Файл: 1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Снижение налоговой ставки в краткосрочной перспективе может привести к увеличению дефицита бюджета из-за снижения налоговых поступлений. Кроме того, более низкие налоги увеличат спрос на наличные деньги. Если их предложение останется неизменным, ставки по кредитам вырастут и влияние на частный сектор усилится. Также отметим, что эффект от установленного стабилизатора ослаблен.

«Продажа государственного имущества как способ покрытия дефицита государственного бюджета - это продажа государственной земли, золота и других активов, а также приватизация государственных предприятий. Этот метод финансирования используется редко» [21, с.44].

Государственный долг - это сумма дефицита бюджета с поправкой на профицит бюджета (если таковой имеется). Поэтому все причины создания и увеличения бюджетного дефицита можно рассматривать как причину возникновения и роста государственного долга.

Между бюджетным дефицитом и государственным долгом существует сильная связь. Это связано с тем, что государственные займы являются важнейшим источником бюджетного дефицита. Когда бюджет имеет дефицит, государственный долг увеличивается, поскольку правительство вынуждено брать взаймы для оплаты неуплаченных налогов. Во времена профицита бюджета доходы превышают расходы, помогая правительству расплачиваться с людьми и платить по долгам. Но в любом случае государственный долг — это ответственность налогоплательщиков [16, c. 460].

Исходя из вышесказанного, государственный бюджет – это очень сложное социально-экономическое явление, он является главным звеном финансовой системы государства.


1.2 Принципы построения государственного бюджета



Бюджетная система России основана на нескольких принципах. Перечень принципов бюджетной системы России представлен гл. Статья 5 Закона о бюджете Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной системы России являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает целостность правовой среды, целостность денежной системы и использование единых форм бюджетных документов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы России. Этот принцип заключается в обеспечении (полностью или частично) соответствующих налоговых поступлений на определенном уровне бюджета.

3. Фискальная независимость. Принцип фискальной независимости заключается в следующем.

а) законодательная (представительная) власть государства и право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

б) иметь собственный источник трудовых доходов на уровне бюджетной системы, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) консолидация доходов, подлежащих регулированию в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, и полномочия по формированию доходов бюджета в соответствии с законодательством;

г) право органов государственного управления и местного самоуправления самостоятельно определять направление бюджетных расходов и определять источники компенсации дефицита бюджета.

4. «Принцип полного отражения бюджета, доходов бюджета и расходов внебюджетного фонда. Этот принцип означает, что все доходы, расходы и другие доходы бюджета, установленные российским налоговым и бюджетным законодательством, должны быть полностью отражены в бюджете. Все государственные и местные расходы должны финансироваться из бюджета, аккумулируемого в бюджетной системе России» [21, с.44].

5. «Принцип сбалансированного бюджета. Баланс бюджета означает, что сумма прогнозируемых расходов должна соответствовать общей сумме доходов бюджета и источнику финансирования его дефицита. Бюджет должен быть основан на необходимости минимизировать дефицит бюджета» [21, с.49].

6. «Принципы эффективного и экономного использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономии в использовании государственных средств означает, что при составлении бюджета и использовании государственных средств компетентный орган и получатель средств

должны достичь или достичь указанных результатов, используя минимальную сумму средств. Лучшие результаты при определенной сумме бюджетных средств» [21, с.51].

7. «Принципы публичности. Принцип публичности означает прозрачную публикацию утвержденного бюджета и отчета о его исполнении, полноту представления о процессе исполнения бюджета, а также другой информации, принятой государственными органами и органами местного самоуправления. - быть открытыми для общественности государственными организациями и процедурами обсуждения и принятия бюджетных решений. Конфиденциальные статьи могут быть одобрены только в рамках федерального бюджета» [21, с.57].

8. «Принцип финансовой надежности. Принцип фискальной надежности означает, что достоверность прогнозных показателей социально-экономического развития территории и оценка доходов и расходов бюджета выражаются реалистично» [21, с.60].

9. Принципы направления и направления бюджетных средств. Принцип направления и адресности государственных средств означает, что государственные средства выделяются конкретным получателям для определения направления финансирования для конкретных целей [6, c. 32].

Согласно Конституции России [1] Россия является федеративным государством. Государственное устройство Российской Федерации, ограничение прав и полномочий между центром и субъектами Союза являются предпосылками бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм - это метод рационального и научного генерирования бюджетных доходов на всех уровнях и установления фискальных отношений между федеральным правительством и национально-государственными, административно-территориальными властями в отношении финансирования связанных с ними расходов.

Ограничение объема юрисдикции и полномочий между Россией и ее составляющими является основополагающим принципом концепции альянса, изложенной в Ст. 11 Конституции Российской Федерации, федеральные и иные (двусторонние) соглашения, заключаемые между Россией и ее субъектами. Правовой формой ограничения подсудности и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации являются заключенные между ними федеральные соглашения и иные (двусторонние) соглашения.


Концепция бюджетного союза основана на следующих основных принципах.

1) Законодательное разделение полномочий уполномоченных органов всех уровней по формированию доходов и расходов бюджета;

2) предоставлять финансовые ресурсы, необходимые для выполнения функций, возложенных на соответствующий уровень власти;

3) обеспечение вертикальных и горизонтальных уравнений доходов для всех звеньев бюджетной системы;

4) независимость и справедливость каждого бюджета, включенного в бюджетную систему. Этот принцип требует независимости бюджетного процесса, включая расходование государственных средств и надзор за исполнением бюджета со стороны соответствующей миссии;

5) Организовывать межбюджетные отношения в бюджетной системе России [9, c. 149].

«Межбюджетные отношения между правительствами основываются на следующих положениях.

- распределение и консолидация бюджетных расходов на определенном уровне бюджетной системы; - отнесение расходов к федеральному бюджету, бюджетам субъектов Федерации и только местным бюджетам;

- различия в регулировании доходов на уровне бюджетной системы России (консолидация на постоянной основе, распределение по временным нормам);

- бюджетное равенство субъектов Российской Федерации, бюджетное равенство муниципальных образований;

- корректировка минимального уровня бюджетной обеспеченности для российских компонентов, относящихся к федеральному бюджету;

- Равноправие местных бюджетов по отношению к бюджетам субъектов РФ» [13, c. 156].

Государственный бюджет влияет на многие факторы российской экономики и утверждается законодательным органом. Составление бюджета специально предназначено для подготовки, анализа, утверждения, выполнения, мониторинга выполнения и проведения внешнего аудита. Бюджетный процесс осуществляется только компетентными государственными органами.

Таким образом, государственный бюджет - важный инструмент государственной экономической политики. Государственный бюджет обеспечивает ориентиры для научно-технического прогресса и возможность мобилизовать ресурсы, необходимые для создания ресурсов по всей стране. Основная и важная задача фискальной политики - поддержание макроэкономической стабильности, сбалансированности и
стабильности бюджетной системы, а также наиболее эффективное и прозрачное использование ресурсов для достижения значительных результатов [15, c. 140].