ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Воздушное право россии
Раздел I. Общетеоретические вопросы воздушного права
1.1. Предмет и система воздушного права
1.2. Источники воздушного права
1.3. Нормы воздушного права и их реализация
1.3.1. Нормы воздушного права, структура норм
1.3.2. Реализация норм воздушного права
1.4. Правонарушения на воздушном транспорте и юридическая ответственность
Раздел II. Правовые основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации
2.1. Основные этапы развития системы
2.2. Система органов государственного управления
2.3. Место и роль административных регламентов
Раздел III. Организационно-правовые средства обеспечения безопасной деятельности авиации
3.1. Правовое обеспечение сертификационной
3.3. Расследование авиационных происшествий и инцидентов
Раздел IV. Правовой режим использования воздушного пространства
Раздел V. Правовое регулирование аэронавигационного обслуживания
Раздел VI. Экипаж гражданского воздушного судна
6.1. Правовой статус экипажа гвс
6.2. Организационно-правовое обеспечение
Раздел VII. Правовой статус гражданского воздушного судна
7.1. Понятие гражданского воздушного судна,
7.2. Организационно-правовое обеспечение поддержания
Раздел VIII. Особенности правового регулирования обеспечения полетов
8.1. Авиатопливное обеспечение полетов
8.2. Аэродромное обеспечение полетов
8.3. Поисковое, аварийно-спасательное обеспечение полетов
8.4. Радиотехническое и электросветотехническое
8.5. Медицинское обеспечение полетов
Раздел IX. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
Раздел X. Правовое регулирование воздушных перевозок и деятельности авиапредприятий
10.1. Правовое регулирование внутренних
10.2. Договор воздушной перевозки
10.3. Расторжение договора воздушной перевозки
Раздел I. Общая характеристика
Международного воздушного права
1.1. Понятие, предмет и система
1.2. Международное право обеспечения безопасности
1.3. Обеспечение безопасности на воздушном транспорте
2.1. Роль межправительственных и неправительственных
2.2. Международная организация гражданской авиации - икао
2.2.1. Правовые основы, принципы деятельности,
2.2.2. Стандарты. Рекомендуемая практика. Процедуры икао.
2.3. Международные авиационные организации Европы
Раздел III. Организационно-правовые основы управления безопасностью полетов
3.1. Современная концепция безопасности полетов
3.2. Современные подходы и методы оценки
3.3. Краткая характеристика приложений
Глава I. Предмет - Определения
Глава II. Перевозочные документы
Глава III. Ответственность перевозчика
Глава V. Общие и заключительные постановления
Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования
Глава I. Сфера применения и общие положения
Глава II. Образование международной гарантии
Глава III. Способы защиты прав при неисполнении
Глава IV. Международная система регистрации
Глава V. Прочие вопросы, относящиеся к регистрации
Глава VI. Привилегии и иммунитеты контролирующего органа
Глава VII. Ответственность регистратора
Глава VIII. Последствия международной гарантии
Глава IX. Цессия связанных с объектом
Глава X. Права или гарантии, являющиеся предметом
Глава XI. Применение конвенции к продажам
Глава XIII. Связь с другими конвенциями
Глава XIV. Заключительные положения
Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
2.2. Система органов государственного управления
гражданской авиацией, функции, компетенции
Понятие уполномоченного органа в области деятельности авиации и использования воздушного пространства дано в статье 6 Воздушного кодекса Российской Федерации "...под уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на который возложена ответственность этого органа".
В настоящее время уполномоченным органом в области гражданской авиации является Министерство транспорта Российской Федерации, которое функционирует на основе Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395.
В рамках Министерства транспорта сформирован Департамент государственной политики в области гражданской авиации.
Министерство транспорта является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, который формирует государственную политику и нормативную правовую базу в сфере гражданской авиации.
Министерство транспорта выступает на международной арене как компетентный орган в области гражданской авиации при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Это министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ и указанным выше Положением.
Министерство транспорта РФ осуществляет следующие основные полномочия в сфере деятельности гражданской авиации:
- вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере деятельности авиации, а также проекты планов работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
- самостоятельно принимает нормативные правовые акты, касающиеся правил государственной регистрации, государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда, правил перевозки пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение Воздушного кодекса РФ, правил формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, правил продажи билетов и выдачи перевозочных документов и т.д.
Реализуя свои полномочия в сфере деятельности гражданской авиации, Министерство транспорта не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 399 Министерству транспорта РФ предоставлены дополнительные права, связанные с деятельностью авиации и использованием воздушного пространства (см. приложение - не приводится).
Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы надзора в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.
Ространснадзор действует непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Кроме того, Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров в области гражданской авиации.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право проверять в установленном порядке деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Кроме того, Ространснадзор имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или пресечение нарушений обязательных требований в сфере деятельности авиации и использования воздушного пространства.
По общему правилу Федеральная служба надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативное правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является структурой, которая обеспечивает исполнение действующей нормативной правовой базы в области гражданской авиации и обладает правом издания актов применения (правовых актов управления) в пределах своей компетенции.
Об этом прямо говорится в пункте 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, введенном в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398: "Федеральная служба по надзору в сфере транспорта не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации".
Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396, Росавиация реализует свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы на местах (управления).
Рядом Постановлений Правительства Российской Федерации (от 17.12.2009 N 1033, от 02.02.2010 N 40...) значительно расширен круг вопросов, отнесенных к компетенции Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ).
В настоящий момент ФАВТ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания, а также функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Росавиацию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра транспорта РФ.
Федеральное агентство организует и проводит в установленном порядке обязательную сертификацию физических и юридических лиц, обеспечивающих коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, объектов инфраструктуры гражданской авиации, образовательных учреждений, обязательную аттестацию авиационного персонала... и т.д. (см. приложение).
В результате перераспределения функций в аппарате Министерства транспорта к функциям ФАВТ отнесен ряд позиций, ранее числящихся за Росаэронавигацией, а именно: оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, в том числе по организации воздушного движения, обеспечения электросвязи, предоставления аэронавигационной и метеорологической информации и т.д.
Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право активно влиять на обеспечение транспортной безопасности. ФАВТ утверждает результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждает планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, производит категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и ведет соответствующий реестр.
2.3. Место и роль административных регламентов
в системе государственного регулирования
В течение последнего времени вопросы повышения эффективности государственного управления деятельностью авиации и использования воздушного пространства неоднократно становились объектом внимания законодательной и исполнительной власти.
Концепция административной реформы изложена в ряде постановлений Правительства Российской Федерации.
После реформы исполнительной власти 2004 года, когда была введена трехуровневая структура федеральных органов (министерства, службы и агентства), стала очевидной необходимость разработки должностных регламентов государственных гражданских служащих на основе административных регламентов. Это и было юридически закреплено в Федеральном законе N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Однако само понятие "административный регламент" в законе не было сформулировано.
После принятия Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг. (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р) 11 ноября 2005 г. Правительство РФ приняло Постановление "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)".
Это Постановление является базовым нормативным правовым актом, в котором устанавливаются требования к разработке и утверждению федеральным органом исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных услуг (предоставления государственных услуг).
Даже первичный анализ действующей национальной и международной нормативной базы, практики административного регулирования в сфере гражданской авиации и аэронавигационного обслуживания показывает, что важнейшей составляющей государственного регулирования деятельности авиации на современном этапе является правовая регламентация обеспечения безопасной деятельности авиации.
Несмотря на различные специфические качества, связанные с объектами регулирования, с географическими, национальными, культурными особенностями стран, все программы проверок (аудита) безопасной деятельности авиапредприятий, объектов инфраструктуры ГА (IOSA, SAFA, LOSA и т.д.) прямо или косвенно включают оценку элементов сертификации авиационного персонала, объектов инфраструктуры ГА, ведение государственных реестров и т.д.