Файл: Uchebnik_po_vozdushnomu_pravu.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Воздушное право

Б.П. Елисеев, в.А. Свиркин

Часть I. Воздушное право россии

Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права

1.1. Предмет и система воздушного права

1.2. Источники воздушного права

1.3. Нормы воздушного права и их реализация

1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм

1.3.2. Реализация норм воздушного права

1.4. Правонарушения на воздушном транспорте и юридическая ответственность

Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации

2.1. Основные этапы развития системы

2.2. Система органов государственного управления

2.3. Место и роль административных регламентов

Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации

3.1. Правовое обеспечение сертификационной

3.2. Инспекция и контроль

3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов

Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства

Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания

Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна

6.1. Правовой статус экипажа гвс

6.2. Организационно-правовое обеспечение

Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна

7.1. Понятие гражданского воздушного судна,

7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания

Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов

8.1. Авиатопливное обеспечение полетов

8.2. Аэродромное обеспечение полетов

8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов

8.4. Радиотехническое и электросветотехническое

8.5. Медицинское обеспечение полетов

Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий

10.1. Правовое регулирование внутренних

10.2. Договор воздушной перевозки

10.3. Расторжение договора воздушной перевозки

Часть II. Обеспечение взаимодействия международного и национального воздушного права (аспект безопасности)

Раздел I. Общая характеристика

Международного воздушного права

1.1. Понятие, предмет и система

1.2. Международное право обеспечения безопасности

1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте

Раздел II. Деятельность международных авиационных организаций по обеспечению безопасности на воздушном транспорте

2.1. Роль межправительственных и неправительственных

2.2. Международная организация гражданской авиации - икао

2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,

2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.

2.3. Международные авиационные организации Европы

Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов

3.1. Современная концепция безопасности полетов

3.2. Современные подходы и методы оценки

3.3. Краткая характеристика приложений

Глава I. Предмет - Определения

Глава II. Перевозочные документы

Раздел I. Проездной билет

Раздел II. Багажная квитанция

Глава III. Ответственность перевозчика

Глава V. Общие и заключительные постановления

Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования

Глава I. Сфера применения и общие положения

Глава II. Образование международной гарантии

Глава III. Способы защиты прав при неисполнении

Глава IV. Международная система регистрации

Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации

Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа

Глава VII. Ответственность регистратора

Глава VIII. Последствия международной гарантии

Глава IX. Цессия связанных с объектом

Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом

Глава XI. Применение конвенции к продажам

Глава XII. Юрисдикция

Глава XIII. Связь с другими конвенциями

Глава XIV. Заключительные положения

Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок

Глава I. Общие положения

Глава II. Документация и обязанности сторон,

Глава III. Ответственность перевозчика и степень

2.2. Система органов государственного управления

гражданской авиацией, функции, компетенции

Понятие уполномоченного органа в области деятельности авиации и использования воздушного пространства дано в статье 6 Воздушного кодекса Российской Федерации "...под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на который возложена ответственность этого органа".

В настоящее время уполномоченным органом в области гражданской авиации является Министерство транспорта Российской Федерации, которое функционирует на основе Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395.

В рамках Министерства транспорта сформирован Департамент государственной политики в области гражданской авиации.

Министерство транспорта является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, который формирует государственную политику и нормативную правовую базу в сфере гражданской авиации.

Министерство транспорта выступает на международной арене как компетентный орган в области гражданской авиации при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Это министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ и указанным выше Положением.

Министерство транспорта РФ осуществляет следующие основные полномочия в сфере деятельности гражданской авиации:

- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере деятельности авиации, а также проекты планов работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

- самостоятельно принимает нормативные правовые акты, касающиеся правил государственной регистрации, государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда, правил перевозки пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение Воздушного кодекса РФ, правил формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, правил продажи билетов и выдачи перевозочных документов и т.д.


Реализуя свои полномочия в сфере деятельности гражданской авиации, Министерство транспорта не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 399 Министерству транспорта РФ предоставлены дополнительные права, связанные с деятельностью авиации и использованием воздушного пространства (см. приложение - не приводится).

Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы надзора в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.

Ространснадзор действует непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Кроме того, Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров в области гражданской авиации.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право проверять в установленном порядке деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.

Кроме того, Ространснадзор имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или пресечение нарушений обязательных требований в сфере деятельности авиации и использования воздушного пространства.

По общему правилу Федеральная служба надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.


Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является структурой, которая обеспечивает исполнение действующей нормативной правовой базы в области гражданской авиации и обладает правом издания актов применения (правовых актов управления) в пределах своей компетенции.

Об этом прямо говорится в пункте 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, введенном в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398: "Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации".

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396, Росавиация реализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы на местах (управления).

Рядом Постановлений Правительства Российской Федерации (от 17.12.2009 N 1033, от 02.02.2010 N 40...) значительно расширен круг вопросов, отнесенных к компетенции Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ).

В настоящий момент ФАВТ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания, а также функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Росавиацию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта РФ.

Федеральное агентство организует и проводит в установленном порядке обязательную сертификацию физических и юридических лиц, обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, объектов инфраструктуры гражданской авиации, образовательных учреждений, обязательную аттестацию авиационного персонала... и т.д. (см. приложение).


В результате перераспределения функций в аппарате Министерства транспорта к функциям ФАВТ отнесен ряд позиций, ранее числящихся за Росаэронавигацией, а именно: оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, в том числе по организации воздушного движения, обеспечения электросвязи, предоставления аэронавигационной и метеорологической информации и т.д.

Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право активно влиять на обеспечение транспортной безопасности. ФАВТ утверждает результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, производит категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и ведет соответствующий реестр.


2.3. Место и роль административных регламентов

в системе государственного регулирования

В течение последнего времени вопросы повышения эффективности государственного управления деятельностью авиации и использования воздушного пространства неоднократно становились объектом внимания законодательной и исполнительной власти.

Концепция административной реформы изложена в ряде постановлений Правительства Российской Федерации.

После реформы исполнительной власти 2004 года, когда была введена трехуровневая структура федеральных органов (министерства, службы и агентства), стала очевидной необходимость разработки должностных регламентов государственных гражданских служащих на основе административных регламентов. Это и было юридически закреплено в Федеральном законе N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Однако само понятие "административный регламент" в законе не было сформулировано.

После принятия Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг. (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р) 11 ноября 2005 г. Правительство РФ приняло Постановление "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)".

Это Постановление является базовым нормативным правовым актом, в котором устанавливаются требования к разработке и утверждению федеральным органом исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных услуг (предоставления государственных услуг).

Даже первичный анализ действующей национальной и международной нормативной базы, практики административного регулирования в сфере гражданской авиации и аэронавигационного обслуживания показывает, что важнейшей составляющей государственного регулирования деятельности авиации на современном этапе является правовая регламентация обеспечения безопасной деятельности авиации.

Несмотря на различные специфические качества, связанные с объектами регулирования, с географическими, национальными, культурными особенностями стран, все программы проверок (аудита) безопасной деятельности авиапредприятий, объектов инфраструктуры ГА (IOSA, SAFA, LOSA и т.д.) прямо или косвенно включают оценку элементов сертификации авиационного персонала, объектов инфраструктуры ГА, ведение государственных реестров и т.д.