Файл: Сборник методических материалов по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 Метод проектов. Цели и задачи дисциплины «Основы проектной деятельности»

Компетенция – это комплекс знаний, умений и действий, позволяющий адаптироваться в современных социально-экономических и технических условиях.

Метод проектов – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным проектом.

По количеству участников

Особенности проекта:

Виды тем исследования:

Требования к выбору темы проекта

Контрольные вопросы

Подготовка научных работников

Методы научного познания

Тема 4 Психологические основы проектной деятельности: внимание, память, мышление

Виды внимания

Свойства внимания

Виды мышления

Свойства мышления:

Способы развития мышления

Контрольные вопросы

Тема 5 Мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевая игра - эффективные методы работы в команде

Преимущества работы в команде

этап. Постановка проблемы

Для эффективного мозгового штурма соблюдайте 10 правил.

Контрольные вопросы.

Информации обладает следующими свойствами.

Виды литературных источников информации:

фразеологический словарь.

К систематическому каталогу обращаются:

Контрольные вопросы.

Виды поиска

Фактографический поиск

Запрос и объект запроса

Задачи информационного поиска

Оценки эффективности

Правила безопасности при работе в сети Интернет

Контрольные вопросы

Умение читать

Правила быстрого чтения

Глоссарий

Правила составления глоссария

Умение делать выписки и составлять тезисы

Умение составлять план текста

Виды планов

Основные требования к написанию конспекта любого вида: системность и логичность изложения материала; краткость; убедительность и доказательность. Лекция как способ получения информации В нашей стране, как и во всех цивилизованных странах, большинство людей занимается информационным трудом в процессе учебной, научной и другой профессиональной деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением и использованием информации. Это многочисленные участники учебного процесса – школьники, студенты; преподаватели; научные работники, управленческий персонал, экономические работники и т. п.Следовательно, информационный труд является целиком или частично видом их профессиональной деятельности, которая, как и в любой профессии (от лат. рrоfessio – род трудовой деятельности, занятий человека, владеющегокомплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы), должна выполняться профессионально. А профессионализм – это эффективность, стабильность, ответственность, надежность и адаптивность к любой выполняемой работе.Учебный процесс – один из наиболее массовых видов информационного труда, требующий профессионализма в его реализации. Небезынтересно при этом упомянуть о том, что студентами (от лат. students – усердно работающий, занимающийся, учащийся вуза) в древнем Риме и в средние века называли любых лиц, занятых процессом познания и изучения мира.Сейчас речь пойдет об умении слушать, и конспектировать с голоса. Неумение записывать лекцию – это тормоз, не позволяющий обеспечить необходимую технику. Техника конспектирования – это один из основных рабочих навыков и студента, и научного работника. Этому навыку надо учиться так же, как мы учимся всему остальному. Умение получать информацию на лекции – это, прежде всего умение слушать.Вот несколько советов, которые помогут вам не только слушать лекцию преподавателя, но и слышать ее. Приведите в порядок рабочее место - чтоб ничто не отвлекало ваше внимание. Настройтесь на восприятие материала, примите удобную позу. Помните, когда расслаблено тело, расслаблено и внимание. Вникните в формулировку темы лекции. Осознайте поставленную цель. Изучите план лекции. Обращайте внимание на интонацию изложения материала преподавателем, следите за повторами в его рассказе, - таким образом, преподаватель выделяет главные, существенные мысли. Старайтесь представить услышанное. Сопоставляйте его с уже имеющимися знаниями. Конспект необходимо легко читать, поэтому нужны формы записи, ориентированные на быстрое чтение, он должен облегчать и запоминание текста. Конспект — это записка себе, а не произвольному читателю, поэтому в нем можно использовать формы записи, понятные только автору конспекта, по нему не требуется однозначно восстанавливать исходный текст, т.е. конспект – это запись смысла, а не запись текста.Рассмотрим несколько приемов сокращения записи. Все эти приемы чисто технические, они не требуют большой мыслительной работы и после небольшой тренировки выполняются автоматически. Освоение этих приемов дает примерно двух, а то и трехкратное ускорение записи, не ухудшая или даже улучшая качество восприятия. Советы по конспектированию лекции Не начинайте записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушайте высказываемую им мысль до конца, поймите ее. Не переспрашивайте то, что не успели записать – оставьте для этого место. Переспрашивая, вы сбиваете преподавателя и мешаете однокурсникам. Вопросы задавайте в конце лекции или после пункта плана. Не старайтесь записать материал дословно (при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести), используйте уже известные вам правила сжатия текста: отбрасывайте второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл, заменяйте длинные слова синонимами, повторяющиеся понятия местоимениями, а однородные члены предложения обобщающим словом и т.д. Используйте сокращения: отбрасывайте окончания (пластический – пластич.), пропускайте середину слова (учащиеся – уч-ся, вещество – в-во), зашифруйте главное слово (фотосинтез – Ф), числа пишите цифрами, а не словами. Воспользуйтесь общепринятыми обозначениями из других наук:

Контрольные вопросы.

Тема 9 Способы графической обработки информации: таблицы, кластер, интеллект - карты, денотатный граф

Концептуальная таблица

Графические схемы

Контрольные вопросы

Тема 10 Общие правила по оформлению письменных работ: эссе, сообщений, рефератов

Сообщение

Эссе

Классификация эссе

Структура и план эссе

Контрольные вопросы.

Тема 11 Исследовательские проекты. Кейс метод

Проведение наблюдения имеет свои правила

План проведения эксперимента

Формулировка цели проведения эксперимента:

Планирование проведения эксперимента

Проведение эксперимента

Обработка полученных результатов

Требования к эксперименту

Кейс - метод

Преимущества кейс-метода

Отличительные особенности кейс-метода

Шаг 1 – Группе дается задание

Шаг 2 – Самостоятельная подготовка

Шаг 3 – Презентация и оценка решений

Шаг 4 – Выбор окончательного решения, оформление результатов.

Контрольные вопросы

Тема 12 Социологические методы исследования: анкетирование, опросы, интервью

Виды методов социологического исследования

Фокус-группа

Интерпретация информации

Контрольные вопросы

Тема 13 Методы математической обработки исследований: диаграммы и графики

Контрольные вопросы

Тема 14 Оформление теоретической и практической части работы

Путеводитель:

Контрольные вопросы

Тема № 15 Оформление мультимедийных презентаций

Общие требования к созданию презентации

Этапы создания презентации

Требования к оформлению слайдов Структура презентации

Оформление слайда

Цветовая гамма и фон

Шрифт

Требования к оформлению иллюстраций, диаграмм, схем

Способы выделения информации

Использование звуковых эффектов

Контрольные вопросы

Тема 16 Публичное представление проекта. Планирование выступления.

Контрольные вопросы

Тема 17 Понятие экспертизы. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка

Образцы клишированных аннотаций

«План рецензии включает в себя:

Клише написания рецензии и отзыва

Краткое содержание работы

Подготовка научных работников


Научно-исследовательские работы проводятся в России в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты академии наук России (НИИРАН);

  • высшие учебные заведения (ВУЗ);

  • отраслевые научно-исследовательские институты.

НИИРАН в основном финансируются из бюджета страны. Отраслевые институты финансируются отраслями промышленности, предприятиями или фирмами. Вузы занимают промежуточное положение между институтами РАН и отраслевыми институтами.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России осуществляется через аспирантуру и докторантуру.

В России принята система присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук. Научным работникам, совмещающим исследовательскую деятельность с преподавательской работой, присуждаются ученые звания: доцент, профессор. Аттестацию научных кадров в РФ осуществляет Высший аттестационный комитет - ВАК России.

Подготовка научного работника начинается с институтской скамьи. По окончании института молодой специалист может сразу поступить в аспирантуру или пойти работать. Во втором случае он может заниматься научными исследованиями самостоятельно, а можно оформиться соискателем в научно- исследовательском или учебном институте. Возможно также поступление в заочную аспирантуру. При успешном решении поставленных задач оформляется и защищается диссертация на соискание ученой степени кандидатанаук. Дальнейшая работа в выбранном направлении позволит накопить материал для оформления диссертации на соискание ученой степени доктора наук. На завершающем этапе работы соискатель имеет возможность поступить в докторантуру и в течение двух лет заниматься окончательной доработкой диссертации, успешная защита которой и принесет ему ученую степень доктора наук.

Методы научного познания


Метод - это совокупность действий, направленная на достижения желаемого результата. Ниодинпроектнедолженостатьсябезтого или
иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.



Метод

Суть метода

1.

Анализ

Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.

2.

Синтез

Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или

отношений) предмета в единое целое.

3.

Дедукция

Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких

случаев.

4.

Индукция

Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

5.

Классификация

Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в

соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

6.

Моделирование

Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту- оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.

7.

Наблюдение

Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

8.

Обобщение

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

9.

Описание

Фиксация средствами естественного или искусственного языка

сведений об объектах.

10

Прогнозирование

Специальное научное исследование конкретных перспектив развития

какого-либо явления.

11.

Эксперимент

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

  • Лабораторный эксперимент.

  • Полевой, или естественный эксперимент.

Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

12.

Опыт

Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в

процесс явления со стороны исследователя.

13.

Опрос

Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в

маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

14.

Интервью

Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

15.

Анкетирование

Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

16.

Краеведческий

поиск

Комплексное научно-исследовательское изучение определенной

территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания.





17.

Атрибуция

Изучение набора знаков, символов

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио- произведение, письмо.

18.

Реконструкция

Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

Видынаучно-исследовательскихработ(НИР):фундаментальные,

прикладныеиразработки.

Фундаментальныеисследованиянаправленынаоткрытиеи изучение новых явлений и законов, на создание новых принципов исследования.

Целью прикладных исследований является установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.

Разработкой обычно называют процесс преобразования новой научной и научно-технической информации, сформированной в результате проведения фундаментальныхиприкладных исследований, вформу, пригодную для освоения в промышленности. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.



Тема 4 Психологические основы проектной деятельности: внимание, память, мышление



Чтобы быть успешным в учебе и последующей трудовой деятельности надо обладать рядом определенных психологических качеств, таких как внимание, память, мышление.

Внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно организует и регулирует ее функционирование.
Внимание — это направленность сознания на определенный предмет (осуществление отбора информации, обеспечение избирательности программ действия и сохранение постоянного контроля их протекания).
Оно не представляет собой самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов. Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. При внимательном восприятии получаемые при этом образы отличаются большей ясностью и отчетливостью. При наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают


быстро и правильно. Движения и действия, которым сопутствует внимание, выполняются аккуратно и четко.

Виды внимания


    1. Сенсорное внимание связано с воздействием объектов на органы чувств. Оно может быть зрительным, слуховым, обонятельным. У разных людей эти виды внимания развиты по-разному: у одних лучше зрительное внимание, у других слуховое.

    2. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, совершаемые человеком, и дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности.

    3. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Оно ярко проявляется, например, в мысленном решении задач, в устном счете.


Существует еще произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда мы обращаем внимание на какое-то явление или объект как бы случайно, без волевого усилия. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Обычно мы непроизвольно реагируем на все новое, яркое, громкое и движущееся. Такой вид внимания зависит от интересов и склонностей личности. Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у человека цели или задачи быть внимательным. Характерными особенностями произвольного внимания является целеустремленность, организованность, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться с отвлечениями.

Свойства внимания


Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект одновременно, умение замечать и различать максимальное число деталей, например, на картине, в архитектурном ансамбле.

Одновременно человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом. Он может быть расширен путём получения большего знания об объекте изучения.

Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается, и мы замечаем больше элементов, чем тогда, когда нам приходится действовать в неясной или малопонятной ситуации. Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объём внимания неопытного, незнающего это дело человека.

Устойчивость (концентрация) внимания – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Наиболее

существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи.

При отсутствии устойчивого внимания на занятии резко снижается качество работы. Урок, как правило, состоит из разнообразных материалов, изучаемых в последовательном порядке. Когда обучающийся сохраняет сосредоточенное внимание в течение 10—15 мин., а затем оно у него падает, это значит, что он способен хорошо усвоить только часть, а не весь учебный материал, прорабатываемый на уроке.