Файл: Понятие и общая характеристика административного надзора 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, деятельность органов внутренних дел в рамках установления административного надзора вытекает из общих обязанностей, возложенных на полицию, в части необходимости выявления причин и условий совершения преступлений и административных правонарушений и принятия необходимых мер, в рамках своих компетенций, по их устранению, а также сохранения баланса частных и публичных интересов общества и государства, от необоснованного применения мер государственного принуждения и от повторных преступных посягательств лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Глава 3. Перспективы развития института административного надзора

3.1. Проблемы правового регулирования института административного надзора


Развитие системы профилактики рецидивной преступности и правового института административного надзора как основной формы оказания индивидуально-профилактического воздействия полиции на лиц, ранее имевших криминальный опыт, - одно из приоритетных направлений служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции). При этом одними из причин продолжения поднадзорной категорией противоправного поведения являются допускаемые сотрудниками полиции нарушения при осуществлении индивидуальной профилактической работы и оформлении ее результатов16.

В служебной деятельности сотрудников полиции усматривается формальный подход к осуществлению административного надзора и составление шаблонных документов при реальном отсутствии проводимых контрольных мероприятий. Для полноценного контроля за этими лицами одного посещения в месяц откровенно мало, а улучшить контроль участковый уполномоченный часто не в состоянии вследствие загруженности массой других обязанностей. Фактически такой контроль становится формальным и существует лишь на бумаге, а преступник может совершить преступление в любое время. Вместе с тем полагаем, что причина этого кроется не только в недобросовестном отношении сотрудников полиции, осуществляющих административный надзор, к своим обязанностям, и их загруженности, но и в отрицательной корреляции законодательства об административном надзоре и Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»17.

Так, принятие данного закона ввело такую форму профилактического воздействия, как профилактический надзор. Данный надзор состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом введение этой формы не повлекло изменений в Законе о надзоре, в соответствии с которым административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.


Таким образом, осуществление административного надзора включает в себя проверку соблюдения административных ограничений и выполнение обязанностей поднадзорным лицом, но не требует наблюдения за его поведением.

Несомненно, отсутствие правового закрепления в законодательстве комплекса мероприятий, связанных с наблюдением за поведением поднадзорного лица, являющегося неотъемлемой частью профилактического надзора, негативно сказывается на его эффективности. В связи с этим представляется, что содержание административного надзора должно включать опрос окружения поднадзорного лица (родственников и соседей), сбор сведений о его личности по месту работы и (или) учебы, об источниках дохода, его склонности к противоправным действиям, тем более что в абз. 2 п. 8.3 Порядка предусматривается внесение указанной информации в анкеты и листы учета профилактических мероприятий.

3.2. Применение технических средств осуществления административного надзора


Применение в повседневной деятельности правоохранительными органами современных информационных систем и технических средств даст возможность дистанционно, в режиме реального времени эффективно осуществлять контроль и своевременно реагировать на различные правонарушения. Дистанционное наблюдение за объектами мониторинга является современным и актуальным решением охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также противодействия преступности как в целом, так и в отношении рецидивоопасной категории граждан, т. к. совершение преступлений ранее судимыми и отбывшими наказание лицами свидетельствует о недостаточной эффективности пенитенциарного воздействия.

В настоящее время в различных государствах довольно широко применяются информационные системы электронного мониторинга за различными категориями граждан. Говоря об опыте зарубежных стран в применении электронных систем наблюдения, необходимо обратить внимание на возможность расширения в России категорий лиц, в отношении которых допускается использование средств электронного мониторинга. В Российской Федерации применение средств аудиовизуального наблюдения, перечни которых установлены постановлениями Правительства РФ, законодатель связывает с исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы
18.

Отдельно стоит упомянуть практику чипирования осужденных, которую уже можно наблюдать в ряде зарубежных государств. Так, правовой системе США уже известна идея создания системы дистанционного контроля над преступностью при помощи программ чипирования осужденных к лишению свободы для предотвращения рецидива преступлений. Насколько далеко продвинется использование подобных программ, сказать трудно. Применение в повседневной деятельности правоохранительными органами современных информационных систем и технических средств даст возможность дистанционно, в режиме реального времени эффективно осуществлять контроль и своевременно реагировать на различные правонарушения. Дистанционное наблюдение за объектами мониторинга является современным и актуальным решением охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также противодействия преступности как в целом, так и в отношении рецидивоопасной категории граждан. В настоящее время в различных государствах довольно широко применяются информационные системы электронного мониторинга за различными категориями граждан19.

В отношении правонарушителей впервые система электронного мониторинга начала использоваться в Соединенных Штатах Америки. В Гарвардском университете еще в 1950-х гг. ученые приступили к разработке устройства, позволяющего вести удаленное наблюдение, прототипа современного электронного браслета. Это устройство было разработано для наблюдения за преступниками. Решение об установлении браслета может быть принято судами, когда другие меры являются недостаточными Передатчик и приемник будут геолокированы, и лицо, признанное судом виновным в домашнем насилии, должен будет соблюдать установленное расстояние, определенное судьей. В случаях вхождения в запрещенный периметр с ним незамедлительно осуществляется связь при помощи платформы телепомощи, которая управляет устройством в круглосуточном режиме. Если правонарушитель игнорирует предупреждение, данный факт фиксируется и информация предается в правоохранительные органы для реагирования и последующего привлечения указанного лица к установленной законом ответственности.

В Нидерландах электронные браслеты, применяемые к осужденным за преступления, оснащаются датчиками определения уровня алкоголя в крови. Таким образом, выполняется двуединая цель: контроль за осужденными и профилактика алкоголизма среди указанной категорией граждан. Широкое применение средств электронного мониторинга обеспечивает эффективный контроль за поднадзорными лицами, позволяет наблюдать за перемещениями указанной категории граждан в течение 24 часов в сутки и дает возможность сотрудникам полиции оперативно реагировать и применять меры превентивного характера. Система удаленного контроля за правонарушителями во многих странах стала привычной, применяется и как мера наказания, и как способ постпенитенциарного контроля за отдельной категорией граждан. Говоря об опыте зарубежных стран в применении электронных систем наблюдения, необходимо обратить внимание на возможность расширения в России категорий лиц, в отношении которых допускается использование средств электронного мониторинга
20.

На сегодняшний день все большее значение приобретают технические средства контроля за поведением осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых, существует многолетняя практика работы уголовно-исполнительной инспекции России, доказавшая свою эффективность при исполнении наказаний и мер пресечения, не связанных с изоляцией, с применением средств аудиовизуального наблюдения.

Таким образом, перспективы развития системы электронного мониторинга не ограничиваются реализацией меры пресечения в виде домашнего ареста и наказания в виде ограничения свободы. Интеграция зарубежного и российского пенитенциарного опыта электронного наблюдения за отдельными категориями граждан в систему административно-правовых мер предупреждения рецидивной преступности позволит сформировать особые механизмы воздействия на поднадзорных лиц, снизить нагрузку на сотрудников полиции, осуществляющих административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, повысить эффективность противодействия повторной преступности среди указанной категории граждан. Успешная реализация административного надзора возможна только в том случае, если будут использованы различные меры воздействия на поднадзорное лицо.