ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 Метод проектов. Цели и задачи дисциплины «Основы проектной деятельности»
Требования к выбору темы проекта
Тема 4 Психологические основы проектной деятельности: внимание, память, мышление
Тема 5 Мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевая игра - эффективные методы работы в команде
Для эффективного мозгового штурма соблюдайте 10 правил.
Информации обладает следующими свойствами.
Виды литературных источников информации:
К систематическому каталогу обращаются:
Правила безопасности при работе в сети Интернет
Умение делать выписки и составлять тезисы
Тема 10 Общие правила по оформлению письменных работ: эссе, сообщений, рефератов
Тема 11 Исследовательские проекты. Кейс метод
Проведение наблюдения имеет свои правила
Формулировка цели проведения эксперимента:
Планирование проведения эксперимента
Обработка полученных результатов
Отличительные особенности кейс-метода
Шаг 2 – Самостоятельная подготовка
Шаг 3 – Презентация и оценка решений
Шаг 4 – Выбор окончательного решения, оформление результатов.
Тема 12 Социологические методы исследования: анкетирование, опросы, интервью
Виды методов социологического исследования
Тема 13 Методы математической обработки исследований: диаграммы и графики
Тема 14 Оформление теоретической и практической части работы
Тема № 15 Оформление мультимедийных презентаций
Общие требования к созданию презентации
Требования к оформлению слайдов Структура презентации
Требования к оформлению иллюстраций, диаграмм, схем
Использование звуковых эффектов
Тема 16 Публичное представление проекта. Планирование выступления.
Тема 17 Понятие экспертизы. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка
Образцы клишированных аннотаций
«План рецензии включает в себя:
Ситуацияможетприобрестипроблемныйхарактересли:
-
имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, -
требуется установить сходства и различия, -
требуется установить причинно-следственные связи, -
необходимо обосновать выбор, -
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями, -
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая и ее решение должно быть важно.
Возможныеисточникипроблемы–этопротиворечия:
-
между известным и неизвестным; -
между знаниями и умениями; -
между сложностью задачи и наличием способа ее решения; -
между потребностями и возможностями их реализации -
между имеющимися знаниями и новыми требованиями.
Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, а также расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.
Критериивыборатемы:
-
Выбрать проблему, которую можно исследовать (увидеть противоречия). Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда»,
«трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
-
Выбор темы должен быть мотивирован интересом к ней исследователя -
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. -
Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.
Замечательно, если тема проекта связана с выбранной вами профессией, с учебой в колледже. Тогда над ней можно будет продолжать работать в дальнейшем.
Итак, тема выбрана, теперь необходимо определиться с целями и задачами проекта.
Цели должны отвечать на вопрос «Что мы должны получить к концу проекта?». Исследования показывают, что 30 % причин неудачных проектов – неясные цели. Цель должна быть конкретной, т.е. определять, что именно необходимо достигнуть, должна быть достижимой, т.е. реалистичной и выполнимой за определенный промежуток времени.
Формулирование цели начинается со слов:
-
Доказать… -
Обосновать… -
Создать... -
Выполнить... -
Разработать…
Задачи должны отвечать на вопрос «Как мы должны действовать, чтобы достичь поставленных целей?». Проекты могут иметь несколько целей и каждая цель это набор задач.
Формулирование задач начинается с глагола действия, например:
-
Проанализировать… -
Описать… -
Выявить… -
Определить… -
Установить…
Теперь надо наметить последовательность работы над проектом, составить план будущей проектной работы (порядок действий).
Для выяснения проблемы, выбора темы, постановки целей и задач и выработки плана действий существует ряд способов.
1 Синквейн
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение –существительное (ассоциация с первым словом).
Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
2 Звездочки обдумывания
Внешне это схема напоминает звезду с расходящимися во все стороны лучами. В центре обозначается название выбранной темы, а на лучах, исходящих от центра записываются возможные решения вопросов, без которых невозможно изготовить данное изделие.
Как происходит процесс ее заполнения?
Берется чистый лист бумаги, в центре его записывается тот объект, который вы решили материально реализовать. Затем вокруг предложенного объекта (изделия) около расходящихся лучей указывается:
-
какие материалы необходимы для выполнения изделия; -
какое оборудование необходимо для изготовления изделия; -
о чем необходимо помнить при работе с инструментами; -
какова форма и размеры изделия; -
какова потребность в изделии (для кого, для чего); -
каковы требования к оформлению изделия; -
основные затраты на изготовление изделия экономические затраты; -
какие информационные источники используются; -
основные этапы технологии изготовления изделия (рис. 1).
“Звездочка обдумывания” помогает хорошо обдумывать все вопросы при создании изделия, так как они находятся все перед глазами.
Рис. 1 Примеры «Звездочек обдумывания»
Контрольные вопросы
-
Как вы понимаете термины: проблема, тема, цели и задачи проекта? Дайте их определение. Приведите примеры. -
Какие вопросы нужно перед собой поставить, чтобы прояснить цели и задачи проекта? С каких слов можно начинать формулирование целей и задач? -
Какие приемы активной мыслительной деятельности могут помочь для выбора темы, постановки целей и задач и разработки плана действий? -
Что такое «Синквейн»? Каковы правила его составления? Приведите примеры «Синквейна»? -
Что представляет собой метод «Звездочки обдумывания»? Приведите примеры.
Понятие наука имеет несколько определений: это
- сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
-
одна из форм общественного сознания; -
включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Буквальное значение слова «наука» - знание (Краткий словарь по философии). Однако не любое знание может быть научным. Научное знание начинается только тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность - всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.
Великий русский естествоиспытатель и мыслитель В.И.Вернадский отмечал, что «её (науки) содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями,
создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей» [1].
Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества, мышления.
Следовательно, основной целью науки является открытие законов. Классификация наук.
естественные, технические, физико-математическиеи философию.
По своей значимости законы бывают общимии частными. Так законы философии всегда имеют общий характер.
По своей значимости законы бывают общими и частными. Так законы философии всегда имеют общий характер.
Знания, полученные людьми, всегда носят относительный характер. Верные сегодня они могут быть подвергнутыми сомнениям завтра. Чем больше человечество узнает, тем больше оно не знает. Достижения науки возрастают, экспоненциально удваиваясь, каждые 10-15 лет.
Наука всегда является производительной силой, определяющей направление развития техники и уровень благосостояния общества. Новые
технологии и производства зарождаются в недрах фундаментальной науки. Затратная в данный момент она многократно окупится в будущем.
Непосредственными целями наукиявляются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.