Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
(71). Если в производстве одного товара есть технологический прогресс, то его предложение увеличивается.
Издержки производства, определяемые ценой используемых факторов производства (РС). Если цены на используемые ресурсы возрастут, предложение сократится, поскольку продавцы в меньшей степени готовы или способны продавать товары по сложившейся рыночной цене, если их издержки выросли.
Цены на сопутствующие товары (Рр. Если предположить, что менеджеры фирмы, производящей кожаные кошельки, выявили, что кожаные сумки для смартфонов более выгодны с точки зрения соотношения затрат на производство и продажной цены, то фирма может сократить производство кошельков и начать производство чехлов для мобильных телефонов.
Политика правительства №). Государственное вмешательство может принимать различные формы, включая требования по охране окружающей среды и здоровья работников, минимальный размер оплаты труда, уровень налогообложения, тарифов на электроэнергию и т. п. Это может привести к росту или снижению издержек производителя, в результате чего объемы производства товаров могут существенно увеличиваться или уменьшаться.
Ожидания продавцов (IV). Если продавец считает, что спрос на его продукцию резко возрастет в обозримом будущем, подстегнув рост цен, то он может уже сейчас увеличить объем производства своей продукции. В ожидании же падения спроса и цен в ближайшем будущем производитель сократит объем производства своей продукции, чтобы избежать лишних издержек (особенно при скоропортящемся продукте).
Количество поставщиков (ЛГ). Объем рыночного предложения товара возрастает вместе с увеличением числа его поставщиков.
Прочие факторы (О). Прочие факторы, такие как мода, погодные условия и др. могут повышать или понижать объемы производства товаров и услуг.
С учетом всех этих факторов общую функцию предложения можно представить в следующем виде:
05=/ОЪ,РС,Р8, С,]К,М,0).
Функция предложения — количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами).
Если допустить, что все неценовые факторы для рассматриваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены:
о5=т>
где — количество продукта, которое производители готовы продать; Р — цена на данный продукт.
Для практической оценки и прогнозирования рыночного предложения используются те же методы, что и при исследовании спроса (интервьюирование производителей и продавцов, метод экспертных оценок; статистический метод).
Функциональная зависимость между величиной предложения и ценой также может быть представлена тремя традиционными способами: табличным, аналитическим (через уравнение) и графическим. Графическое изображение функциональной зависимости величины предложения от рыночной цены осуществляется с помощью кривой предложения.
Кривая предложения — это представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение.
На графике кривой предложения по вертикальной оси отображаются возможные цены (Р), а по горизонтальной оси — количество предлагаемого к продаже товара ((2). Зависимость предложения от цены может быть нелинейной (рис. 4.3, а) или линейной (рис. 4.3, б).
а б
Рис. 4.3. Кривая предложения:
а — нелинейная зависимость; б — линейная зависимость
Кривая предложения для большинства товаров имеет возрастающий характер (положительный наклон), поскольку чем выше ры
ночная цена, тем большее число фирм захотят производить и продавать данный товар. Эта тенденция, нашедшая свое отражение в виде кривых предложения на рис. 4.3, отражает действие закона предложения — прямую зависимость между ценой и количеством блага, которое производители (продавцы) хотят и могут произвести и продать в единицу времени. Высокая цена обеспечивает больший приток выручки и прибыли, а низкая — может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Указанная тенденция распространяется и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен на производимый продукт число производителей растет, с сокращением — падает.
При изменении цены блага величина предложения движется в том же направлении вдоль линии предложения. Так, например, при увеличении цены с Р
г до Р2 объем предложения также увеличивается с 0,г до 0_2 (рис. 4.4, а). При снижении цены величина предложения, соответственно, уменьшается.
Рис. 4.4. Изменение объема предложения и сдвиг кривой предложения:
а — изменение цены — перемещение вдоль кривой предложения; б — изменение неценовых факторов — сдвиг кривой предложения
Если же изменятся неценовые факторы предложения, то установится новая зависимость между ценой и объемом предложения, изменится и функция предложения от цены и произойдет сдвиг кривой предложения (рис. 4.4, б) вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения). Например, при снижении цен на ресурсы или увеличении суммы дотаций производителям линия предложения сместится из положения в положение Б2 (см. рис. 4.4, б). В этом случае при цене Р1 объем предложения возрастет с до (}3, а при цене Р2 — с 0% до О4. Если в последующем произойдет рост стоимости ресурсов, либо увеличение налогового бремени, либо сокращение дотаций, то это вызовет сокращение предложения и смещение кривой предложения в обратную сторону из положения Б2 в положение
Для наглядного отображения взаимодействия спроса и предложения на одном графике совмещают кривые спроса и предложения (рис. 4.5). Совпадение интересов покупателей и продавцов на графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения (£). Данную точку принято называть точкой рыночного равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением.
Рыночное равновесие — это примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке.
Оо-
Равновесная цена — это цена товара, уравновешивающая объемы спроса и предложения.
Иными словами, равновесная цена — это цена, при которой намерения покупателей и продавцов совпадают (требуемое покупателями количество товара равняется количеству произведенного и предлагаемого к продаже товара).
Равновесный объем — это объем, предлагаемый и продаваемый на рынке по сформировавшейся равновесной цене, равной ценам производителя и потребителя.
В точке рыночного равновесия объем спроса равен объему предложения, при любом ином уровне цен объемы спроса и предложения не совпадают. Если реальная рыночная цена выше равновесной (Р1 > РЕ), то возникает избыток предложения (излишек товара на рынке — рис. 4.6, а). При такой цене продавцы готовы предло-
жить значительно больше товаров, чем покупатели готовы купить (<351 > (2Ш). Если же реальная рыночная цена ниже равновесной (.Р2 < РЕ), возникает избыток спроса (дефицит товара на рынке — рис. 4.6, б), когда потребителям требуется гораздо большее количество товара, чем смогли произвести и предложить к продаже его производители ((2Ш > <252)-
Избыток
Рис. 4.6. Неравновесие спроса и предложения на рынке:
Издержки производства, определяемые ценой используемых факторов производства (РС). Если цены на используемые ресурсы возрастут, предложение сократится, поскольку продавцы в меньшей степени готовы или способны продавать товары по сложившейся рыночной цене, если их издержки выросли.
Цены на сопутствующие товары (Рр. Если предположить, что менеджеры фирмы, производящей кожаные кошельки, выявили, что кожаные сумки для смартфонов более выгодны с точки зрения соотношения затрат на производство и продажной цены, то фирма может сократить производство кошельков и начать производство чехлов для мобильных телефонов.
Политика правительства №). Государственное вмешательство может принимать различные формы, включая требования по охране окружающей среды и здоровья работников, минимальный размер оплаты труда, уровень налогообложения, тарифов на электроэнергию и т. п. Это может привести к росту или снижению издержек производителя, в результате чего объемы производства товаров могут существенно увеличиваться или уменьшаться.
Ожидания продавцов (IV). Если продавец считает, что спрос на его продукцию резко возрастет в обозримом будущем, подстегнув рост цен, то он может уже сейчас увеличить объем производства своей продукции. В ожидании же падения спроса и цен в ближайшем будущем производитель сократит объем производства своей продукции, чтобы избежать лишних издержек (особенно при скоропортящемся продукте).
Количество поставщиков (ЛГ). Объем рыночного предложения товара возрастает вместе с увеличением числа его поставщиков.
Прочие факторы (О). Прочие факторы, такие как мода, погодные условия и др. могут повышать или понижать объемы производства товаров и услуг.
С учетом всех этих факторов общую функцию предложения можно представить в следующем виде:
05=/ОЪ,РС,Р8, С,]К,М,0).
Функция предложения — количественная зависимость между величиной предложения и определяющими его факторами (детерминантами).
Если допустить, что все неценовые факторы для рассматриваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены:
о5=т>
где — количество продукта, которое производители готовы продать; Р — цена на данный продукт.
Для практической оценки и прогнозирования рыночного предложения используются те же методы, что и при исследовании спроса (интервьюирование производителей и продавцов, метод экспертных оценок; статистический метод).
Функциональная зависимость между величиной предложения и ценой также может быть представлена тремя традиционными способами: табличным, аналитическим (через уравнение) и графическим. Графическое изображение функциональной зависимости величины предложения от рыночной цены осуществляется с помощью кривой предложения.
Кривая предложения — это представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и ценой этого товара при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на предложение.
На графике кривой предложения по вертикальной оси отображаются возможные цены (Р), а по горизонтальной оси — количество предлагаемого к продаже товара ((2). Зависимость предложения от цены может быть нелинейной (рис. 4.3, а) или линейной (рис. 4.3, б).
а б
Рис. 4.3. Кривая предложения:
а — нелинейная зависимость; б — линейная зависимость
Кривая предложения для большинства товаров имеет возрастающий характер (положительный наклон), поскольку чем выше ры
ночная цена, тем большее число фирм захотят производить и продавать данный товар. Эта тенденция, нашедшая свое отражение в виде кривых предложения на рис. 4.3, отражает действие закона предложения — прямую зависимость между ценой и количеством блага, которое производители (продавцы) хотят и могут произвести и продать в единицу времени. Высокая цена обеспечивает больший приток выручки и прибыли, а низкая — может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Указанная тенденция распространяется и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен на производимый продукт число производителей растет, с сокращением — падает.
При изменении цены блага величина предложения движется в том же направлении вдоль линии предложения. Так, например, при увеличении цены с Р
г до Р2 объем предложения также увеличивается с 0,г до 0_2 (рис. 4.4, а). При снижении цены величина предложения, соответственно, уменьшается.
Рис. 4.4. Изменение объема предложения и сдвиг кривой предложения:
а — изменение цены — перемещение вдоль кривой предложения; б — изменение неценовых факторов — сдвиг кривой предложения
Если же изменятся неценовые факторы предложения, то установится новая зависимость между ценой и объемом предложения, изменится и функция предложения от цены и произойдет сдвиг кривой предложения (рис. 4.4, б) вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения). Например, при снижении цен на ресурсы или увеличении суммы дотаций производителям линия предложения сместится из положения в положение Б2 (см. рис. 4.4, б). В этом случае при цене Р1 объем предложения возрастет с до (}3, а при цене Р2 — с 0% до О4. Если в последующем произойдет рост стоимости ресурсов, либо увеличение налогового бремени, либо сокращение дотаций, то это вызовет сокращение предложения и смещение кривой предложения в обратную сторону из положения Б2 в положение
Для наглядного отображения взаимодействия спроса и предложения на одном графике совмещают кривые спроса и предложения (рис. 4.5). Совпадение интересов покупателей и продавцов на графике характеризует точка пересечения кривых спроса и предложения (£). Данную точку принято называть точкой рыночного равновесия, поскольку спрос в ней точно уравновешен предложением.
Рыночное равновесие — это примерное равенство спроса и предложения на определенный товар в данное время и на данном рынке.
Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения
Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная цена
Ре
Рб
Рэ
и равновесный объем
0.Е — 0-Б
Оо-
Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения
Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная цена
Ре
РбРавновесная цена — это цена товара, уравновешивающая объемы спроса и предложения.
Иными словами, равновесная цена — это цена, при которой намерения покупателей и продавцов совпадают (требуемое покупателями количество товара равняется количеству произведенного и предлагаемого к продаже товара).
Равновесный объем — это объем, предлагаемый и продаваемый на рынке по сформировавшейся равновесной цене, равной ценам производителя и потребителя.
В точке рыночного равновесия объем спроса равен объему предложения, при любом ином уровне цен объемы спроса и предложения не совпадают. Если реальная рыночная цена выше равновесной (Р1 > РЕ), то возникает избыток предложения (излишек товара на рынке — рис. 4.6, а). При такой цене продавцы готовы предло-
жить значительно больше товаров, чем покупатели готовы купить (<351 > (2Ш). Если же реальная рыночная цена ниже равновесной (.Р2 < РЕ), возникает избыток спроса (дефицит товара на рынке — рис. 4.6, б), когда потребителям требуется гораздо большее количество товара, чем смогли произвести и предложить к продаже его производители ((2Ш > <252)-
Избыток
Рис. 4.6. Неравновесие спроса и предложения на рынке: