Файл: 1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике 5.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике
1.1 Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии общества
1.2 Принципы построения государственного бюджета
1.3 Структура доходов и расходов государственного бюджета
2 Анализ государственного бюджета РФ и его роль в социально-экономическом развитии
2.1 Оценка доходов государственного бюджета РФ
2.2 Оценка расходов государственного бюджета РФ
3 Анализ проблем и перспективы развития государственного бюджета РФ
3.1 Проблемы государственного бюджета РФ в социально – экономическом развитии
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике 5
1.1 Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии общества 5
1.2 Принципы построения государственного бюджета 11
1.3 Структура доходов и расходов государственного бюджета 15
2 Анализ государственного бюджета РФ и его роль в социально-экономическом развитии 19
2.1 Оценка доходов государственного бюджета РФ 19
2.2 Оценка расходов государственного бюджета РФ 21
3 Анализ проблем и перспективы развития государственного бюджета РФ 24
3.1 Проблемы государственного бюджета РФ в социально – экономическом развитии 24
3.2 Перспективы развития государственного бюджета РФ 27
Заключение 31
Список использованных источников 33
Введение
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на сегодняшний день бюджет нашего государства является крайне нестабильным. Именно из-за отсутствия стабильности и сбалансированности государственного бюджета в государстве в первую очередь начинает страдать производство и как следствие экономическая и социальная сферы.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
«Государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
В самом общем виде государственный бюджет можно определить, как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год)» [14, с.43].
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Поэтому данная тема важна для изучения.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении государственного бюджета, предложении направлений по усилению роли в социальном и экономическом развитии.
Для достижения поставленной перед нами цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и структуру государственного бюджета:
- изучить государственный бюджет важное звено финансовой системы страны;
- провести оценку доходов государственного бюджета РФ;
- проанализировать расходы государственного бюджета РФ;
- предложить меры по увеличению доходной части федерального бюджета РФ.
Объектом исследования является государственный бюджет России.
Предмет исследования – анализ бюджета государства и его роль в социальном и экономическом развитии.
Практическая значимость работы состоит в том, что положения, рекомендации и выводы курсовой работы ориентированы на использование в сфере совершенствования государственного бюджета.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, описательный метод, сравнительный, логический метод.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике
1.1 Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии общества
«Государственный бюджет - это баланс государственных доходов и расходов за определенный период времени (обычно один год) после утверждения законодательным органом (парламентом, Государственной Думой, съездом) и т. д.) имеют обязательную юридическую силу» [13, с.32].
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:
1. Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. Он ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в централизованном государственном фонде для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. В условиях хозяйственных реформ государственный бюджет усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику - предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции,
осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
2. Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы. Роль государственного бюджета в социальных процессах усиливается, обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.
В бюджете любой страны отражаются важные экономические, социальные, политические проблемы жизни общества в целом и каждого конкретного человека. Бюджет отражает масштабы деятельности государства и одновременно ограничивает ее. Если, с одной стороны, это средства, которые поступают в полное распоряжение государства и определяют его финансовый потенциал, то с другой, в бюджете сосредоточены денежные фонды общественного пользования, находятся не в собственности, а в распоряжении органов государственной власти. В рыночной экономике бюджет играет роль особого регулятора социально-экономических процессов, происходящих в государстве.
Основными источниками доходов государственного бюджета являются налоги (включая отчисления на социальное страхование), прибыль государственных предприятий, seigneur (доходы от выбросов) и доходы от приватизации.
«Налоги - это принудительное изъятие определенной суммы денег у домашних хозяйств и фирм государством, и они не представляют собой обратный поток товаров и услуг.
Налоги выполняют следующие функции.
1) бюджетная функция - привлечь в бюджетную систему максимально возможные ресурсы;
2) социальная функция - уменьшение социального неравенства между группами населения через перераспределение национального дохода;
3) регулирующая функция - участие государства в экономическом цикле с целью смягчения его колебаний.
Налоговые принципы были разработаны А. Смитом. По словам Смита, налоговая система: справедливая; Чисто; комфорт; дешево (эффективно).
В налоговую систему входят:
1) субъект налога (который должен платить налог);
2) объект налогообложения (облагаемый);
3) налоговая ставка (процент от расчета налога)» [5, c. 18].
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций нашего региона.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее финансирование органов исполнительной власти, оказание поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Основными способами покрытия (финансирования) дефицита государственного бюджета являются:
1) денежное (эмиссионное) финансирование (монетизация);
2) долговое финансирование;
3) увеличение налоговых поступлений;
4) продажа государственных активов. [8, c. 44].
Финансирование предоставляется в форме денежных выплат, а также в других формах, таких как льготное кредитование центральным банком государственных предприятий. Это включает отсрочку государством платежей за приобретенные товары и услуги. Если их поставщиками являются государственные предприятия, часто накапливаются дефициты, что увеличивает дефицит государственного бюджета. Если товары и услуги поставляются частным сектором, предварительное превышение цен может привести к более высокой инфляции. Другими словами, монетизация - это инфляционный метод финансирования дефицита государственного бюджета.
В целом монетизация дефицита государственного бюджета приводит к превышению темпов роста денежной массы над ростом реального ВВП, и, как следствие, процесс инфляции усиливается. Фактически, за счет повышения цен корпоративный доход перераспределяется в пользу государства.
Рост инфляции привел к задержке зачисления налоговых кредитов в государственный бюджет, поскольку это снижает ценность денег для налогоплательщиков и способствует увеличению дефицита государственного бюджета, поскольку налогоплательщики со временем платят дешевые налоги и получают реальные выгоды. Это явление называется эффектом Оливера-Танца.
Долг используется для финансирования дефицита бюджета. Государство распределяет свои обязанности между центральным банком, а также между коммерческими банками и населением. В особо неблагоприятных условиях можно получить ссуды под низкие проценты у государства, что фактически становится дополнительным налоговым механизмом.
Долговое финансирование может осуществляться за счет иностранных займов, займов зарубежных стран и международных финансовых организаций. Как только эти заемные средства поступают на счет Министерства финансов, правительство использует их в качестве налоговых поступлений.
Преимущество этого метода финансирования дефицита бюджета состоит в том, что он называется неинфляционным методом компенсации дефицита бюджета, поскольку не требует дополнительных денежных выбросов [7, c. 6].
Основные негативные последствия заемного финансирования принято выделять: 1) «эффект сжатия» частных инвестиций; 2) дефицит платежного баланса.
Правительство выходит на денежный рынок для размещения ссуд и конкурирует с частным сектором за финансовые ресурсы. По мере увеличения спроса на наличные деньги повышаются процентные ставки, что, в свою очередь, выталкивает частных инвесторов с денежного рынка. Сокращаются частные инвестиции и сокращаются потребительские расходы. Частные инвестиции, которые вытесняются государственными инвестициями, называются воздействием, которое снижает рычаги воздействия налогово-бюджетной политики.
Этот эффект будет только усиливаться по мере ужесточения реакции центрального банка и финансового рынка. В целом интенсивность и степень воздействия на частных инвесторов зависит от всех факторов, таких как сумма сбережений, корпоративные инфляционные ожидания, характер денежно-кредитной политики и динамика обменного курса. Следовательно, последствия бюджетного дефицита для инвестиционной деятельности в экономике нельзя однозначно спрогнозировать.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений требует, как правило, снижения налоговой ставки для достижения оптимального уровня, что позволит Лафферу расширить налоговую базу в будущем.