Файл: 1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей;

– недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средствам расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

– теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

– создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.

– разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

– создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

– разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

3.2 Перспективы развития государственного бюджета РФ



В любой стране формирование бюджета — важный политический процесс, в ходе которого решается, на что тратить доходы государства, и достигаются политические компромиссы. Разные политические силы лоббируют разные решения, в том числе неразумные и популистские. Поэтому важно установить определенные ограничения.

Одно из таких ограничений — бюджетное правило, которое не дает сделать расходы бюджета слишком высокими.

В этом году в России приостановят отдельные положения бюджетного правила, которое действовало с 2004 года и за счет которого страна накопила внушительные резервы. Расскажу, как это работало и чего стоит ждать теперь.


По состоянию на конец прошлого года в Фонде национального благосостояния было накоплено уже свыше 14 трлн рублей. Для сравнения: общие доходы федерального бюджета в 2021 году составили около 25 трлн рублей. Но в мире есть суверенные фонды и побольше, например, у Норвегии или Объединенных Арабских Эмиратов.

Средства ФНБ хранились в безрисковых ликвидных активах, но и доход от их размещения был минимальным. Это вызвало критику многих политиков и экспертов, которые неоднократно предлагали «распечатать» фонд, направив средства из него на реализацию инвестиционных проектов или даже просто на текущие расходы федерального бюджета.

При этом направления потенциального расходования накопленных резервов обозначались самые разные. Выдвигались идеи:

- поддержки отдельных отраслей и секторов экономики;

- погашения обязательств государственных корпораций;

- реализации новых крупных инвестиционных проектов.

Согласно действующему до конца прошлого года законодательству накопленные в ФНБ деньги нельзя тратить до момента, пока их объем не превысит 7% ВВП, — до этого они вкладываются в надежные активы.

После превышения данного порога правительство начало распределять накопленные средства на инфраструктурные проекты, чтобы дать дополнительный стимул экономике. Был составлен список приоритетных строек, среди которых продление трассы Москва — Казань до Екатеринбурга, проект по развитию железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, обновление подвижного состава в метро Санкт-Петербурга, вложения в фонд ЖКХ.

На это планировалось потратить больше 1 трлн рублей и выделять сопоставимые деньги и дальше, но в конце прошлого года были приняты поправки в законодательство, которые подняли эту планку до 10% ВВП. Это означало бы, что за исключением уже выделенных денег средства ФНБ остались бы неприкосновенными как минимум до 2024 года.

Теперь Россия все-таки будет вынуждена начать тратить средства ФНБ.

Сейчас мы вступаем в эпоху нового бюджетного правила. Ранее никогда не было ситуации, чтобы одновременно бюджет получал сверхдоходы от нефтегазового сектора из-за высоких цен на энергоносители
, а страна испытывала жесточайший кризис.

Кроме того, значительная часть российских золотовалютных резервов оказалась заморожена. Но тратить деньги ФНБ в рублях внутри России технически можно и без доступа к замороженным золотовалютным резервам.

В этих условиях очевидно, что правительство будет переходить к более широкому использованию средств ФНБ, чтобы минимизировать негативные эффекты в экономике. Эти деньги, скорее всего, направят на помощь гражданам, которые оказались в трудных условиях, и предприятиям — причем как системообразующим, так и малым.

В марте президент подписал закон о приостановке некоторых положений бюджетного правила в 2022 году. С денег Фонда национального благосостояния снимаются несколько ограничений. Теперь эти деньги можно:

Направить на покрытие дефицитов — в бюджете и пенсионном фонде.

Инвестировать в проекты высокой социально-экономической значимости вместо самоокупаемых инфраструктурных проектов, деньги на которые должны были тратиться раньше.

Предусмотрена также возможность отправлять часть нефтегазовых доходов не в ФНБ, а сразу на замещение государственных заимствований, исполнение публичных нормативных обязательств, погашение государственного долга России, а также размещать их в государственные ценные бумаги.

Причем начатые на деньги ФНБ инфраструктурные проекты тоже, скорее всего, закончат.

У всего этого есть важный минус. Очевидно, что вливание новых денег в экономику может разогнать инфляцию, которая и так в 2022 году ожидается высокой. Поэтому рассчитывать только на эти резервы на протяжении длительного времени нельзя. Но эти деньги существенно помогут, как и в прошлые кризисы.

В таблице 2 представлены запланированные доходы и расходы Федерального бюджета на 2022–2024 гг., трлн. руб.

Таблица 2 - Доходы и расходы Федерального бюджета на 2022–2024

Показатели

2022

2023

2024

Доходы

25,02

25,54

25,83

Расходы

23,69

25,24

26,35 

Профицит/дефицит

1,32

0,299

-0,522

Объем ВВП

133,3

141,88

151,51

На реализацию нацпроектов

2,74

2,88

2,98

Уровень инфляции

4 %

4 %

4 %

Объем ФНБ на начало года

13,89

16,48

20,1


Одним из приоритетов бюджета является сокращение разрыва в бюджетной обеспеченности регионов.

В следующем году сумма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов составит 758 млрд 580 млн рублей, что на 40,3 млрд рублей, или на 5,6 %, больше показателя 2021 года. При распределении субсидий на выравнивание в качестве критерия самообеспеченности теперь применяется коэффициент 0,9 (ранее 1,0). Количество самообеспеченных субъектов в 2022 году составляет 17 (при коэффициенте 1,0) и 24 (при коэффициенте 0,9).

В 2022 году предусматривается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на общую сумму 3,201 трлн рублей.


Заключение



Важнейшую роль в формировании и развитии любого современного общества и экономики играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является интегрированная финансовая система, основным звеном которой является государственный бюджет.

Благодаря множеству источников стало ясно, что государственный бюджет является ключевым планом государственных финансов, который предоставляет реальные возможности для осуществления политической власти и дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Точно так же государственный бюджет - это оценка государственных доходов и расходов. Российская бюджетная система состоит из трех уровней бюджетов: федерального бюджета, бюджета компонентов России и местного бюджета.

Доходы по закону не подлежат возврату и бесплатно в государственную казну. Расходы бюджета - это средства, используемые для выполнения государственных функций.

Если доходы превышают расходы, бюджет оказывается профицитным, и наоборот.

Налоги являются основным источником доходов бюджета, но доходы могут быть получены за счет неналоговых доходов, кредитов и оттока денежных средств.

Бюджет России рассчитан на один год, и подготовка начнется до начала финансового года, который будет проходить в несколько этапов.

Во-первых, в своем послании президент излагает фискальную политику. Затем Министерство финансов готовит проект бюджета, после чего Правительство и Государственная Дума обсуждают и одобряют проекты, и, наконец, Президент подписывает закон о бюджете. В ходе бюджетного процесса каждому ключевому менеджеру и бюджетной организации поручается предоставление государственных и местных услуг в зависимости от цели деятельности. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год в три раунда.