Файл: Понятие и общая характеристика административного надзора 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
значение отдельным административным деликтам, совершение которых служит поводом к установлению административного надзора или продлению его сроков10.

Обратим внимание, что формулировка, содержащаяся в пункте 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, предполагает достаточным совершение осужденным двух и более правонарушений в течение одного года без их привязки к дате вступления в законную силу или дате исполнения назначенного наказания, то есть совершение осужденным повторного административного правонарушения в период действия административной наказанности за совершение первичного деликта, но после истечения календарного года не дает оснований для подачи искового заявления об установлении административного надзора. Рассматривая вопросы влияния сроков административной наказанности, высшая судебная инстанция отметила, что «в случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в статье 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления или продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений». Таким образом, складывается достаточно интересная ситуация, которая выражается в том, что органы судебной власти используют истечение срока административной наказанности для отказа в установлении надзора (что вполне логично и правильно), но не признают фактор умышленного неисполнения назначенного административного наказания, как обстоятельство, свидетельствующее о длящемся противоправном поведении осужденного лица11.

Отмеченная позиция позволяет констатировать необходимость изменения годичных временных границ, закрепленных в пункте 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, путем расширения периода правовых последствий совершения административного правонарушения на срок действия административной наказанности.

Определяя виды правонарушений, влекущих возможность установления административного надзора, законодатель закрепил их исчерпывающий перечень,
куда включил составы, содержащиеся в 6, 19 и 20 главах КоАП РФ, а также проступки, объективная сторона которых предусматривает управление различными транспортными средствами в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на предмет его установления. Согласимся с тем, что административные правонарушения, совершаемые в состоянии опьянения и (или) посягающие на общественный порядок, общественную безопасность, порядок управления, представляют повышенную опасность и, безусловно, требуют принятия мер по противодействию им. Вместе с тем выразим мнение, что перечень административных правонарушений, совершение которых влечет возможность установления административного надзора, может быть дополнен и конкретизирован12.

Нельзя не признать, что вредность отдельных деликтов, закрепленных в пункте 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, явно не соответствует степени общественной опасности ряда правонарушений, не включенных в данный список. Например, общественная вредность потребления табака в не установленных для этого местах (статья 6.24 КоАП) не соответствует вредности умышленного повреждения (уничтожения) чужого имущества (статья 7.17 КоАП) или различных видов мелких хищений (статья 7.27, 7.27.1 КоАП), в особенности учитывая институт административной преюдиции и часто пограничное состояние с аналогичными уголовно наказуемыми деяниями (статьи 158, 167 УК РФ и проч.).

В этой связи вполне логичным видится замечание, касающееся изменения формальных признаков установления административного надзора в части необходимости расширения или полной отмены исключительных родовых объектов, посягательство на которые делает юридически возможным обращение уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел в судебные инстанции. Полагаем, что в основе законодательного закрепления правовых критериев установления административного надзора должны лежать не столько институционализированные шаблоны, сколько фактические сведения, материалы и обстоятельства, свидетельствующие о стойком противоправном поведении лица и его желании (нежелании) придерживаться установленных и санкционированных государством правил и норм поведения.

2.2. Процессуальные особенности установления административного надзора


Организационно-правовые аспекты наложения на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административных ограничений вытекают из требований, предъявляемых к таким административным делам и закрепленных в главе 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации13, которым регламентируются вопросы установления (продления), досрочного прекращения административного надзора, частичной отмены или дополнения ранее установленных административных ограничений. Отмеченная категория дел рассматривается районными судами с соблюдением правил территориальной подсудности по месту жительства или пребывания таких лиц. В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освободившегося из мест лишения свободы и не имеющего регистрации по месту жительства или пребывания, подается в районный суд по месту его фактического постоянного проживания, которое подтверждается совокупностью материалов, указывающих на конкретное жилое помещение как место реализации «приоритетных каждодневных жизненных интересов».

Требования к содержанию административного искового заявления закреплены в статье 271 КАС РФ и включают в себя сведения о наименовании суда, в подсудности которого находится рассмотрение дела, административном ответчике и предъявляемых к нему требованиях, перечне прилагаемых документов, подтверждающих доводы истца и основания для его направления (например, надлежаще заверенных копиях приговоров суда и материалах, свидетельствующих о совершении лицом, в отношении которого устанавливается надзор, административных правонарушений). В административном исковом заявлении, подписываемом руководителем органа внутренних дел, в обязательном порядке отражаются сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора.


На административного истца КАС РФ возлагается обязанность уведомить лиц, участвующих в деле, и вручить им копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, документально подтвердив данный факт, или представить их в суд в количестве, соответствующем числу заинтересованных участников производства, включая прокурора, а также приложить доверенность, удостоверяющую полномочия представителя административного истца (при его наличии).

Учитывая серьезность вопроса ограничения ряда конституционных прав лиц, освобожденных из мест лишения свободы, суд рассматривает вопрос о принятии исковых заявлений данной категории дел незамедлительно. Признав необходимость прибытия в судебное заседание лица, в отношении которого рассматривается необходимость установления административного надзора, суд назначает его дату, место и время, а также принимает меры к участию ответчика в процессе, возлагая исполнение данной обязанности на руководителя органов внутренних дел. Неявка в судебное заседание надлежаще уведомленных участников (их представителей) административного дела не препятствует его рассмотрению судьей по существу, за исключением случаев, когда их участие признано судом обязательным14.

КАС РФ не исключает возможность участия ответчика посредством использования видеоконференц-связи. В отдельных случаях его явка может не признаваться судом обязательной. Речь идет о ситуациях, когда ответчиком подано в суд ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, переданы исчерпывающие объяснения в письменной форме по существу административного дела либо представлены иные доказательства, оценка которых не исключает возможности рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается вопрос об установлении административного надзора15.

Максимальный срок, отведенный судье на разрешение административного дела, связанного с установлением в отношении истца административного надзора, в соответствии с частью 7 статьи 272 КАС РФ не должен превышать двадцати дней со дня его поступления в суд. Рассмотрение материалов административного
дела и оценка представленных материалов, доказательств, высказанных участниками производства мнений осуществляется судьей единолично, при этом он не связан требованиями, изложенными истцом в исковом заявлении, и вправе уточнять и изменять их исходя из своего внутреннего убеждения и фактических обстоятельств, установленных в судебном заседании. По результатам его рассмотрения судья выносит одно из решений, предусмотренных КАС РФ:

- о полном удовлетворении требований административного истца, изложенных в исковом заявлении;

- о частичном удовлетворении требований административного истца, изложенных в исковом заявлении;

- об отказе в удовлетворении требований административного истца, изложенных в исковом заявлении.

Необходимо отметить, что мотивировочная часть судебного решения, связанная с выбором вида, срока и порядка исполнения административных ограничений, не может носить произвольный характер. Судьям подлежит учитывать, что каждое применяемое правоограничение, накладываемое на ответчика, должно быть направлено на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, призвано оказать необходимое воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях профилактики совершения повторных деликтов. При решении вопроса о назначении конкретных административных ограничений должна учитываться их соразмерность, которая не может чрезмерно ограничивать конституционные права ответчика на возможность получения образования, медицинскую помощь, труд.

В аналогичном ключе следует рассматривать и деятельность уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел по подготовке материалов искового заявления, в которых следует максимально подробно отражать и учитывать образ жизни ответчика, а также иные обстоятельства: поведение в период отбытия наказания и после освобождения из мест лишения свободы, соотносить характер и степень общественной опасности совершенных им правонарушений при конкретизации и выборе административных ограничений. Сбор и анализ первичной информации будет способствовать установлению ограничений, наиболее подходящих для достижения целей административного надзора.