Файл: 1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, при формировании федерального бюджета на 2021 год были учтены не все поступающие доходы, что не соответствует принципу полноты отражения доходов в бюджете.


2.2 Оценка расходов государственного бюджета РФ



Федеральным законом от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ утвержден общий объем расходов федерального бюджета в сумме 19503,3 млрд. рублей. В ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году изменение бюджетных ассигнований осуществлялось путем внесения изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ и сводную бюджетную роспись федерального бюджета. В 2020 году изменения бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», составили (+) 4176,5 млрд. рублей.

Таблица 1 – Анализ расходов государственного бюджета на 2019–2021




Год

2019

2020

2021

1

Доходы, всего

20 188,8

18 719,1

25 286,5

2

Расходы, всего

18 214,5

22 821,6

24 771,8

2.1.

Общегосударственные вопросы

1 363,5

1 507,7

1 766,6

2.2.

Национальная оборона

2 997,4

3 168,8

3 576,1

2.3.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2 083,2

2 226,6

2 337,7

2.4.

Национальная экономика

2 827,1

3 483,9

4 356,7

2.5.

Жилищно-коммунальное хозяйство

282,2

371,5

591,4

2.6.

Охрана окружающей среды

197,6

260,6

405,1

2.7.

Образование

826,5

956,9

1 064,6

2.8.

Культура, кинематография

122,4

144,5

146,7

2.9.

Здравоохранение

713,0

1 334,4

1 474,0

2.10.

Социальная политика

4 882,8

6 990,3

6 675,9

2.11.

Физическая культура и спорт

81,4

75,3

70,9

2.12.

Средства массовой информации

103,5

121,1

114,0

2.13.

Обслуживание государственного и муниципального долга

730,8

784,2

1 084,2

2.14.

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

1 003,1

1 395,9

1 107,7


Исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году составило 18 214,5 млрд рублей, или 90,2 % к уточненной росписи. В 2019 году наибольшую долю в объеме расходов государственного бюджета составила социальная политика (26,8%), национальная оборона (16,4%) и национальная экономика (15,5% общего объема расходов) (таблица 2).

По состоянию на конец 2020 года объем расходов составил 22 821, 6 млрд рублей, что на 4 607,1 млрд рублей больше, чем в 2019 году. В 2020 году наибольшую долю в объеме расходов государственного бюджета составила социальная политика (30,6%), национальная экономика (15,3%) и национальная оборона (13,9% общего объема расходов) (таблица 2).

В 2021 году объем расходов увеличился на 6557, 3 млрд рублей по сравнению с 2019 годом, на 1950,2 млрд рублей по сравнению с 2020 годом и составил 24 771,8 млрд рублей. В 2021 году наибольшую долю в объеме расходов государственного бюджета составила социальная политика (27%), национальная экономика (17,6%) и национальная оборона (14,4% общего объема расходов) (таблица 2).

По состоянию на 1 июля 2021 года общий объем бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 2021 год (далее – сводная роспись с изменениями) составил 22734789,9 млн рублей, что на 1214721,8 млн рублей, или на 5,6%, больше объема бюджетных ассигнований на 2021 год, утвержденного Федеральным законом № 385‑ФЗ, и на 1 052488,8 млн рублей меньше аналогичного показателя 2020 года (2267210,6 млн рублей).

Указанное увеличение сложилось в основном за счет остатков не использованных в 2020 году средств федерального бюджета в объеме 1 063516,4 млн рублей, подлежащих использованию в 2021 году на те же цели или направлению в резервный фонд Правительства Российской Федерации (общий объем неиспользованных средств федерального бюджета на 1 января 2021 года составляет 1 020 889,8 млн рублей); денежных средств, полученных от уплаты платежей в возмещение вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, включая уплату платежа АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания», сверх объемов, учтенных при утверждении общего объема доходов федерального бюджета и направленных в резервный фонд Правительства Российской Федерации, в объеме 145790,6 млн рублей.

Перечень положений статей Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 октября 2020 г. № 327‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (с изменениями) (далее – Федеральный закон № 367‑ФЗ), на основании которых произведено увеличение бюджетных ассигнований сводной росписи на 2021 год в объеме 1 214 721,8 млн рублей.


Таким образом, в заключение можно сказать, что в течение анализируемого периода отмечается тенденция роста расходов федерального бюджета. Наиболее значимые объемы бюджетных ассигнований предусматриваются по таким разделам, как социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.


3 Анализ проблем и перспективы развития государственного бюджета РФ


3.1 Проблемы государственного бюджета РФ в социально – экономическом развитии



Ниже содержится краткий обзор современных проблем государственного бюджета в социально-экономическом развитии.

Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:

– противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например, учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.

– нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;

– снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:

– устранить неясности в Бюджетном кодексе;

– предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита;

– создать группу для соответствующей доработки бюджетного кодекса;

– просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам;

– увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

– высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;

– действующая практика формирования территориальных бюджетов;

– тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;

– принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;