Файл: УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРОЕКТНОЙ СРЕДЕ (Основные подходы к управлению рисками в проектной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы функционирования информационной системы для оценки и управления рисками проектов

Факторы риска так или иначе влияют на формирование их стратегии и принятие управленческих решений как в целом, так и ее структурных подразделений. Однако для компании сохраняется характерная в российских условиях тенденция к недооценке неопределенности. По результатам исследований систем управления рисками российских предприятий учеными установлено, что даже для компаний одной отрасли характерны различные виды рисков, их набор индивидуален.

Процессы управления рисками инвестиционных проектов в компании предполагают проведение анализа, оценки и учёта факторов риска инвестиционной деятельности. Риск-менеджмент как единый процесс охватывает ключевые этапы или процедуры: идентификация, оценка, реагирование, контроль, мониторинг. В практической деятельности российских компаний IT-отрасли наблюдается тенденция к формированию единой системы управления рисками в структуре системы организационного управления, а также распространен подход, когда система риск-менеджмента интегрирована с другими подсистемами управления.

Необходимо отметить, что в фирмах уделяется значительное внимание данной проблеме и руководство компании, в основном, стремится проводить тщательный анализ рисков, которые возникают при осуществлении инвестиционных проектов, в целях их минимизации. При этом управление инвестиционными рисками рассматривается не только с точки зрения экономической результативности инвестиционной и в целом хозяйственной деятельности предприятия, но и в качестве одного из главных элементов системы организационного управления, а также как непрерывный процесс принятия и выполнения управленческих решений[6, с. 178].

Многие исследователи отмечают, что такой подход является эффективным, поскольку он позволяет оценивать максимальное количество рисков на всех уровнях и этапах управления проектами с учётом динамики изменения влияющих факторов как руководством компании, так и отдельными сотрудниками[13,16, 22].

По нашему мнению, определяющим эффективность системы управления рисками инвестиционных проектов является тот факт, что во всех подразделениях компании формируется «культура понимания риска», предполагающая несение персональной ответственности за результаты управления рисками. Вместе с тем, действующая в информационная система управления рисками недостаточно ориентирована на оценку рисков инвестиционных проектов. Отмечается фрагментарность системы управления рисками в части выявления и оценки рисков, распределения ответственности в системе контроля, учета и анализа рисков инвестиционных проектов. Очевидно, информационная система управления рисками компании в части управления рисками инвестиционной деятельности требует доработки и совершенствования.


Для формирования комплексной системы управления рисками, которая бы обеспечивала эффективный мониторинг и оценку рисков инвестиционных проектов, целесообразно привести ее в соответствие с рекомендациям экспертов международной группы по оказанию аудиторских и консультационных услуг, по мнению которых «для получения конкретных результатов необходим комплексный подход к управлению рисками» [29 , с. 6]. Сущность такого подхода с учетом потребностей и особенностей деятельности отражена на рисунке 5.

Согласно данному подходу система управления рисками должна выполнять четыре блока задач (рисунок 6), в каждом из которых необходимо выделить компоненту управления инвестиционными рисками.

Рисунок 5 – Структура комплексного подхода к формированию системы управления рисками

Их идентификация и анализ выполнения будет способствовать достижению двух целей:

1) выявлению направлений совершенствования системы управления рисками с последующим обоснованием мероприятий по нейтрализации рисков и снижению их деструктивного воздействия на предприятие; 2) информированию об охвате рисков, в том числе проектных, и на этой основе повышению доверия потребителей, клиентов и прочих участников инвестиционной деятельности.

Выполнение задач по развитию информационной системы управления рисками сводится к тому то, что основу эффективной системы управления рисками инвестиционных проектов составляет четкая стратегия в сфере корпоративного управления, а также в области управления инвестиционными рисками.

Развитие стратегии управления рисками (S):

  • Организации ведут открытый диалог о рисках с внешними заинтересованными сторонами (S1).
  • Обмен информацией ведется открыто и своевременно, заинтересованные стороны обеспечиваются важной информацией о корпоративных решениях и ценностях (S2).
  • Совету директоров либо правлению принадлежит ведущая роль в области определения целей системы управления рисками (S3).
  • В компании внедрена единая система управления рисками инвестиционных проектов (S4).

Встраивание системы управления рисками в бизнес-

процессы (BP):

  • В организации формализован метод определения допустимого уровня риска (BP1).
  • Для подтверждения толерантности к рискам применяется стресс-тестирование (BP2).
  • Руководство организации разработало эффективную программу управления рисками инвестиционных проектов (BP3).
  • Циклы бизнес-планирования и подготовки отчетности о рисках скоординированы, что позволяет своевременно учитывать информацию при бизнес-планировании (BP4).

Совершенствование системы внутреннего контроля и

процессов (CP):

  • Для каждого направления деятельности утверждены ключевые показатели риска (КПР), которые используются в целях прогнозирования и оценки рисков (CP1).
  • Самооценка и другие средства отчетности унифицированы в рамках всей компании (CP2).
  • Контрольные процедуры оптимизированы для повышения эффективности, снижения затрат и улучшения результатов инвестиционной деятельности (CP3).
  • Метрики ключевых рисков инвестиционных проектов и контрольных процедур утверждены и обновляются с учетом влияния на деятельность компании (CP4).

Оптимизация функций управления рисками (F):

  • Оценка деятельности сотрудников учитывает прохождение обучения в области управления рисками инвестиционных проектов (F1).
  • Средства мониторинга рисков и подготовки отчет­ности стандартизированы во всей организации (F2).
  • Управление рисками в организации осуществляется на основе интегрированной технологии, которая не допускает излишних мероприятий по управлению рисками и недостаточного их покрытия либо предотвращает эти проблемы (F3).
  • Система отчетности обеспечивает информирование всех заинтересованных сторон, на которых может оказать влияние возникновение риска, а не только непосредственно связанных с видом деятельности либо областью, в которых обнаружены риски (F4).

Рисунок 6 – Задачи системы управления рисками

Особое значение в этой связи приобретают надзор за указанными областями со стороны совета директоров и правления и предоставление им отчетности. Не менее важно распределение и закрепление ответственности за результаты управления конкретными рисками, в частности, проектными, между структурными подразделениями компании. Исполнительное руководство должно выполнять основную функцию в вопросах оценки инвестиционных рисков и управления ими.

Решение задач по интеграции системы управления рисками инвестиционных проектов в бизнес-процессы обусловлено тем, что деятельность опосредована множеством рисков. Проведение оценки рисков позволяет определить приоритеты и выявить возможности для совершенствования.

Необходимость оптимизации функций управления рисками связана с тем, что при осуществлении координации мероприятий по управлению рисками инвестиционных проектов в подразделениях, занимающихся их разработкой и реализацией проектных решений, а также обеспечении их соответствия законодательным требованиям, достигнет снижения не только нагрузки, связанной с управлением рисками (исключив дублирование функций и выполнение излишних мероприятий), но и связанных с этим затрат, расширяя при этом покрытие проектных рисков и повышая эффективность системы управления рисками в целом.

Улучшение контрольных процедур и процессов в системе управления рисками состоит в том, что предприятие получит возможность повысить эффективность и сократить затраты на проведение контрольных процедур за счет их оптимизации и ориентации на бизнес-процессы инвестиционной деятельности, преимущественного использования автоматизированных, а не ручных контрольных процедур, непрерывного мониторинга их выполнения и достижения ключевых показателей эффективности.

Совершенствование системы управления рисками, информирование заинтересованных сторон об охвате рисков. Для перехода от стратегии избегания риска к готовности принимать на себя весь комплекс или выборочные риски организации в потребуется учреждение должности директора по управлению рисками[15, с. 144].

Как ожидается, выполнение задач в области управления рисками информационных проектов будет способствовать достижению конкретных результатов в области управления рисками инвестиционной деятельности и позволит сформировать дополнительное конкурентное преимущество. Исполнительному руководству пора оценить вложения, осуществленные в управление рисками, и задуматься над тем, как от работы по обеспечению соответствия законодательным требованиям перейти к повышению стоимости бизнеса на основе повышения эффективности реализации инвестиционных проектов.


Таким образом, формирование надежной системы управления рисками инвестиционной деятельности способствует охватывает выполнение комплекса задач, связанных с идентификацией рисков инвестиционных проектов, их анализом и принятием решений, в результате которых получается максимизация положительных и минимизация отрицательных последствий рисков. В этой связи, процесс управления рисками необходимо выстраивать в соответствии с общепринятой процедурой: 1. планирование управления рисками; 2. идентификация рисков; 3. качественная оценка рисков; 4. количественная оценка рисков; 5. планирование реагирования на риски; 6. мониторинг и контроль рисков [16].

Этапы внедрения и матрица ответственности проектного решения на практике

Исследование системы управления проектами обнаружило недостатки существующих в холдинге бизнес-процессов взаимодействия участников проектов. Как показали результаты анализа, основной причиной недостаточной эффективности управления проектами в холдинге являются проблемы информационного обеспечения и совершенствования взаимодействия структурных подразделений компании, задействованных в процессе реализации проектов между собой. Этим обоснована необходимость реализации в проекта по оптимизации информационного обеспечения управления проектами. Рассмотрим возможности решения поставленной задачи.

В порядке разработки и обоснования концепции проекта структурируем ряд необходимых элементов проекта: идею автоматизации управления проектами, стратегические аспекты внедрения электронной системы управления основными бизнес-процессами проекта на предприятии, принципиальную возможность создания системы, декомпозицию работ, автоматизируемые процессы и участников автоматизации, стратегические риски проекта и направления их минимизации. Кроме того, в рамках концепции подлежит предварительному анализу целесообразность внедрения проекта, которая в последующем будет подтверждена детальными расчетами финансово-экономического обоснования[6, с. 178].

Идея оптимизации информационного обеспечения управления проектами подлежит поэтапной реализации. На первом этапе представляется целесообразным оптимизировать бизнес-процессы логистической деятельности ввиду того, что оптимизация информационного обеспечения принятия решений в процессе взаимоотношений с поставщиками и покупателями будет иметь существенное влияние на эффективность управления проектами организации в целом.


Одним из важным этапов разработки и реализации инвестиционного проекта является оценка и планирование ресурсов проекта. Оценка ресурсов проекта представляет собой процедуру определения типов и количества материалов, человеческих ресурсов, оборудования или закупок, требуемых для выполнения задач, предусмотренных планом работ по проекту.

Ресурсы проекта:

  1. Человеческие ресурсы. Для осуществления проекта создается проектная группа, которая имеет право привлекать к своей работе специалистов предприятия. Проектную группу возглавляет директор по развитию. В состав группы входят руководители структурных подразделений - 4 человека, специалисты-консультанты головной компании - 3 человека. Организационная структура проектной группы представлена на рис. 7.

Рисунок 7 – Организационная структура команды проекта по внедрению

  1. Материальные ресурсы. Для выполнения своих функциональных обязанностей участникам проектной группы предоставляется возможность использовать материальные ресурсы (оргтехнику, транспорт, связь и т.п.). Для реализации проекта потребуется дополнительно 15 компьютеров.
  2. Финансовые ресурсы. Источником финансирования являются собственные средства предприятия.

Проектная команда по реализации проекта состоит из представителей различных юридических лиц, поэтому в данном случае целесообразно воспользоваться RACI-матрицей, которая позволяет распределить ответственность между участниками проекта (таблица 14).

Таблица 14 - RACI-матрица по проекту оптимизации системы закупок в системе управления инвестиционной деятельностью

Этап реализации проекта

Сотруд­

ники

консал­

тинговой

компании

Систем

ный

админи­

стратор

Нач.

отдела

МТС

Глав­

ный

инженер

Руководи­тель отдела маркетинга и продаж

Финан­

совый

директор

Глав­

ный

бухгал­

тер

Нач.

отдела

кадров

1

Анализ требований к автоматизированной системе

AR

R

С

I

I

I

I

I

2

Уточнение требований к системе

Н

AR

С

С

С

С

С

С

3

Подбор оптимальной конфигурации системы

AR

С

с

I

I

I

I

I

4

Планирование этапов работ, составление календарного плана работ

AR

С

А

С

С

С

С

С

5

Методическое обеспечение специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (требования к адаптации)

AR

С

С

С

С

С

С

С

6

Установка программного обеспечения на компьютеры

AR

R

I

I

I

I

I

I

7

Обучение сотрудников

R

С

с

С

С

С

С

AR

8

Начальные настройки типового/отраслевого решения (программы) для начала ведения учета

AR

R

с

с

с

с

с

С

9

Создание интерфейсов и наборов прав пользователей

AR

R

с

с

с

с

с

AR

10

Техническая реализация специфических

AR

R

с

с

с

с

с

С

особенностей учета и управления в системе автоматизации (адаптация)

11

Ввод начальных остатков / помощь при вводе начальных остатков

AR

С

С

С

С

R

R

С

12

Перенос данных из предыдущих систем автоматизации

AR

R

С

С

С

С

С

С

13

Установка и настройка сервера СУБД

AR

R

С

I

I

I

I

I

14

Установка и настройка серверов, рабочих станций и периферийного оборудования

AR

R

С

I

I

I

I

I

15

Приемка системы заказчиком

R

R

А

А

А

А

А

А