ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 Метод проектов. Цели и задачи дисциплины «Основы проектной деятельности»
Требования к выбору темы проекта
Тема 4 Психологические основы проектной деятельности: внимание, память, мышление
Тема 5 Мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевая игра - эффективные методы работы в команде
Для эффективного мозгового штурма соблюдайте 10 правил.
Информации обладает следующими свойствами.
Виды литературных источников информации:
К систематическому каталогу обращаются:
Правила безопасности при работе в сети Интернет
Умение делать выписки и составлять тезисы
Тема 10 Общие правила по оформлению письменных работ: эссе, сообщений, рефератов
Тема 11 Исследовательские проекты. Кейс метод
Проведение наблюдения имеет свои правила
Формулировка цели проведения эксперимента:
Планирование проведения эксперимента
Обработка полученных результатов
Отличительные особенности кейс-метода
Шаг 2 – Самостоятельная подготовка
Шаг 3 – Презентация и оценка решений
Шаг 4 – Выбор окончательного решения, оформление результатов.
Тема 12 Социологические методы исследования: анкетирование, опросы, интервью
Виды методов социологического исследования
Тема 13 Методы математической обработки исследований: диаграммы и графики
Тема 14 Оформление теоретической и практической части работы
Тема № 15 Оформление мультимедийных презентаций
Общие требования к созданию презентации
Требования к оформлению слайдов Структура презентации
Требования к оформлению иллюстраций, диаграмм, схем
Использование звуковых эффектов
Тема 16 Публичное представление проекта. Планирование выступления.
Тема 17 Понятие экспертизы. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка
Образцы клишированных аннотаций
«План рецензии включает в себя:
-
адаптироваться в коллективе, выполнять свою часть работы и нести ответственность за порученное дело; -
налаживать конструктивный диалог с любым членом коллектива, управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий и антипатий; уметь договариваться; -
принимать решения и делегировать обязанности; -
проводить анализ работы и намечать новые цели.
В последнее время стали говорить еще и об общекультурных компетенциях, то есть широком круге вопросов, обеспечивающих вхождение личности в мировое пространство культуры и самоопределение в нем. Это и вопросы формирования мировоззрения, и способность понимать искусство, и духовно – нравственные принципы личности, и здорового образа жизни.
Выделим лишь один компонент этой компетенции – речевую культуру.
Современный специалист должен уметь:
-
грамотно выражать свою мысль устно и письменно; -
выступать публично с рефератами и докладами; -
участвовать в дискуссиях и диспутах; -
отстаивать свою правоту и обладать даром убеждения. Общеучебные компетенции человек проносит через всю жизнь.
Для достижения этих компетенций надо обладать рядом психологических качеств: устойчивым вниманием, хорошей памятью, развитым мышлением; знать приемы их улучшения и развития. Научиться всему этому вам поможет новый предмет – «Основы проектной деятельности».
Предназначение данного предмета - в получении навыков самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Преподавателю в рамках проекта отводится роль координатора, эксперта, консультанта. Основную работу проводят сами студенты.
«Проект» (в переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.
Доклад – устное или письменное сообщение с целью
познакомить слушателей (читателей) с определенной темой (проблемой), дать общую информацию, возможно, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. Поскольку подготовка доклада может потребовать много времени, изучения различных источников, определенного оформления результатов, возникает искушение говорить о проекте. Дело в том, что и работа над проектом связана с представлением информации. Однако доклад и проект – не одно и то же.
Реферат – сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов. При работе над проектом имеется похожий реферативный этап, который тем не менее является лишь частью всего проекта.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выяснение истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, и достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Учебный проект – специально организованная учебная деятельность с
целью:
-
приобретения и закрепления учащимися знаний, умений и навыков, -
развития творческих способностей, -
получения опыта самостоятельной деятельности в изучаемом направлении профессиональной подготовки.
Метод проектов – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным проектом.
То есть, в основе этого метода лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов позволяет спланировать деятельность таким образом, чтобы достичь результата оптимальным способом. Поэтому любая сознательная деятельность является проектом, так как предполагает достижение результата и работу по организации и планирования.
Ну и в завершении, отрывок из книги российского педагога Анатолия Гинна: «Количествоновыхзадач,скоторымиприходиться сталкиваться людям, резко возросло. Хорошее решение – новые возможности, плохое – новыенеприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой подготовке Решателей.
Современностьвсечащесталкиваетнассосложными, многопрофильными задачами, которые шире любой конкретной специальности. Кто-то должен связать концы в единый узел…
А теперь представьте себе, что изобретена машина времени. Посадим в нее обыкновенного девятиклассника и отправим его в Пизанский университет XIII века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело - требуется большой опыт и интуиция. Ведь цифры записываются в римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро и с «разгромным счетом» в пользу нашего девятиклассника. Он – гений? Нет – но зато у него есть простой метод - деление «уголком».
Можетбыть,это – подсказка? Мы
неможемвсебытьгениям.Номожем вооружиться методами решения практических задач».[3, с. 80-81].
Владение проектным методом особым образом организует мышление. После завершения данного курса вы станете более приспособленными к жизни, умеющими адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях, работать в различных коллективах. Надеюсь, что данный предмет поможет вам и с успехом осваивать различные учебные предметы.
Таблица 1 Мои компетенции
Умения и навыки | Знаю, умею | Не знаю, не умею | Хочу научиться |
Уметь ставить цели и планировать свою деятельность | | | |
Знать способы улучшения внимания, памяти и мышления | | | |
Уметь находить и отбирать информацию в Интернете, печатных источниках и СМИ | | | |
Работать с литературой различного рода (учебной, научной, художественной, периодической, справочной): | | | |
делать выписки, составлять конспект, писать рефераты и другие виды письменных работ | | | |
Анализировать свои действия и давать объективную оценку своей деятельности | | | |
Умение слушать и слышать | | | |
Умение правильно говорить | | | |
Умение выступать публично | | | |
Владеть измерительными и социологическими методами исследования, аналитическими и графическими навыками обработки информации | | | |
Знать правила и методы работы в коллективе | | | |
Знать правила ведения диспута и дискуссии | | | |