Файл: Г. В. Тягунов Безопасность жизнедеятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 731

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 Теоретические основы БЖД

Основные понятия БЖД

Аксиома о потенциальной опасности деятельности

Структура курса БЖД

Понятие риска

Концепция приемлемого риска

Пути управления риском

Методические подходы к изучению риска

Последовательность изучения опасностей

Системный анализ безопасности

Общие принципы и механизмы адаптации организма человека к условиям среды обитания

Взаимосвязь человека с окружающей средой

Совместимость элементов системы «человек – среда»

Тяжесть и напряженность труда

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Работоспособность и ее динамика

Утомление

запредельные формы психического напряжения

Влияние алкоголя на безопасность труда

Основные психологические причины травматизма

Раздел 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЖД

Законодательная и нормативно-техническая основа управления факторами среды

Роль атмосферы в жизни планеты

Состав атмосферы

Загрязнители атмосферы

Влияние химических веществ на живые организмы

Гигиеническое нормирование вредных веществ

Санитарно - защитные зоны (СЗЗ)

общая характеристика водных источников планеты

Загрязнители водных источников

Показатели качества воды

Категории водопользования

Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние почвы

Основные загрязнители почвы

Обращение с отходами производства и потребления

Виды экологического мониторинга

Задачи системы экологического мониторинга

Основные разделы ОВОС

Определение платежей за загрязнение природной среды

Виды особо охраняемых территорий

Раздел 3 Безопасность в условиях производства(охрана труда)

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по ОТ

Государственное управление охраной труда

Обучение, инструктирование и проверка знаний работников по охране труда на предприятии, в учреждении

Ответственность за нарушение норм охраны труда

Социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

состояние воздушной среды производственных помещений

Виброакустические факторы

Электромагнитные поля Электромагнитное поле (ЭМП) представляет особую форму материи. Всякая электрически заряженная частица окружена электромагнитным полем. электромагнитное поле может существовать и в свободном состоянии в виде движущихся со скоростью 3·108 м/с фотонов или в виде электромагнитных волн.Движущееся ЭМП (электромагнитное излучение– ЭМИ) характеризуется векторами напряженности электрического Е, [В/м], и магнитного Н, [А/м], полей, которые определяют силовые свойства ЭМП.Длина волны λ, частота колебаний f и скорость распространения электромагнитных волн в воздухе с связаны соотношением с = λ f. Например, для промышленной частоты f = 50 Гц длина волны λ = 3·108/50 = 6000 км, а для ультракоротких частот f = 3·108 Гц длина волны равна 1 м. В ЭМП существует три зоны, которые различаются по расстоянию от источника. Зона индукции I(ближняя зона) имеет радиус R≤ λ/2π. В этой зоне электромагнитная волна не сформирована, и поэтому на человека действует независимо друг от друга напряженность электрического и магнитного полей.Зона интерференции II (промежуточная) имеет радиус λ/2π  R  2π λ.В этой зоне одновременно воздействуют на человека напряженность электрического и магнитного полей, а также энергетическая составляющая. Зона излучения III(дальняя), имеющая радиус R2πλ, характеризуется тем, что это зона сформировавшейся электромагнитной волны. В этой зоне на человека воздействует только энергетическая составляющая, а векторы Е и Н всегда взаимно перпендикулярны. В вакууме и воздухе Е = 377 Н.Для токов промышленных частот размер зон I и II составляет несколько десятков километров. Начиная со сверхвысоких частот, зона индукции уменьшается и оценка осуществляется по характеристике S, для которой в нормативных документах принято название – плотность потока энергии (ППЭ), хотя фактически – это плотность потока мощности, [Вт/м2], которая в общем виде определяется векторным произведением Е и Н, а для сферических волн при распространении в воздухе может быть выражена как , где Р – мощность излучения,Вт. Источники ЭМП и классификация электромагнитных излучений Естественными источниками электромагнитных полей и излучений являются атмосферное электричество, радиоизлучения Солнца и галактик, электрическое и магнитное поля Земли. Источниками электрических полей промышленной частоты (50 Гц) являются линии электропередач, а также все высоковольтные установки промышленной частоты.Магнитные поля промышленной частоты возникают вокруг любых электроустановок и токопроводов промышленной частоты. Источниками электромагнитных излучений радиочастот являются мощные радиостанции, антенны, установки индукционного нагрева, исследовательские установки, высокочастотные приборы и устройства, используемые в промышленности, в медицине и в быту.Источниками электростатического поля и электромагнитных излучений в широком диапазоне частот являются персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) и видеодисплейные терминалы (ВДТ) на электронно-лучевых трубках. Главную опасность для пользователей представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 5 Гц…400 кГц и статический электрический заряд на экране.В табл. 11 представлен весь спектр электромагнитных излучений. Таблица 11Спектр электромагнитных излучений

Ионизирующие излучения

Естественное и искусственное освещение

Требования безопасности к производственным процессам и оборудованию

Методы и средства обеспечения безопасности

Электробезопасность

Основные понятия и определения

Причины травматизма

Критерии оценки травматизма

Расследование несчастных случаев на производстве и случаев профзаболеваний

РАЗДЕЛ 4 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Основные законодательные и подзаконные акты

Основные понятия и определения

Классификация чрезвычайных ситуаций

Фазы развития крупных аварий

Очаги поражения, создаваемые при чс

Землетрясения

Наводнения

Понятие об устойчивости функционирования объектов экономики

Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайных ситуаций

Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий (ИТМ)

Требования норм проектирования ИТМ к размещению объектов экономики

Требования норм ИТМ к проектированию и строительству зданий и сооружений

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования промышленных предприятий

Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса предприятий

Понятие пожара. Условия возникновения горения

Формы горения

Показатели взрыво- и пожарной опасности веществ

Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной среды

Опасные факторы пожара

Обеспечение пожарной безопасности

Молниезащита зданий и сооружений

Общие положения

Общие положения

Обеспечение требований промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности

Разработка Декларации промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности по готовностик действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

Обязательное страхование ответственностиза причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее уровни

Основные задачи РСЧС

Силы и средства РСЧС

Права, обязанности и ответственность гражданпо Гражданской обороне

Оповещение о чрезвычайных ситуациях

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ОГЛАВЛЕНИЕ

Разработка Декларации промышленной безопасности



Наиболее объективным документом, всесторонне характеризующим уровень безопасности опасного производственного объекта, является Декларация безопасности.

Декларация разрабатывается в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (ст. 14 Закона РФ «О промышленной безопасности»).

Декларация разрабатывается самостоятельно или с привлечением организаций, имеющих право (лицензию) на экспертизу безопасности промышленного производства.

Структура и порядок разработки Декларации определяется «Положением о порядке оформления Декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней», утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 7 сентября 1999 г. № 66.

Декларация включает:

  • всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, в том числе сведения об известных авариях (причины, сценарии развития, поражающие факторы и параметры, оценка риска аварии).

  • анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий;

  • анализ мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, порядок действий по ликвидации аварии;

– разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последст-вий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте;

  • информирование общественности об опасном промышленном объекте.

Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.

Срок действия декларации – 5 лет.

Требования промышленной безопасности по готовности
к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте



В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

  • заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно - спасательные службы или профессиональные аварийно - спасательные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников;

  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Обязательное страхование ответственности
за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта



Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте определяется в зависимости от количества используемых на объекте опасных веществ и составляет от одной до семидесяти

тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности.

Контрольные вопросы





  1. Что понимается под промышленной безопасностью опасных производственных объектов?

  2. Какие объекты относятся к категории опасных производственных объектов?

  3. Какой орган осуществляет надзорные функции в области промышленной безопасности?

  4. Что является объектом экспертизы промышленной безопасности? Кто ее осуществляет?

  5. Какой документ характеризует уровень безопасности опасного производственного объекта, кем разрабатывается и утверждается этот документ, какие вопросы в нем отражены?

  6. Сформулируйте требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

  7. Каким образом осуществляется страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта?


Структура Российской системы предупреждения
и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС)
и её основные задачи


Структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и ее уровни



В соответствии с требованиями закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. руководство гражданской обороной (ГО) в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство ГО в республиках, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, в учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий.

Законом установлено, что указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны. Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку сил, обучение населения и персонала предприятий к действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.

структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) определена постановлением Правительства РФ от 5.11.1995 г. № 1113 и включает территориальные и функциональные подсистемы (рис. 43).

Территориальные подсистемы (республик в составе Российской Федерации, краев и областей) подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящими органами на местах являются управления (отделы) по делам ГО и ЧС.

Территориальные подсистемы планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.


Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. В состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеет пять уровней управления: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Региональный появился в результате деления России на 7 крупных регионов. Они в основном вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

У начальников ГО объектов рабочим аппаратом являются отделы (секторы, группы), комплектуемые штатными работниками и должностными лицами, не освобожденными от своих основных обязанностей. Их численность определяют министерства, ведомства или сами руководители предприятий.

На отдел возлагаются следующие функции:

  • организация и обеспечение непрерывного управления ГО при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

  • своевременное оповещение о возникновении ЧС;

  • разработка «Плана ГО» и «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС»;

  • осуществление мероприятий по защите трудового коллектива;

  • обучение личного состава формирований ГО, рабочих и служащих;

  • поддержание постоянной готовности сил и средств для действий в ЧС.