Файл: Г. В. Тягунов Безопасность жизнедеятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 586

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Теоретические основы БЖД

Основные понятия БЖД

Аксиома о потенциальной опасности деятельности

Структура курса БЖД

Понятие риска

Концепция приемлемого риска

Пути управления риском

Методические подходы к изучению риска

Последовательность изучения опасностей

Системный анализ безопасности

Общие принципы и механизмы адаптации организма человека к условиям среды обитания

Взаимосвязь человека с окружающей средой

Совместимость элементов системы «человек – среда»

Тяжесть и напряженность труда

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Работоспособность и ее динамика

Утомление

запредельные формы психического напряжения

Влияние алкоголя на безопасность труда

Основные психологические причины травматизма

Раздел 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЖД

Законодательная и нормативно-техническая основа управления факторами среды

Роль атмосферы в жизни планеты

Состав атмосферы

Загрязнители атмосферы

Влияние химических веществ на живые организмы

Гигиеническое нормирование вредных веществ

Санитарно - защитные зоны (СЗЗ)

общая характеристика водных источников планеты

Загрязнители водных источников

Показатели качества воды

Категории водопользования

Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы

Основные загрязнители почвы

Обращение с отходами производства и потребления

Виды экологического мониторинга

Задачи системы экологического мониторинга

Основные разделы ОВОС

Определение платежей за загрязнение природной среды

Виды особо охраняемых территорий

Раздел 3 Безопасность в условиях производства(охрана труда)

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по ОТ

Государственное управление охраной труда

Обучение, инструктирование и проверка знаний работников по охране труда на предприятии, в учреждении

Ответственность за нарушение норм охраны труда

Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

состояние воздушной среды производственных помещений

Виброакустические факторы

Электромагнитные поля Электромагнитное поле (ЭМП) представляет особую форму материи. Всякая электрически заряженная частица окружена электромагнитным полем. электромагнитное поле может существовать и в свободном состоянии в виде движущихся со скоростью 3·108 м/с фотонов или в виде электромагнитных волн.Движущееся ЭМП (электромагнитное излучение– ЭМИ) характеризуется векторами напряженности электрического Е, [В/м], и магнитного Н, [А/м], полей, которые определяют силовые свойства ЭМП.Длина волны λ, частота колебаний f и скорость распространения электромагнитных волн в воздухе с связаны соотношением с = λ f. Например, для промышленной частоты f = 50 Гц длина волны λ = 3·108/50 = 6000 км, а для ультракоротких частот f = 3·108 Гц длина волны равна 1 м. В ЭМП существует три зоны, которые различаются по расстоянию от источника. Зона индукции I(ближняя зона) имеет радиус R≤ λ/2π. В этой зоне электромагнитная волна не сформирована, и поэтому на человека действует независимо друг от друга напряженность электрического и магнитного полей.Зона интерференции II (промежуточная) имеет радиус λ/2π  R  2π λ.В этой зоне одновременно воздействуют на человека напряженность электрического и магнитного полей, а также энергетическая составляющая. Зона излучения III(дальняя), имеющая радиус R2πλ, характеризуется тем, что это зона сформировавшейся электромагнитной волны. В этой зоне на человека воздействует только энергетическая составляющая, а векторы Е и Н всегда взаимно перпендикулярны. В вакууме и воздухе Е = 377 Н.Для токов промышленных частот размер зон I и II составляет несколько десятков километров. Начиная со сверхвысоких частот, зона индукции уменьшается и оценка осуществляется по характеристике S, для которой в нормативных документах принято название – плотность потока энергии (ППЭ), хотя фактически – это плотность потока мощности, [Вт/м2], которая в общем виде определяется векторным произведением Е и Н, а для сферических волн при распространении в воздухе может быть выражена как , где Р – мощность излучения,Вт. Источники ЭМП и классификация электромагнитных излучений Естественными источниками электромагнитных полей и излучений являются атмосферное электричество, радиоизлучения Солнца и галактик, электрическое и магнитное поля Земли. Источниками электрических полей промышленной частоты (50 Гц) являются линии электропередач, а также все высоковольтные установки промышленной частоты.Магнитные поля промышленной частоты возникают вокруг любых электроустановок и токопроводов промышленной частоты. Источниками электромагнитных излучений радиочастот являются мощные радиостанции, антенны, установки индукционного нагрева, исследовательские установки, высокочастотные приборы и устройства, используемые в промышленности, в медицине и в быту.Источниками электростатического поля и электромагнитных излучений в широком диапазоне частот являются персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) и видеодисплейные терминалы (ВДТ) на электронно-лучевых трубках. Главную опасность для пользователей представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 5 Гц…400 кГц и статический электрический заряд на экране.В табл. 11 представлен весь спектр электромагнитных излучений. Таблица 11Спектр электромагнитных излучений

Ионизирующие излучения

Естественное и искусственное освещение

Требования безопасности к производственным процессам и оборудованию

Методы и средства обеспечения безопасности

Электробезопасность

Основные понятия и определения

Причины травматизма

Критерии оценки травматизма

Расследование несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваний

РАЗДЕЛ 4 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Основные законодательные и подзаконные акты

Основные понятия и определения

Классификация чрезвычайных ситуаций

Фазы развития крупных аварий

Очаги поражения, создаваемые при чс

Землетрясения

Наводнения

Понятие об устойчивости функционирования объектов экономики

Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайных ситуаций

Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ)

Требования норм проектирования ИТМ к размещению объектов экономики

Требования норм ИТМ к проектированию и строительству зданий и сооружений

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования промышленных предприятий

Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса предприятий

Понятие пожара. Условия возникновения горения

Формы горения

Показатели взрыво- и пожарной опасности веществ

Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды

Опасные факторы пожара

Обеспечение пожарной безопасности

Молниезащита зданий и сооружений

Общие положения

Общие положения

Обеспечение требований промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности

Разработка Декларации промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности по готовностик действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

Обязательное страхование ответственностиза причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее уровни

Основные задачи РСЧС

Силы и средства РСЧС

Права, обязанности и ответственность гражданпо Гражданской обороне

Оповещение о чрезвычайных ситуациях

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ


Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный технический университет – УПИ

имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
А.А. Волкова

В.Г. Шишкунов

Г.В. Тягунов

Безопасность жизнедеятельности
Учебник

Под общей редакцией доц., канд. техн. наук А.А. Волковой

Печатается по решению редакционно-издательского совета УГТУ – УПИ от 28.02.2008 г.


Екатеринбург

УГТУ – УПИ

2009
УДК 355.244.22 (075.8)

ББК 68.9я73

Б 40



Рецензенты:

кафедра «Безопасность горного производства»
Уральского государственного горного университета

(зав. кафедрой проф., д-р техн. наук А.И. ЕРМОЛАЕВ;

доц., канд. техн. наук В.В.ТОКМАКОВ);

генеральный директор, д-р экон. наук В.П. АНУФРИЕВ (Уральский центр энергосбережения и экологии)



Волкова а. а.
Б 40 безопасность жизнедеятельности: учебник /А.А. Волкова,
В.Г. Шишкунов, г.В.Тягунов. Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. 243 с.

ISBN 978-5-321-01548-3

Учебник включает теоретический материал по курсу «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), состоящий из разделов:

  • теоретические основы БЖД:

  • экологические аспекты БЖД;

  • безопасность производственной деятельности;

  • безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

По каждому разделу приводятся контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения.

Учебник предназначен для студентов всех специальностей заочной формы обучения.

Библиогр.: 26 назв. Табл. 26. Рис. 44.

УДК 355.244.22 (075.8)

ББК 68.9 я 73

N



ISBN 978-5-321-01548-3

© УГТУ – УПИ», 2009

© Волкова А.А., Шишкунов В.Г., Тягунов г.В, 2009


ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс последних десятилетий, несомненно, способствовал экономическому росту различных стран, что обострило глобально-кризисные проблемы: экологические, демографические, социальные, решение которых требует поиска новых возможностей и ресурсов. Для этого необходимы хорошо подготовленные профессионалы, обладающие инициативой, деловитостью, организованностью и творческим
потенциалом.

Однако, по мнению многих специалистов, в настоящий период наша страна столкнулась с проблемами социально-психологической неподготовленности выпускника вуза к работе в нестандартных условиях. Лавинообразный рост информации, ее быстрое устаревание привело к тому, что накопление знаний при обучении является недостаточным для формирования и развития таких личностных качеств будущих специалистов, способных самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи, а также уметь их использовать в практической деятельности.

Важнейшей задачей этапа подготовки специалистов является разработка и внедрение современных образовательных технологий формирования специалистов с высоким уровнем самостоятельности.

Настоящий учебник, подготовленный преподавателями кафедры «Безопасность жизнедеятельности», содержит, наряду с теоретическим материалом, примеры решения задач, а также контрольные вопросы и задачи для самопроверки, что позволит студентам в процессе подготовки к занятиям в неаудиторное время самостоятельно получить базовые знания по основным разделам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Значительное место занимают в учебнике вопросы безопасности производственной деятельности (охраны труда). Уровень технической оснащенности современного производства предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалистов. Наряду с этим особую остроту приобретают проблемы, связанные с созданием здоровых и безопасных условий труда. Этим проблемам посвящены принятые в последнее время законодательные акты. Ряд принципиально новых положений в области охраны труда содержит Трудовой кодекс РФ (№90 – ФЗ от 30.06.2006 г.). В этом Законе среди основных направлений государственной политики в области охраны труда первым названо «…обеспечение приоритета жизни и здоровья работников…» (статья 210).

Вопросы охраны труда являются частью курса «Безопасность жизнедеятельности». Между тем в государственных образовательных стандартах по инженерным специальностям объемы часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» уменьшаются и, следовательно, будущий инженер не получает во время обучения необходимого минимума знаний по столь важной для него дисциплине, как «Охрана труда».


Предприятия и работодатели постоянно высказывают предложения по усилению подготовки специалистов по проблемам безопасности труда.

Поэтому авторы настоящего учебника уделили этим вопросам особое внимание для того, чтобы студенты могли получить столь необходимые им знания в ходе самостоятельной подготовки.

Авторы выражают благодарность рецензентам профессору, доктору технических наук А.И. Ермолаеву, доценту, кандидату технических наук
В.В. Токмакову, доктору технических наук В.П. Ануфриеву за труд по рецензированию рукописи.



Раздел 1
Теоретические основы БЖД



Предмет и задачи дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научно-техническая дисциплина изучает опасности, угрожающие человеку в среде обитания, закономерности их проявления в целях разработки комплексной системы мер по защите человека и среды обитания от природных опасностей или формируемых в процессе деятельности человека.

В центре внимания БЖД находится человек как самоцель развития общества. Жизнь и здоровье человека – это непреходящие ценности, обладающие наивысшим приоритетом.

Основные понятия БЖД



В научной теории БЖД ключевыми понятиями являются среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

Среда обитания окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Опасностипроцессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.

здоровье это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Деятельностьактивное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть его полезность для существования человека в этой среде.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности


Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности, будучи полезен для его существования, одновременно может быть источником негативных воздействий. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сферах.

Любая деятельность потенциально опасна.


Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности, которая имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск);

  • невозможно разработать абсолютно безопасную технику.

Безопасность – это такое состояние деятельности, при котором
с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье человека.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества:

  • потенциальный характер опасностей, т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда и проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых, условиях;

  • ограниченная зона влияния (зона действия опасности).

Для обеспечения безопасности должны быть выполнены три задачи БЖД.

  1. идентификация (распознавание) опасностей – детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. Последовательность проведения анализа следующая:

  • выявление элементов среды обитания как источников опасности;

  • оценка опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям (x, y, z, t).

  1. защита человека и среды обитания от выявленных опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. защита базируется на определенных принципах, методах и средствах.

  2. Защита от остаточного риска данной деятельности, поскольку обеспечить абсолютную безопасность невозможно: изучение закономерностей и построение моделей развития чрезвычайных ситуаций; принципы, методы, приемы и средства их прогнозирования и ликвидации.

Структура курса БЖД



БЖД – система знаний, направленных на обеспечение безопасности и сохранение здоровья человека в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.