Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Таблица 3
Система ключевых показателей эффективности для блока показателей отраслевого рынка [13; 17]
Показатель |
Формула расчета/Источник [11; 12] |
Показатель у лидера |
Показатель у аутсайдера |
Показатель у предприятия [18] |
Сравнение с |
Балл |
ВРП региона [20] |
Данные Росстат |
17 432 297 |
1 209 038 |
2 702 292 |
Регионы РФ |
1 |
Инфляция [20] |
0,77 |
2,30 |
1,35 |
3 |
||
Удельный вес отрасли в промышленном производстве округа [17] |
Данные Росстат |
19,50 |
0,70 |
29,60 |
Отрасли в ДФО |
5 |
Коэффициент концентрация (CR-3) [19] |
, где Yi- доля фирм на рынке/ число крупнейших фирм на рынке |
89,30 |
95,20 |
93,89 |
Отраслевые рынки золотодобычи других регионов |
3 |
Рыночная власть (коэффициент Бейна) |
(прибыль бухгалтерская - прибыль нормальная) / Собственный капитал |
0,96 |
0,24 |
0,95 |
Предприятия на отраслевом рынке |
5 |
Сумма баллов |
17 |
Проанализировав показатели отраслевого рынка можно сделать вывод, что ДФО один из слаборазвитых регионов. Так же важно отметить, что отраслевой рынок высококонцентрированный, что говорит о сильных конкурентах у анализируемого предприятия. Но внутри отраслевого рынка можно отметить, что предприятие имеет рыночную власть. Так же стоит отметить, что в ДФО золотодобыча занимает наибольший удельный вес в промышленном производстве.
Получив сумму баллов по каждому блоку можно свести в полученные результаты в одну таблицу и получить конечный балл для ответа на вопрос: «Предприятие инвестиционно-привлекательное или нет?» Результаты также можно привести к бальной оценке по той же схеме. В итоге получится какой-то определенный балл (от 1 до 5), он и даст конечный результат и поможет инвестору в принятии инвестиционного решения.
Таблица 4
Оценка инвестиционной привлекательности предприятия
Показатель |
Сумма баллов у лидера |
Сумма баллов у аутсайдера |
Сумма баллов у предприятия |
Балл |
Производственные показатели |
30 |
6 |
21 |
4 |
Финансовые показатели |
45 |
9 |
32 |
4 |
Рыночные показатели |
25 |
5 |
17 |
3 |
Сумма |
95 |
18 |
70 |
4 |
Получив окончательный результат, можно сделать вывод, что предприятие обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Несмотря на то, что по блокам производственных и финансовых показателей предприятие имеет приемлемую инвестиционную привлекательность, показатели отраслевого рынка описывают более точно картину. Блок показателей отраслевого рынка уточняют оценку инвестиционной привлекательности и дают понять инвестору, что стоит обратить внимание на внешнюю среду предприятия.
В заключении стоит отметить, что анализ отраслевого рынка дает возможность увидеть инвестору полную картину деятельности предприятия. Атмосфера отраслевого рынка, на котором действует предприятие, может либо помочь в развитие, либо ухудшить положение предприятие. Разработанную методику можно применять для любой отрасли, внося необходимые корректировки в производственный блок показателей. Объективность при принятии инвестиционного решения учитывались все факторы со стороны инвесторов, они зависят от максимально точного учета всех влияющих факторов внешней и внутренней среды на деятельность компании.
Реализация регионального инвестиционного проекта
Изменить сложившуюся ситуацию можно, лишь выбрав принципиально новый подход, который позволит добиться поставленных стратегических целей и обеспечить уровень доходности, который ожидают получить акционеры и инвесторы. Работу следует проводить по следующим трем направлениям:
• внедрение передовых систем управления и отчетности со структурированными сигналами раннего предупреждения, позволяющими заблаговременно выявлять и эффективно минимизировать возможные риски;
• создание достаточных резервов на случай превышения установленных лимитов бюджета и времени в течение жизненного цикла проекта; • повышение степени готовности к непредвиденным ситуациям за счет грамотного сценарного планирования.
Требует решения проблема вовлечения в производственный оборот и переработки накопленных в огромном количестве отходов горного производства, которые специалисты называют техногенными.
Большинство развитых зарубежных стран (США, Канада, Великобритания, ЮАР, Испания и др.) осуществляют политику сбережения своих ресурсов, интенсивно вовлекая в переработку техногенные отложения, утилизируя отходы производства, разрабатывая способы переработки этих отходов. Например, в ЮАР из отвалов золотоизвлекательных фабрик при содержании золота 0,53 г/т и урана 40 г/т получают 3,5 т золота и 696 т урана в год. В России приступить к масштабному освоению техногенных образований мешает отсутствие правовой базы. Существенным сдерживающим фактором является и то, что такая переработка рассматривается крупными горнодобывающими предприятиями, прежде всего как способ долговременного хранения промышленных отходов и в меньшей степени как вторичные минеральные ресурсы. Более того, Закон РФ «О недрах» не содержит понятия «техногенные запасы». Золотодобывающие компании заинтересованы в том, чтобы в данный документ кроме определения этого понятия были внесены дополнительные поправки, связанные с предоставлением в пользование техногенных россыпей без проведения конкурсов и аукционов, а также с разрешением проводить добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей без геологического изучения недр в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией. Очень остро стоит проблема воспроизводства сырьевой базы золотодобывающих предприятий.
Бюджетных средств не хватает для поисково-оценочных работ, которые завершаются открытием новых месторождений. Основа отрасли – геологическая разведка, а нынешний объем инвестиций в нее недостаточен. Пока прирост запасов идет за счет доразведки и переоценки старых месторождений, но это не может продолжаться долго. Золотодобытчики готовы вкладывать собственные средства в геолого-разведочные работы на стадии поисков, но для этого необходима государственная поддержка, в частности упрощение порядка получения недропользователями новых объектов как для поисков и оценки, так и для разведки и разработки.
В сфере лицензирования этап согласования всех видов проектов, прохождения всех экспертиз, включая Главгосэкспертизу, в России очень затянут, и эту проблему тоже нужно решать в ближайшее время.
На наш взгляд, государство должно также:
• задействовать инструменты стимулирования во всех регионах страны добычи золота из истощенных россыпей;
• обеспечить выполнение достаточного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания надежных основ прогноза и поисков, не выходящих на поверхность месторождений золота;
• осуществить за счет федерального бюджета финансирование требуемого объема поисковых работ на золото на перспективных участках, выявленных в результате региональных и тематических исследований.
Региональный инвестиционный проект – это инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, соответствующий специальным требованиям, установленных законом, в отношении которого применяются налоговые льготы, осуществляющийся на территории одного из субъектов РФ. Возможность влиять на размер налоговой ставки для участников регионального инвестиционного проекта была законодательно предоставлена местным органам власти.
В 2013 году Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. No 267-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. С 1 января 2017 года были увеличены меры поддержки участников региональных инвестиционных проектов (РИП), в частности в главу 3. 3. Налогового кодекса РФ были внесены поправки, согласно которым участники региональных инвестиционных проектов получают поддержку в виде льготы по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых. Размер налоговой ставки может быть понижен до 0% (подпункт 3 пункта 3 статьи 284. 3. НК РФ).
Данные льготы действуют только в том случае, если производство товаров, которое включает в себя, добычу полезных ископаемых и их дальнейшую переработку, осуществляется на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, а также Республик Бурятии, Саха (Якутия) и Тыва. На территориях вышеуказанных регионов РФ добывается более 80% золота всей страны. В настоящее время золотодобыча находится на подъёме, и конечно немаловажное значение имеет поддержка государством инвестиционных проектов. При подготовке проекта Федерального закона о РИП не была учтена специфика золотодобывающей отрасли, в которой, как правило, конечным продуктом добычи является лигатурное золото.
Но фактически товаром, который реализуется покупателям в рамках единого технологического процесса при осуществлении добычи и дальнейшей переработки драгоценных металлов, является аффинированное золото в слитках. Для этого, лигатурное золото подвергается окончательной очистке (аффинажу) на аффинажных предприятиях. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 (ред. От 12.12.2018) осуществлять аффинаж драгоценных металлов в Российской Федерации имеют право 11 организаций. Проблема заключается в том, что 9 из 11 предприятий находятся за пределами списка регионов, включенных в РИП. В связи с чем, существенно уменьшается число доступных предприятию добычи аффинажных переработчиков, т.к. согласно главе 3.3. НК РФ от участника РИП требуется выполнять «...производство товаров в рамках единого технологического процесса» на территориях, указанных в вышеназванной главе НК РФ.
Для того чтобы участник РИП получил налоговые льготы весь производственный процесс должен происходить на территориях субъектов РФ, указанных в ч. 1, ст. 25.8 НК, но в случае с золотом это не всегда возможно. Ценовая политика аффинажных организаций на рынке аффинажа драгоценных металлов является практически идентичной. При этом затраты на аффинаж для предприятий добычи не являются основной статьей затрат и некоторое снижение цен на оказываемые услуги не гарантирует заинтересованность поставщиков в переориентации поставок сырья. Проблема привлечения поставщиков сырья (в частности, золота) связана с несовершенством действующей системы налогообложения относительно сферы золотодобывающей отрасли.
В настоящее время, согласно налоговому законодательству, участники региональных инвестиционных проектов, осуществляющие добычу драгоценных металлов, имеют право получить предусмотренные федеральным законом налоговые льготы, в случае если аффинаж добытых драгоценных металлов будет осуществлен в ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова». Девять аффинажных заводов, расположенные на территориях, не входящих в перечень субъектов, поставлены в неравные и экономически невыгодные условия. Из-за резкого падения объемов переработки их дальнейшая деятельность поставлена под угрозу.
Ведь одним из важнейших направлений стратегического развития аффинажных организаций является увеличение объемов переработки сырья. Однако в последнее время привлечение поставщиков сырья связано с несовершенством действующей системы налогообложения относительно сферы золотодобывающей отрасли. Данная трактовка налогового законодательства ослабляет конкуренцию на рынке услуг аффинажа драгоценных металлов, что ведет к монополизации рынка, и к ухудшению экономических условий для аффинажных предприятий, расположенных вне зон РИП.