Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Критерии и уровни эффективности деятельности классного руководителя
1.2 Основные концепции воспитания человека XXI века
1.3 Мониторинг деятельности классного руководителя
2.1 Методы и приемы диагностики
Классный руководитель выявляет самое ценное в обществе и закладывает в душу ребенка необходимые нравственные ценности. Воспитатель готовит учащихся к будущей жизни, к вхождению во взрослую жизнь. «Эпоха наступивших перемен, эпоха инноваций и прогресса будет ставить перед педагогом свои условия жизни, проповедовать иные ценности и предъявлять к личности классного руководителя новые требования» [18 с.108].
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
2.1 Методы и приемы диагностики
• Методика изучения мотивов участия старшеклассников в деятельности классного коллектива.
Эта методика направлена на изучение уровня активности учащихся старших классов в деятельности классного руководителя. Она позволяет определить мотивы и причины участия и помощи в проведении и организации внеклассных мероприятий. Учащимся предлагается ответить на 12 вопросов, ответ оценивается по следующей шкале:
- 0 – не привлекает эта деятельность;
- 1 – привлекает слабо (иногда);
- 2 – привлекает в значительной степени;
- 3 – сильно привлекает, хочется участвовать или помогать в организации.
Опросник «Мотивы деятельности учащихся»
1. Меня привлекает интересное дело.
2. Нравится общение с разными людьми, общественными деятелями.
3. Появляется возможность помочь одноклассникам и классному руководителю.
4. Можно передать свои индивидуальные знания в какой-либо определенной области науки.
5. Возможность проявить свои таланты и творчество.
7. Нравится быть лидером и руководить одноклассниками.
8. Участие в делах своего класса.
9. Возможность проявить себя и заслужить уважение ровесников.
10. Хочется постоянно делать добрые дела, совершать поступки, которые бы повысили статус в классе.
11. Быть выше других, выделяться из коллектива, быть инициатором дел.
12. Путем совместной деятельности сформировать определенные черты характера. [2, с.11].
Интерпретация результатов:
- коллективистские мотивы: 3,4, 8, 10;
- личностные мотивы: 1,2, 5, 6, 12;
- престижные мотивы: 7, 9, 11.
• Диагностика успешности деятельности классного руководителя.
Для проверки эффективности деятельности классного руководителя была предложена Анкета «Классный руководитель глазами детей». Анкета содержит 13 вопросов и предполагаемые ответы, которые помогают понять взаимоотношения учащихся и их наставника, уровень культуры и взаимопонимания одноклассников. Анкета дана в Приложении 3.
Анкетные вопросы имеют вариативные ответы, одни ответы точные, конкретные, а другие объемные, имеющие конкретные пожелания, советы, предположения или нарекания.
2.2 Анализ экспериментальных данных
Диагностика изучения мотивов и причин участия старшеклассников в деятельности классного коллектива, в оказании помощи в подготовке и проведении различных мероприятий в классной среде позволила определить уровень заинтересованности в самоуправлении. Это отражено в Таблице 5.
Таблица 5
Средние статистические данные по определению мотивов старшеклассников
Мотивы |
Общее количество |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Коллективистские |
158 / 7,9 |
9-12 б. 8 чел. |
6-8 б. 10 чел. |
1-5 б. 2 чел. |
Личностные |
175 / 8,8 |
12-15 б. 6 чел. |
8-11 б. 9 чел. |
1-7 б. 5 чел. |
Престижные |
83 / 4,2 |
8-9 б. 2 чел. |
5-7 б. 8 чел. |
1-4 б. 10 чел. |
Из 20 исследуемых детей коллективистские мотивы высокого уровня имеют 8 человек, половина подростков имеют средний уровень возможностей участия в делах класса. Этот показатель говорит нам о том, что при хорошей работе педагога с отдельными детьми можно сформировать настоящую команду, способную организовать и провести мероприятие. Личностные мотивы наиболее ярко проявляются в данной среде – общий и средний показатель баллов самый высокий. Это дети склонные к творчеству, могут стать инициаторами многих дел, так как их основу составляют умение общаться с другими детьми и желание приобрести новые знания, новую информацию. Престижные мотивы в группе на низком уровне: лишь 8 человек имеют средний показатель – это свидетельствует о малом количестве подростков, желающих быть лидерами, быть всегда первыми.
На основании средних статистических данных была составлена Диаграмма 1.
Диаграмма 1. – Мотивы участия старшеклассников в деятельности
Диагностика успешности работы классного руководителя позволила определить оценку личностных отношений между педагогом и детьми. Ответы подростков можно увидеть в сопоставлении.
• С каким настроением вы идете в школу?
1 - с радостью = 13
2 - с привычным равнодушием = 2
3 - предчувствие неприятности = 5
4 - желание не посещать ее = 0
Диаграмма 2. – Настроение школьника
• Бывают ли у вас неприятности (трудности) в школе?
1 – часто = 2; 2 – редко = 15; 3 – никогда = 3.
Диаграмма 3. – Неприятности (трудности) в школе
• Как часто случаются конфликтные ситуации с классным руководителем?
1 - часто =4 2 - редко =11 3 - никогда = 5.
Диаграмма 4. – Уровень конфликтных ситуаций с классным руководителем
• Как ты считаешь, какую роль выполняет классный руководитель в вашем классе?
1 - контроль за посещением занятий = 2;
2 - контроль за успеваемостью и дисциплиной = 6;
3 - роль второй мамы = 2; 4 - организатор досуга = 8;
5 - помощник-консультант в трудных проблемах = 2.
Диаграмма 5. – Роль классного руководителя в классе.
• Что предпринимает чаще всего классный руководитель по отношению к тебе?
1 – хвалит =3; 2 – подбадривает = 5; 3 - делает замечания = 4;
4 – ругает = 0;
5 - жалуется родителям = 3; 6 - дает добрый совет = 6.
Диаграмма 6. – Межличностные отношения между классным руководителем и учащимися
• Какие качества тебе хотелось бы перенять у наставника?
1 - доброжелательный характер = 6; 2 - манеру поведения = 3;
3 - аккуратность и стиль в одежде = 0; 4 - такт и понимание =8;
5 - энциклопедические знания = 4.
Диаграмма 7. - Качества наставника
Результаты экспериментального исследования показали, что 65% учащихся шестого класса ходят с удовольствием и радостью в школу, этот факт свидетельствует о благоприятной обстановке в классном коллективе. В то же время 25% детей что-то тревожит, они обеспокоены, у них появилось чувство страха, они ждут от школы и преподавателей неприятностей. 75% подростков пережили конфликтные ситуации в классном коллективе, у них произошли неприятные выяснения, проблемные отношения со своим наставником-педагогом. Это дает определенный толчок классному руководителю – пересмотреть и отрегулировать межличностные отношения с детьми. Больше половины детей довольны работой классного руководителя (60%) – анализ этих ответов вызывает противоречие с предыдущими данными, но можно предположить, что многие критические ситуации, проблемы были оценены классным руководителем верно, и это вызвало доброжелательное отношение к педагогу. Прекрасно то, что дети еще хотят подражать классному руководителю, отмечая его лучшие качества – доброжелательность, тактичность и взаимопонимание.
Экспериментальные данные показывают отношение детей, как к школе, так и к классному руководителю: им интересно в школе, они с уважением относятся к своему наставнику, их поведение направлено на личностное развитие. У этих детей сложились дружелюбные отношения со всеми взрослыми, окружающими их. И родители, и дети заинтересованы в совместной работе с классным руководителем, следовательно, поставленные цели и задачи оказались реальными в коллективе.
Вывод по второй главе
Для экспериментального исследования были подобраны две методики, позволившие определить уровень деятельности классного руководителя в шестом классе общеобразовательной школы. Цели и задачи, поставленные в этом классе, принесли определенные достижения на этом уровне развития. Направления воспитательного процесса выбраны педагогом правильно, но следует внести небольшие корректировки, учитывая, что
- возможности и способности учащихся не реализованы полностью;
- в классном коллективе есть группировки, но ярко выраженных лидеров нет;
- наблюдаются отклонения в нравственном воспитании – иногда не соблюдаются нормы и правила поведения, речь «пестрит» нецензурными выражениями. На основе диагностических данных необходимо внести целевые установки на планируемый период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема курсовой работы достаточно интересна и полезна для будущих педагогов, так как она заставила задуматься: «Каким классным руководителем буду я?». Надо отметить, что воспитание детей тогда будет иметь успех, когда будет содружество и единство трех компонентов – «родители- школьники – педагоги». Призван соединить это классный руководитель в своем маленьком «государстве» со своими принципами, задачами и делами. Сколько бы ни говорили о близости классного руководителя и детей, практика доказывает обратное – между ними всегда должна быть невидимая дистанция. Эта дистанция базируется на авторитете педагога, его профессиональных и личностных качеств.
В ходе теоретического исследования, было выяснено, что современный классный руководитель имеет определенный статус в обществе, его деятельность строится на гуманистической системе и инновационных технологиях. Педагог-воспитатель понимает сущность воспитательной программы развития подрастающего поколения в комплексе взаимосвязывающих компонентов: реальные возможности педагога и детского коллектива, индивидуальность психологического и психического развития, управление и самоуправление.
В основе воспитательной деятельности классного руководителя лежит способность претворить теоретические знания в практику. Сегодня для работы педагогов представлено много концепций воспитательной работы, направлений и ориентиров. Об этом свидетельствует ежегодный конкурс педагогического мастерства «Самый классный руководитель». В основе всех концепций – понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. Главная цель, которую ставит педагог, - это реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию.
В курсовой работе предложено несколько направлений, по которым строится программа воспитательной работы, многие из них повторяются во всех концепциях: нравственное воспитание, воспитание коммуникативных и организаторских навыков, интеллектуально-познавательное, трудовое (подготовка к труду и выбору профессии), физическое (здоровый образ жизни), эстетическое, самоуправление и работа с родителями.
В экспериментальном исследовании было проверено два важных условия эффективной деятельности классного руководителя: во-первых, выяснены были причины, побуждающие школьников участвовать в школьной жизни, их уровень активности и инициативности; во-вторых, проверены межличностные отношения учащихся шестого класса и их классного руководителя. Анализ статистических данных позволил сделать определенные выводы по конкретному классу:
- возможности и способности учащихся не реализованы полностью;
- в классном коллективе есть группировки, но ярко выраженных лидеров нет;
- наблюдаются отклонения в нравственном воспитании – иногда не соблюдаются нормы и правила поведения, речь «пестрит» нецензурными выражениями. Этот факт говорит о постоянной целенаправленной работе классного руководителя по корректировке воспитательного плана.
Материал курсовой работы можно использовать в педагогической деятельности школьного коллектива. Его можно расширить за счет практических разработок классных мероприятий с использованием интерактивных методов и приемов и написать дипломную работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М., 1995. – С.24
2 Байбородова Л. Методика изучения мотивов участия школьников / Л.Байбородова. – М., 2007. – С.11.
3 Балясная Л.К. Педагог и воспитательный процесс в школе / Теория воспитания // Классный руководитель. – М., 2000. - № 6. – С.3,4.