Файл: Понятие и общая характеристика административного надзора 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Оглавление


Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Понятие и общая характеристика административного надзора 5

1.1. Понятие административного надзора 5

1.2. Правовая природа административного надзора 9

Глава 2. Порядок установления административного надзора 14

2.1. Условия установления административного надзора 14

2.2. Процессуальные особенности установления административного надзора 18

Глава 3. Перспективы развития института административного надзора 22

3.1. Проблемы правового регулирования института административного надзора 22

3.2. Применение технических средств осуществления административного надзора 24

Заключение 28

Список литературы 30



Введение


Актуальность темы. В связи с развитием действующего законодательства в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации не теряют своей актуальности вопросы административного надзора, который осуществляют органы внутренних дел в отношении лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Именно сотрудники органов внутренних дел играют ключевую роль в предупреждении правонарушений лицами, состоящими под административным надзором. Административный надзор осуществляется подразделениями по организации и осуществлению административного надзора или должностными лицами, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора. В ходе несения службы у сотрудников органов внутренних дел нередко возникают проблемные ситуации, вопросы и трудности, что приводит к нарушению требований законодательства.

Институт административного надзора является комплексным, включающим нормы уголовного, уголовно-исполнительного и административного, что существенно усложняет рассмотрение дел этой категории. Это во многом обуславливает то, что по настоящее время не сложилась единая практика по установлению и продлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Низка эффективность реализации предписаний законодательства в части индивидуального профилактического воздействия на граждан, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость.


Объектом работы является совокупность общественных отношений, урегулированных правом, в сфере осуществления административного надзора.

Предметом работы являются правовые нормы, регламентирующие институт административного надзора.

Цель работы - рассмотреть административный надзор.

Для достижения поставленной цели в настоящей работе необходимо последовательно решить ряд задач:

  1. Дать понятие административного надзора.

  2. Определить правовую природу административного надзора.

  3. Проанализировать условия установления административного надзора.

  4. Выявить процессуальные особенности установления административного надзора.

  5. Определить проблемы правового регулирования института административного надзора.

  6. Рассмотреть применение технических средств осуществления административного надзора.

Методологию работы составили методы анализа, дедукции, синтеза, диалектический, формально-логический, формально-юридический (догматический) метод.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном обобщении существующего теоретико-правового материала по выбранной тематике.

Практическая значимость исследования заключается в проблемном анализе правоприменительной практики по вопросу административного надзора.

Структура настоящей работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

Глава 1. Понятие и общая характеристика административного надзора

1.1. Понятие административного надзора


За последнее время проблема определения сущности, социально-правовой природы административного надзора и его места в системе мер государственного принуждения стала предметом повышенного внимания в специализированной литературе. К сожалению, на сегодняшний день юридической доктриной не выработаны необходимые критерии, способствующие отнесению административного надзора к определенной отрасли права в целом, либо к конкретной совокупности мер, применяемых в связи с нарушением правового запрета. Законодательно административный надзор представлен в качестве наблюдения осуществляемого органами внутренних дел за соблюдением лицом
, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом обязанностей, а также временных ограничений его прав и свобод (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»)1. В то же время в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда административный надзор представляет собой меру, назначаемую в превентивных целях в отношении лиц, имеющих судимость за определенные виды преступлений.

Приведенные дефиниции не позволяют сформулировать единого однозначного понимания административного надзора, так как в первом случае под ним понимается контрольно-надзорный процесс правоохранительных органов за конкретным гражданином, во втором — объем лишений и ограничений лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего неснятую или непогашенную судимость за определенные законом преступления.

Сущность административного надзора проявляется в определенных законодательством лишениях и ограничениях (в том числе конституционного характера) лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего неснятую или непогашенную судимость за совершение определенных действующим законодательством преступлений, которые находят свое выражение в обязательной явке в контролирующий орган, а также запрете:

— пребывания в определенных местах;

— посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

— пребывания вне места жительства в определенное время суток;

— выезда за установленные судом пределы территории.

Заявленные ограничения устанавливаются в превентивных целях, а также в целях оказания индивидуального профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов.

На первый взгляд, вариативность и содержание заявленных ограничений схожи с обязанностями, назначение которых предусмотрено уголовным законодательством в отношении условно осужденного лица (ч. 5 ст. 73 Уголовного кодекса РФ, далее – УК РФ2), лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания (ч. 2 ст. 79 УК РФ), лица, которому назначено наказание в виде ограничения свободы (ч. 1 ст. 53 УК РФ). В связи с этим возникает потребность в определении критериев для разграничения сферы административного и уголовного регулирования. В то же время не представляется возможным детализировать отраслевую принадлежность административного надзора в связи со следующими обстоятельствами:


1. Основания и порядок установления административного надзора регулируются федеральным и уголовно-исполнительным законодательством (ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, далее – УИК РФ3). Так, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

— тяжкого или особо тяжкого преступления;

— преступления при рецидиве преступлений;

— умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

— двух и более преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.

Помимо этого основанием установления административного надзора служит юридически значимый факт в виде:

— признания лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

— совершения лицом, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость, в течение одного года двух и более административных правонарушений.

2. Ответственность за уклонение от исполнения установленных судом обязанностей и ограничений предусмотрена как административным (ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ4), так и уголовным законодательством (ст. 314.1 УК РФ), что может свидетельствовать о его межотраслевой принадлежности.

Итак, на законодательном уровне вопросы, связанные с понятием, сущностью, отраслевой принадлежностью административного надзора, а также его соотношением с той или иной совокупностью мер государственного принуждения имеют неоднозначное, а в ряде случаев противоречивое толкование. Вследствие чего полагаем, что данный пробел может быть восполнен только с учетом имеющихся научных исследований.

В специализированной литературе сущность административного надзора предлагается понимать по-разному. Отдельные исследователи представляют его в качестве института административного права, правового института, находящегося на стыке уголовно-исполнительного и полицейского права, другие склонны полагать, что административный надзор — это государственный контроль за неблагополучной в криминальном отношении личностью, реализуемый за рамками уголовной ответственности; государственно-управленческая деятельность государственных органов и их должностных лиц, имеющая особый характер правового воздействия, связанного с применением различных методов государственного управления и средств правового воздействия; профилактическая мера, применяемая к определенной категории осужденных;
система временных мер надзора и контроля, осуществляемых ОВД в отношении определенной категории осужденных, освобожденных из мест лишения свободы в превентивных целях; мера уголовной ответственности, самостоятельная форма ее практической реализации5.

Не вдаваясь в критический анализ и не умаляя значимости того или иного доктринального подхода, мы склонны соглашаться со специалистами, определяющими административный надзор в качестве меры. Действительно, административный надзор, равно как и наказание, представляет собой меру государственного принуждения, которая измеряется объемом лишений и ограничений, испытываемых лицом, совершившим преступление. Отметим, что приведенные в сравнение категории не являются тожественными, а, напротив, представляют собой обособленные друг от друга формы государственного воздействия. В то же время назревает вопрос о конкретизации обозначенной меры, определении ее сущностных признаков и отраслевой принадлежности.