системы о целесообразности применения условно-досрочного освобождения (ч. 41 ст. 79 УК РФ). Исходя из этого, круг обязанностей, возлагаемых судом на условно-досрочно освобожденное лицо после окончания испытательного срока, может быть пролонгирован, но уже в рамках административного надзора8.
Итак, по своей сущности лишения и ограничения, испытываемые лицом в рамках реализации уголовной ответственности, тождественны ограничениям, назначаемым при установлении административного надзора, в связи с чем можно говорить лишь об их пролонгации. Реализация административного надзора при этом вступает в противоречие с общепризнанными принципами права
, так как за совершение одного и того же деяния, запрещенного уголовным законом, осужденный испытывает двойную репрессию со стороны государства.
Таким образом, точка зрения, согласно которой административный надзор представляет собой самостоятельную форму реализации уголовной ответственности, нуждается в дополнительной научной аргументации ввиду прямого нарушения принципа справедливости (ч. 2 ст. 6 УК РФ). Сущность административного надзора отождествляется с объемом обременений уголовно-правового характера, испытываемых осужденным в рамках реализации отдельных видов наказания, условного осуждения, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Административный надзор есть мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда. Административный надзор применяется в превентивных целях к лицу, освобожденному из мест лишения свободы и имеющему неснятую или непогашенную судимость за отдельные виды преступлений, и заключается в предусмотренных законодательством лишении и ограничении прав и свобод этого лица.
Глава 2. Порядок установления административного надзора
2.1. Условия установления административного надзора
Вопрос установления административного надзора целесообразно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: формально-юридической и организационно-правовой. В первом случае следует говорить о формальных основаниях, представляющих собой совокупность юридических фактов, наступление которых дает право органам внутренних дел на подачу административных исковых заявлений об установлении административного надзора. К ним относятся:
1) Наличие у лица, достигшего возраста 18 лет и освобожденного из мест лишения свободы, неснятой и непогашенной судимости за совершение преступлений, предусмотренных федеральным законодательством;
2) Совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений, посягающих на охраняемые государством общественные отношения, оговоренные федеральным законодательством9.
Законодатель прямо указывает, что субъектом административного надзора может стать только совершеннолетнее лицо. Поднадзорным может также стать и осужденный, совершивший преступление в несовершеннолетнем возрасте при условии достижения им совершеннолетия к моменту подачи уполномоченным должностным лицом административного искового заявления. Не является препятствием для установления судом соответствующих ограничений и иностранное гражданство (либо отсутствие такового) преступника при условии законности его нахождения на территории Российской Федерации.
Следующим важным моментом установления административного надзора является правовая регламентация и соотношение институтов судимости и административной наказанности. Их общей чертой являются негативные последствия, которые вынуждено претерпевать лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности соответственно.
Различием является период действия таких последствий. В уголовном законодательстве он является дифференцированным и определяется тяжестью совершенного деяния, а в административном составляет один год вне зависимости от вида правонарушения и исчисляется с момента исполнения наложенного наказания. В системе административного надзора отмеченные институты не просто взаимосвязаны, а зачастую находятся в прямой причинно-следственной связи. Так, наличие судимости за совершение предусмотренных законом преступлений предает особое правовое