Файл: 1 Теоретические основы исследования роли государственного бюджета в рыночной экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Структура доходов и расходов государственного бюджета



Анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации, говорит о том, что они находятся в прямой зависимости от того, как складываются экономические отношения с гражданами и предприятиями в плане распределения денежных средств

Система доходов федерального бюджета предусматривает мобилизацию начислений налогов и поступлений из других источников (неналоговых отчислений). Сюда же включаются безвозмездные перечисления в бюджет и другие методы аккумулирования финансовых ресурсов.

Под налогами в этой связи понимается категория экономического характера, которой присуще несколько функций – фискальная, регулирующая и стимулирующая. При помощи первой происходит формирование финансового фонда. Задача второй – помогать государству оказывать влияние на деятельность производства в стране. Третья направлена на стимулирование накопления капитала.

Функционирование российской налоговой системы происходит на основании нескольких принципов:

- сочетания прямых и косвенных налогов;

- универсализации налогообложения;

- дифференциации ставок по налоговым сборам;

- однократности обложения налогом;

- стабильности ставок налогов;

- деления налогов в зависимости от уровня бюджета, куда они перечисляются – федеральные, республиканские и местные налоги;

- применения системы льгот.

Из каких источников будут поступать доходы в государственный бюджет, определяется Бюджетным кодексом России. Этим документом утверждается объем выручки госбюджета. Важно, что доходы не могут быть меньше, чем расходы, которые заявлены в бюджете.

Бюджетные расходы делятся на составляющие, которые формируются в соответствии с функциями сортировки фонда бюджета на части, состоящие из подразделов; а также принципами, на основе которых ведется формирование денежных фондов.

Финансовые средства, поступающие в государственный бюджет, в первую очередь направляются на поддержание социальной сферы, оборонного комплекса, экономики, обеспечение безопасности государства, финансирование образования и медицины, жилищно-коммунального хозяйства, а также регионов. Определенная господдержка за счет бюджета предусмотрена также для организаций культуры и СМИ.


Как будут распределяться бюджетные деньги по регионам, определяется тем, какая бюджетная политика выбирается государством. В региональные статьи расходов бюджета главным образом включаются ассигнования на поддержание работы жилищно-коммунального комплекса, то есть содержание жилья, благоустройство городов и других населенных пунктов, транспортных магистралей, дорог, водоканалов.

В бюджете субъектов федерации также предусматриваются средства на поддержку предприятий легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

24 ноября 2021 года в Государственной Думе депутаты рассмотрели и приняли в третьем, окончательном, чтении закон о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов.

Одним из приоритетов бюджета является сокращение разрыва в бюджетной обеспеченности регионов. Таким образом, государственный бюджет является регулятором экономики, отражающий объемы необходимых государству финансовых ресурсов, определяет конкретные направления использования средств, направляет финансовую деятельность государства. Бюджет влияет на социально-экономические процессы путем выработки бюджетной политики и используя бюджетный механизм. Основными проблемами социального и экономического развития является оптимизация структуры доходов населения,

реформирование социальной сферы, преодоление бедности, нерациональная структура хозяйственного комплекса и низкий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий, а также значительная нагрузка на бюджет и государственные целевые фонды, финансирование социальных программ. В связи с этим целью национальной бюджетной политики является формирование новой модели социального и экономического развития.







2 Анализ государственного бюджета РФ и его роль в социально-экономическом развитии


2.1 Оценка доходов государственного бюджета РФ



В январе – июне 2021 года объем доходов федерального бюджета составил 11 264 959,4 млн рублей, или 60 % прогнозируемого общего объема доходов, утвержденного Федеральным законом № 385‑ФЗ (далее – прогноз доходов).

Исполнение доходов федерального бюджета за январь - июнь 2021 года характеризуется данными, приведенными в следующей таблице.

На объем поступлений наряду с макроэкономическими условиями оказали влияние изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации в части изменения размера ставок, в том числе в рамках завершения «налогового маневра в нефтегазовой отрасли», корректировки параметров «режима налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», изменения размеров платы и нормативов зачисления доходов в федеральный бюджет, а также сокращение объемов добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+.

Ненефтегазовые доходы составили 7 488 973,0 млн рублей, или 58,6 % объема доходов, учтенного при формировании прогноза доходов, и увеличились по сравнению с январем – июнем 2020 года на 1 058 149,2 млн рублей, или на 16,5 %, что связано в основном с ростом поступлений налога на добавленную стоимость, доходов от управления средствами ФНБ (в том числе поступлением дивидендов от ПАО «Сбербанк России» за 2020 год в сумме 211 188,0 млн рублей), утилизационного сбора, а также разовой уплатой в возмещение вреда, причиненного водным объектам, от АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» (145 492,6 млн рублей). Кроме того, в марте 2021 года в федеральный бюджет была зачислена часть дохода, полученного Банком России от продажи обыкновенных акций ПАО «Сбербанк России», в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2020 г. № 1042-р (200 000,0 млн рублей).

Доля ненефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета в отчетном периоде составила 66,5 % и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уменьшилась на 4,3 процентного пункта (в январе – июне 2020 года – 70,7 %).


Нефтегазовые доходы составили 3 775 986,4 млн рублей, или 63,1 % объема доходов, учтенного в прогнозе доходов, и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 1 114 939,6 млн рублей, или на 41,9 %.

Доля нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета в отчетном периоде составила 33,5 % и по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилась на 4,3 процентного пункта (в январе – июне 2020 года – 29,3 %).

По сравнению с январем – июнем 2020 года объем доходов увеличился на 2 173 088,8 млн рублей, или на 23,9 %.

Доля ненефтегазовых и нефтегазовых доходов составила 6,5 % и 3,3 % ВВП соответственно (рост доли ненефтегазовых доходов в ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составил 0,5 процентного пункта, нефтегазовых доходов – 0,8 процентного пункта).

При исполнении доходов федерального бюджета в среднем на уровне 60 % прогноза доходов на 2021 год из 18 подгрупп, входящих в группу налоговых и неналоговых доходов, ниже среднего уровня исполнены доходы по 10 подгруппам (налогу на прибыль организаций; налогу на доходы физических лиц; налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации; налогу на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации; государственной пошлине; доходам от использования имущества, находящегося в государственной собственности; платежам при пользовании природными ресурсами; прочим неналоговым доходам).

За январь – июнь 2021 года в федеральный бюджет (за исключением доходов, полученных за рубежом) поступило 235 видов (подвидов) доходов, не учтенных в прогнозе поступлений при формировании основных параметров Федерального закона № 385‑ФЗ, на общую сумму 167 276,7 млн рублей. Более 95 % указанной суммы приходится на платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, а также на платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного водным объектам, находящимся в собственности Российской Федерации (за исключением вреда,

причиненного на особо охраняемых природных территориях) (146 160,3 млн рублей) и на 216 видов (подвидов) безвозмездных поступлений (13 484,5 млн рублей).