Файл: Г. В. Тягунов Безопасность жизнедеятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 793

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Теоретические основы БЖД

Основные понятия БЖД

Аксиома о потенциальной опасности деятельности

Структура курса БЖД

Понятие риска

Концепция приемлемого риска

Пути управления риском

Методические подходы к изучению риска

Последовательность изучения опасностей

Системный анализ безопасности

Общие принципы и механизмы адаптации организма человека к условиям среды обитания

Взаимосвязь человека с окружающей средой

Совместимость элементов системы «человек – среда»

Тяжесть и напряженность труда

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Работоспособность и ее динамика

Утомление

запредельные формы психического напряжения

Влияние алкоголя на безопасность труда

Основные психологические причины травматизма

Раздел 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЖД

Законодательная и нормативно-техническая основа управления факторами среды

Роль атмосферы в жизни планеты

Состав атмосферы

Загрязнители атмосферы

Влияние химических веществ на живые организмы

Гигиеническое нормирование вредных веществ

Санитарно - защитные зоны (СЗЗ)

общая характеристика водных источников планеты

Загрязнители водных источников

Показатели качества воды

Категории водопользования

Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы

Основные загрязнители почвы

Обращение с отходами производства и потребления

Виды экологического мониторинга

Задачи системы экологического мониторинга

Основные разделы ОВОС

Определение платежей за загрязнение природной среды

Виды особо охраняемых территорий

Раздел 3 Безопасность в условиях производства(охрана труда)

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по ОТ

Государственное управление охраной труда

Обучение, инструктирование и проверка знаний работников по охране труда на предприятии, в учреждении

Ответственность за нарушение норм охраны труда

Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

состояние воздушной среды производственных помещений

Виброакустические факторы

Электромагнитные поля Электромагнитное поле (ЭМП) представляет особую форму материи. Всякая электрически заряженная частица окружена электромагнитным полем. электромагнитное поле может существовать и в свободном состоянии в виде движущихся со скоростью 3·108 м/с фотонов или в виде электромагнитных волн.Движущееся ЭМП (электромагнитное излучение– ЭМИ) характеризуется векторами напряженности электрического Е, [В/м], и магнитного Н, [А/м], полей, которые определяют силовые свойства ЭМП.Длина волны λ, частота колебаний f и скорость распространения электромагнитных волн в воздухе с связаны соотношением с = λ f. Например, для промышленной частоты f = 50 Гц длина волны λ = 3·108/50 = 6000 км, а для ультракоротких частот f = 3·108 Гц длина волны равна 1 м. В ЭМП существует три зоны, которые различаются по расстоянию от источника. Зона индукции I(ближняя зона) имеет радиус R≤ λ/2π. В этой зоне электромагнитная волна не сформирована, и поэтому на человека действует независимо друг от друга напряженность электрического и магнитного полей.Зона интерференции II (промежуточная) имеет радиус λ/2π  R  2π λ.В этой зоне одновременно воздействуют на человека напряженность электрического и магнитного полей, а также энергетическая составляющая. Зона излучения III(дальняя), имеющая радиус R2πλ, характеризуется тем, что это зона сформировавшейся электромагнитной волны. В этой зоне на человека воздействует только энергетическая составляющая, а векторы Е и Н всегда взаимно перпендикулярны. В вакууме и воздухе Е = 377 Н.Для токов промышленных частот размер зон I и II составляет несколько десятков километров. Начиная со сверхвысоких частот, зона индукции уменьшается и оценка осуществляется по характеристике S, для которой в нормативных документах принято название – плотность потока энергии (ППЭ), хотя фактически – это плотность потока мощности, [Вт/м2], которая в общем виде определяется векторным произведением Е и Н, а для сферических волн при распространении в воздухе может быть выражена как , где Р – мощность излучения,Вт. Источники ЭМП и классификация электромагнитных излучений Естественными источниками электромагнитных полей и излучений являются атмосферное электричество, радиоизлучения Солнца и галактик, электрическое и магнитное поля Земли. Источниками электрических полей промышленной частоты (50 Гц) являются линии электропередач, а также все высоковольтные установки промышленной частоты.Магнитные поля промышленной частоты возникают вокруг любых электроустановок и токопроводов промышленной частоты. Источниками электромагнитных излучений радиочастот являются мощные радиостанции, антенны, установки индукционного нагрева, исследовательские установки, высокочастотные приборы и устройства, используемые в промышленности, в медицине и в быту.Источниками электростатического поля и электромагнитных излучений в широком диапазоне частот являются персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) и видеодисплейные терминалы (ВДТ) на электронно-лучевых трубках. Главную опасность для пользователей представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 5 Гц…400 кГц и статический электрический заряд на экране.В табл. 11 представлен весь спектр электромагнитных излучений. Таблица 11Спектр электромагнитных излучений

Ионизирующие излучения

Естественное и искусственное освещение

Требования безопасности к производственным процессам и оборудованию

Методы и средства обеспечения безопасности

Электробезопасность

Основные понятия и определения

Причины травматизма

Критерии оценки травматизма

Расследование несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваний

РАЗДЕЛ 4 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Основные законодательные и подзаконные акты

Основные понятия и определения

Классификация чрезвычайных ситуаций

Фазы развития крупных аварий

Очаги поражения, создаваемые при чс

Землетрясения

Наводнения

Понятие об устойчивости функционирования объектов экономики

Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайных ситуаций

Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ)

Требования норм проектирования ИТМ к размещению объектов экономики

Требования норм ИТМ к проектированию и строительству зданий и сооружений

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования промышленных предприятий

Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса предприятий

Понятие пожара. Условия возникновения горения

Формы горения

Показатели взрыво- и пожарной опасности веществ

Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды

Опасные факторы пожара

Обеспечение пожарной безопасности

Молниезащита зданий и сооружений

Общие положения

Общие положения

Обеспечение требований промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности

Разработка Декларации промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности по готовностик действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

Обязательное страхование ответственностиза причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее уровни

Основные задачи РСЧС

Силы и средства РСЧС

Права, обязанности и ответственность гражданпо Гражданской обороне

Оповещение о чрезвычайных ситуациях

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ

, на территории организации, на строительных площадках и иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции по ОТ могут быть типовыми (отраслевыми) для рабочих основных профессий данной отрасли и для работников. Инструкции по ОТ (как типовые, так и для работников) могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (электромонтеры, уборщицы, лаборанты), так и на отдельные виды работ (работы на высоте, ремонтные, проведение испытаний и др.). Минтрудом РФ утверждены «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (постановление № 80 от 17 декабря 2002 г.).

постановлением Правительства РФ предусматривается система формирования в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов РФ, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Федеральные органы исполнительной власти, а также федеральные органы надзора должны представлять в Министерство здравоохранения и социального развития РФ утвержденные ими нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда. Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития РФ становится координационным центром нормативного обеспечения по охране труда.

Государственное управление охраной труда




Органы государственного управления охраной труда в РФ



Государственное управление охраной труда осуществляется правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Осуществление государственного управления охраной труда возложено на Министерство здравоохранения и социального развития РФ и с этой целью в его структуре образован Отдел охраны труда.

надзор и контроль за соблюдением законодательства
о труде и охране труда



Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляют уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами (ст. 353 ТК РФ). К числу таких специально уполномоченных государственных органов, не зависящих в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов, относятся:

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей территориальные государственные инспекции труда;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

Государственный пожарный надзор;



Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции субъектов РФ образуют единую систему органов надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности (ст. 354-365 ТК РФ).

Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда.

Деятельностью Федеральной инспекции труда руководит главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Российской Федерации.

Государственные инспекции труда выполняют следующие функции:

  1. осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;

  2. расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;

  3. ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав и др.

Государственные инспекторы труда имеют право:

  1. беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы;

  2. осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

  3. запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;

  4. предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;

  5. направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

  6. расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

  7. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

  8. запрещать использование не имеющих сертификатов средств индивидуальной и коллективной защиты;

  9. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами.


Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) осуществляет надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ на объектах в соответствии со схемой, приведенной на рис. 24.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и территориальные учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Деятельность надзорных органов не зависит от каких-либо хозяйственных органов, общественных объединений, политических формирований и распространяется на подконтрольные предприятия и организации независимо от форм собственности. Представители надзорных органов при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Решения органов государственного надзора могут быть обжалованы в судебном порядке.


тысяч

тысяч

тысяч

тысяч

тысяч

, - более 300 тысяч

тысяч


Рис.24. Основные объекты регулирования Ростехнадзора




Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 353 ТК РФ).

В системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ действует Государственная экспертиза условий труда в следующем составе:

  • Всероссийская государственная экспертиза условий труда;

  • государственная экспертиза условий труда в системе органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Служба охраны труда в организации



Ведомственный контроль за состоянием охраны труда осуществляют организации, создавая в своей структуре службы охраны труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда (ст. 217 ТК РФ).

В организации с численностью 50 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель может заключить договор со специалистами, оказывающими услуги в области охраны труда.

Положение о службе охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. «Рекомендации по организации службы охраны труда в организации».

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде
и правил по охране труда



Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране трудаосуществляется профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками органами (ст. 370 ТК РФ).

Д
91
ля осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, норм и правил по охране труда профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными профсоюзами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

комитеты (комиссии) по охране труда создаются в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа (ТК РФ, ст.218). В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах этих проверок.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ) профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации, независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзам предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль не только за состоянием охраны труда, но и состоянием окружающей природной среды (ст. 20 ФЗ от 12.01.96).

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. При этом работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.

Общественный санитарный контроль осуществляется общественными санитарными инспекторами на предприятиях, в учреждениях, организациях.


Обучение, инструктирование и проверка знаний работников по охране труда на предприятии, в учреждении




Виды производственного обучения по охране труда



Обучение безопасности деятельности должно производиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и другими документами.

Обучение работающих безопасности труда включает:

  • предварительное обязательное обучение безопасности труда;

  • обучение профессии; поддержание или повышение уровня квалификации;

  • переобучение в случае освоения новой техники или перемены профессии;

  • стажировку для приобретения опыта;

  • периодическую проверку знаний;

  • инструктажи.



Обучение и проверка знаний руководителей и специалистов


Руководители и специалисты, вновь поступающие на предприятие, должны пройти вводный инструктаж, а также должны быть ознакомлены вышестоящим должностным лицом с состоянием условий и охраны труда. Не позднее одного месяца со дня вступления в должность они проходят проверку знаний, результаты которой оформляются протоколом.

Очередная проверка знаний руководителей и специалистов должна проводиться не реже чем раз в 3 года. Перед очередной проверкой знаний организуют семинары, лекции, беседы, консультации по вопросам охраны труда в соответствии с программами, разработанными на предприятии и утвержденными руководителем предприятия.

Результаты проверки знаний руководителей и специалистов оформляются протоколом.

Обучение безопасности труда при повышении квалификации


Повышение уровня знаний рабочих, руководителей и специалистов по безопасности труда осуществляют при всех формах повышения их квалификации по специальности на производстве, в институтах и факультетах повышения квалификации. вопросы безопасности труда в программах курсов повышения квалификации по специальности должны составлять не менее 10 % общего объема курса обучения.

Инструктаж по безопасности труда


По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на следующие виды:

1) вводный;

2) первичный на рабочем месте;

3) повторный;

4) внеплановый;

5) целевой.

Вводный инструктаж