Файл: Особенности формирования и реализации кадровой стратегии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы разработки кадровой стратегии предприятия
Этапы разработки и реализации кадровой стратегии
2. Анализ действующей кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Анализ системы управления персоналом в организации
2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия
3. Рекомендации по разработке кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент»
3.1 Основные положения кадровой стратегии предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ»
Кафедра управления бизнесом и сервисных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
на тему «Особенности формирования и реализации кадровой стратегии»
Выполнил студент
гр. 22-ОЗ-МАГ-3
Нестеров Егор Игоревич _____________
Руководитель
Доктор экономических наук
Савватеев Евгений Витальевич _____________
Москва
2022
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
по дисциплине «Экономика и организация производства на предприятиях пищевой промышленности»
студенту группы 22-ОЗ-МАГ-3 Нестерову Егору Игоревичу
Тема: «Особенности формирования и реализации кадровой стратегии»
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению:
1. Теоретические основы разработки кадровой стратегии предприятия.
2. Анализ действующей кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент».
3. Рекомендации по разработке кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент».
Дата выдачи задания «___» _________ 202_ года
Задание принял _____________ Нестеров Е.И.
Срок сдачи работы «___» _________ 202_ года
Руководитель работы _____________ Савватеев Е.В.
Москва
2022
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы разработки кадровой стратегии предприятия 5
1.1Понятие и цели кадровой стратегии 5
1.2Этапы разработки и реализации кадровой стратегии 8
1.3Оценка эффективности кадровой стратегии предприятия 10
2. Анализ действующей кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент» 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 12
2.2Анализ системы управления персоналом в организации 15
2.3 Анализ кадрового потенциала предприятия 20
3. Рекомендации по разработке кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент» 27
3.1 Основные положения кадровой стратегии предприятия 27
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 1 39
Приложение 2 42
Приложение 3 43
Приложение 4 44
Приложение 5 47
Введение
На современном этапе развития социально-экономических отношений, на фоне повышения значимости инновационной и интеллектуальной составляющей в создании конкурентных преимуществ предприятия происходит эволюционное изменение методов и подходов к управлению персоналом, переход к концепции управления человеческим капиталом. Перманентность и ускорение темпов конфигураций наружной среды, глобализационные и трансформационные процессы в экономике требуют от компаний и организаций авангардного мышления, стратегической ориентации управления, формирования долгосрочных конкурентных преимуществ. В таких условиях стратегическое управление персоналом имеет исключительно важное значение в обеспечении устойчивого развития предприятия. В то же время персонал как объект управления имеет особую природу из-за присутствия психологических и социальных аспектов, не присущих другим ресурсам и видам капитала предприятия. Такая специфическая сущность человеческого капитала приводит к усложнению управления им, высокой неопределенности в процессе принятия решений, что приводит к разнообразию подходов к определению сущности кадровой стратегии и ее места в стратегическом наборе предприятия.
Анализ последних исследований и публикаций. Эффективное стратегическое управление человеческим капиталом, обеспечение увеличения отдачи от его привлечения в хозяйственную деятельность является предметом исследования отечественных и зарубежных ученых. Теоретико-методические основы стратегического менеджмента персонала изложены в трудах Балабановой Л.В., Стельмашенко А.В., Армстронга М., Марра Р., Шмидта Г., Бабаян Э.А., Бодак Ю.А, Громова О.Н., Кибанов А.Я и многих других.
Однако, в настоящее время существуют определенные разногласия по месту и роли кадровой стратегии в системе менеджмента предприятия. Учитывая растущее внимание к вопросам стратегического управления персоналом
, ученые и практики позиционируют кадровую стратегию на разных иерархических уровнях стратегического набора. Кроме того, в экономической науке есть исследования по определяющей роли интеллектуального капитала в обеспечении эффективности предприятия, его инновационного развития. Это требует расширения содержания кадровой стратегии в зависимости от подходов и способов управления знаниями на предприятии.
Цель курсовой работы заключается в исследовании теоретических основы разработки кадровой стратегии предприятия и практической разработке рекомендаций по совершенствованию кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент».
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы разработки кадровой стратегии предприятия;
– провести анализ действующей кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент»;
– разработать мероприятия по разработке кадровой стратегии ООО «АкваЭлемент».
Объектом исследования выступает ООО «АкваЭлемент».
Предметом – разработка кадровой стратегии организации.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные документы, фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых, материалы научных периодических изданий и научно-практических конференций, данные ресурсов сети Интернет. Статистические и отчетные данные предприятия.
Методологической основой работы общенаучные методы. Среди теоретических методов в исследовании использованы методы анализа, обобщения дедукции и индукции, а также моделирование механизма кадровой политики. Эмпирические методы включают в себя наблюдение и метод изучения документов.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы разработки кадровой стратегии предприятия
-
Понятие и цели кадровой стратегии
Проведенные исследования научных трудов позволили заключить, что в настоящее время нет единого подхода к определению сущности и места кадровой стратегии в «стратегическом наборе», однако все ученые отводят определяющую роль персонала, как основной движущей силе и конкурентному преимуществу предприятия в условиях стратегического развития.
В частности, С.В. Духовский под кадровой стратегией понимает формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом изменений, происходящих сейчас и будущем, в ее внешней и внутренней среде, позволяющей организации выживать, развиваться и достигать своей цели в долгосрочной перспективе [1, с. 198].
Авторы [7] обращают внимание, прежде всего, на практические аспекты кадровой стратегии, выражающиеся в принятии системы управленческих и организационных решений по вопросам управления кадрами, направленных на реализацию миссии, целей и задач фирмы.
О.Н. Громова, в свою очередь, считает кадровую стратегию инструментом реализации кадровой политики: «Кадровая стратегия – система методов и средств управления персоналом, применяемых в течение определенного времени с целью реализации кадровой политики» [5, c. 123].
Итак, кадровая стратегия лежит на пересечении ресурсной и функциональной стратегии предприятия и зависит от выбранной общей, деловой и инновационной стратегии.
Выбирая кадровую стратегию, руководство должно принять решение о содержательном наполнении и эффективном соотношении отдельных составляющих кадровой стратегии, ложащейся в основу долгосрочного плана развития использования трудового потенциала. Отдельные аспекты усовершенствования кадрового состава и развития работников отражаются в разного рода программах.
Суммируя научные подходы, можно сформулировать следующее определение исследуемой дефиниции: «кадровая стратегия – это система ресурсных, функциональных, экономических и социально-психологических мер, направленных на формирование и управление трудовым потенциалом предприятия в соответствии с поставленными целями». Инструментами реализации кадровой стратегии являются кадровая политика соответствующие ее процедуры и правила. Вместе с тем, чрезвычайно важной задачей является выбор такого типа кадровой стратегии, наиболее полно отвечающей избранным стратегиям развития предприятия в целом и ориентирующий персонал на эффективную работу в рамках установленных приоритетов. Поэтому, важным аспектом формирования кадровой стратегии является исследование альтернативных подходов и выбор наиболее актуальных критериев в соответствии с современным состоянием и целями предприятия. Существует ряд подходов к классификации кадровой стратегии организации, основанных на различных ключевых элементах. Исследование научных трудов позволило выделить следующие классификационные признаки кадровых стратегий, сгруппированных в таблицу 1.
Таблица 1 – Подходы к классификации кадровой стратегии организации [10, с. 82]
Название подхода | Классификационные признаки |
Проблемно-целевой | - стратегия предпринимательства; - стратегия динамического роста; -стратегия прибыли; -стратегия ликвидации; -стратегия изменения курса предприятия |
Подход, основан на взаимодействии сотрудника и организации | - потребительская стратегия; - партнерская стратегия; - идентификационная стратегия; -идеалистическая стратегия |
Подход с позиций жизненного цикла | -стратегия на стадии зарождения организации; -стратегия на стадии развития организации; - стратегия на стадии зрелости; -стратегия на стадии старения |
Маркетинговый подход | - наступательная; - наступательно-оборонная (стратегия стабилизации) |
Подход с позиций кадровой политики | -активная; -пассивная; -реактивная; -превентивная |
Проблемно-целевой подход предполагает четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей и взаимосвязь во времени и пространстве задач и их исполнителей, оперативное управление ими и контроль полученных результатов на каждом этапе развития [14, с. 55].
Каждому из авторов предложен свой список классификационных признаков и ключевых компетенций персонала, необходимых для реализации каждого типа стратегии а также систему мотивационных факторов. Однако, в данной классификации недостаточно внимания уделено особенностям кадровой политики в зависимости от стратегического выбора предприятия. Двухмерный подход предложен в [6, с. 201], основанный на взаимодействии работника и организации предполагает, что отношение сотрудников к организации проявляется в таких характеристиках, как деловая активность и особенности организационного поведения, а отношение к персоналу руководителей всех уровней управления предприятием. По признаку жизненного цикла организации четыре вида кадровых стратегий: на стадии зарождения, роста, зрелости и спада. Эти авторы на каждой стадии жизненного цикла предприятия концентрируют внимание на определенных (определенных) функциях управления.