Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В образовательной школе классный руководитель всегда занимал ведущее место в воспитании подрастающего поколения, так как он призван сформировать гармонично развитую личность, помочь учащимся реализовать себя в жизни через приобретенные навыки. В современное время сложилась благоприятная обстановка для формирования уровня воспитанности школьников: общество осознало необходимость воспитательного процесса в школьных учреждениях, потому что духовно-нравственный стержень изменился. Классный руководитель должен шагать в ногу со временем и обладать всеми информационно-коммуникационными технологиями. Это реальное требование вызвано необходимостью воспитывать новое поколение в другом информационном направлении. Формирующаяся личность должна немного опережать временные рамки, иметь прочный запас интеллектуальных, нравственных, гражданских сил, чтобы в дальнейшей жизни адаптироваться в рыночных отношениях, быть не только полезной личностью в обществе, но и быть готовой к любым изменениям, происходящих во всех сферах деятельности.

Актуальность вопроса состоит в том, что классный руководитель должен в большом информационном потоке выбрать самое необходимое, ценное, чтобы использовать в воспитательном процессе. Информационный материал должен быть интересен, полезен и отвечать требованиям учеников. Говоря о классном руководителе как об образце подражания, общество забывает о том, что он самый обычный человек со своими слабостями и недостатками, что примером он служит редко, так как у старшеклассников – другие кумиры, другие нравственные понятия и ценности. Личность педагога всегда направлена на развитие самого себя и на развитие личности подростка. Постоянная работа по самообразованию должна быть связана не только с посещением курсов, семинаров, классный руководитель должен учиться у своих воспитанников, жить их заботами и проблемами. Проблема взаимоотношений и мотивации деятельности в классных коллективах - одна из стержневых в психологии и педагогике. Ломов Б.Ф. отмечает, что в психолого-педагогических исследованиях деятельности классного руководителя вопросам мотивации и саморегуляции поведения принадлежит ведущая роль. В связи, с вышесказанным можно увидеть проблему: каковы возможности деятельности классного руководителя по формированию детского коллектива в старшем звене.


Цель исследования: рассмотреть современные требования к деятельности классного руководителя: основные принципы, критерии и компоненты межличностных отношений между педагогом и учащимися.

Объект исследования: процесс воспитательной работы на рубеже двух эпох: противоречия и закономерности школьного образования.

Предмет исследования: деятельность классного руководителя в современной школе.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические основы исследования проблемы в современной психолого-педагогической и социально-педагогической литературе.

2. Рассмотреть концепцию воспитательной работы в связи с реформированием общества.

3. Подобрать методики изучения уровня воспитанности старшеклассников и уровня эффективности деятельности классного руководителя.

4. Провести диагностику и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогических исследований по внедрению воспитательной работы в образовательных школах;

- анкетирование;

- наблюдение за работой классного руководителя;

- тестирование;

- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение Новосибирская средняя общеобразовательная школа № 170.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в воспитательной работе классных руководителей и других специалистов, занимающихся обучением и воспитанием.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ГЛАВА 1 ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1 Критерии и уровни эффективности деятельности классного руководителя

В деятельности классного руководителя отражаются все изменения, происходящие в нашем государстве. Отношение педагога к личности ребенка составляет ядро концепции воспитательной работы. Базу этой технологии представляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Гуманизм и демократизм отношений в педагогическом коллективе формирует новые качества деятельности классного руководителя. Вся структура его деятельности имеет несколько компонентов, влияющих на уровень воспитательной работы:


• Личность классного руководителя.

Классный руководитель должен иметь представление о самом себе: уметь критически оценить уровень профессиональной культуры и творческие возможности, быть готовым к использованию в своей деятельности инноваций и экспериментальных исследований. Быть воспитателем нелегко, так как чаще всего эта деятельность не приносит желаемого результата и радости от своего труда. В любой ситуации педагог должен осмысленно действовать, учитывая цели и приоритеты школы.

• Классный руководитель и учителя-предметники.

В достижении своей цели в программе развития и формирования детского коллектива важную роль играет сотрудничество классного руководителя с учителями, работающими в его классе. В возникающих конфликтных ситуациях педагог-наставник находит формы, средства, методы, которые способны предотвратить непонимание двух сторон, при этом используя дипломатический подход к своим воспитанникам и коллегам. Это будет способствовать успеху в образовательном процессе данного класса, создавать гармоничные, межличностные отношения и благоприятный микроклимат коллектива.

• Классный руководитель и учащиеся.

«Вся деятельность основана на понимании детских проблем и признании и уважении личности в каждом ребенке: их тревоги и радости, интересы и потребности, увлечения и возможности. Профессионализм воспитателя проявляется в позиции: отделить свои личные проблемы и неудачи от детских проблем» [3, с.3,4].

Любое мастерство начинается с признания и определения целей и задач. Цель деятельности классного руководителя: создать условия для саморазвития и самореализации подрастающего поколения, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

• сформировать и успешно развивать коллектив класса;

• создать психолого-педагогические условия для развития личности, ее самостоятельной деятельности, для сохранения индивидуальности творческих способностей;

• пропагандировать здоровый образ жизни;

• организовать межличностные отношения через использование инновационных и традиционных форм и методов воспитательной деятельности в классном коллективе;

• «защищать права и интересы своих воспитанников;

• способствовать гуманизации отношений между учащимися и педагогами;

• формировать нравственные ценности и духовные идеалы у школьников;

• показать социальную значимость каждого ученика» [9, с.10, 11].

Современному классному руководителю не теоретически, а практически необходимо постоянно изучать и исследовать психологические и психические особенности своих воспитанников. Это поможет ему планировать воспитательную программу на основе личностно-ориентированного подхода. Интересно и позитивно это изложено во многих статьях, книгах, методических рекомендация проректора по научной работе Института развития образования Г.К.Селевко. Г.К.Селевко подчеркивает: « В концептуальных положениях технологии саморазвития отношения «учитель-ученик» строятся на гуманно-личностном подходе. Опора на положительное стимулирование, отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества – это положительные факторы, необходимые для создания условий самосовершенствования, воспитания творческих способностей» [17, с.38].


Функции классного руководителя отражены в Таблице 1. [4, с.8].

Таблица 1

Профессиограмма деятельности классного руководителя

Функции

Задачи классного руководителя

Конструктивные

умения

- планировать воспитательную работу

- планировать воспитательные задачи на основе диагностики возрастного и личностного развития

- прогнозировать развитие личности

- составлять перспективный план развития классного коллектива

- отбирать информативный материал для классных часов с учетом интересов и способностей детей

- знать меру в управлении деятельности коллектива

Организаторские

умения

- организовывать в системе коллективные творческие дела

- содействовать участию каждого ребенка в деятельности класса

- помогать распределять роли, обязанности при подготовке и проведении дела

- участвовать в обсуждении проблемных ситуаций (работа с активом класса)

- осуществлять педагогическое руководство деятельностью детского коллектива

- организовывать самоуправление, ориентируясь на лидерские качества детей

Коммуникативные

умения

- устанавливать межкультурные, педагогические отношения с воспитанниками

- регулировать коллективные и межличностные отношения

- находить эффективные методы и приемы влияния на учащихся

- перестраивать свои отношения с классом и родителями на основе взаимопонимания и в связи с изменившимися фактами

Гносеологические умения

- изучать новинки психолого-педагогической литературы

- диагностировать и прогнозировать развитие психологических особенностей

- использовать психологические индивидуальности детей

- внедрять воспитательный процесс на основе диагностики

- изучать творческие находки других педагогов и использовать их в своей работе

- критически подходить к результатам работы

В других педагогических источниках предложена иная классификация:

• Организационно-координирующие функции:

- постоянно обеспечивать связь общеобразовательной школы с семьей;

- оказывать помощь родителям в воспитании, используя личные знания об ученике, исследования психолога и социального педагога;

- в системе проводить беседы и консультации с родителями;

- поддерживать тесную связь с педагогическим коллективом и другими дополнительными образовательными учреждениями;


- создать в классном коллективе условия для оптимального образовательного процесса;

- использовать в воспитательной работе проведение «малых педсоветов»;

- стимулировать разнообразную деятельность школьников в системе дополнительного образования;

- соблюдать правила ведения документации: классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного руководителя. [16, с.167].

• Коммуникативные функции:

- держать на контроле межличностные отношения в коллективе;

- создавать условия для благоприятного психологического климата в детской среде;

- формировать коммуникативные качества, навыки делового, аргументированного спора.

• Аналитико-прогностические функции:

- изучить индивидуальные психологические особенности воспитанников и уровень их развития;

- прогнозировать перспективы развития классного коллектива.

• Контрольные функции:

- контролировать посещаемость и успеваемость каждого ребенка» [15, с.24].

Современный классный руководитель сам выбирает формы и методы работы с учащимися, учитывая при этом свои возможности, интересы и способности школьников. Важным принципом становится уровень сформированности классного коллектива: это дает возможность использовать новые формы для развития школьников. Традиционные и инновационные формы имеют много общего – к ним необходимо тщательно подбирать материал и эффективно его использовать. Чаще всего классный руководитель использует в своей деятельности такие формы работы: беседы, ролевые игры, тренинги, дискуссии, дебаты, развлекательные игры: КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы», мини-спектакли, литературные или тематические вечера, праздники, концерты для родителей, конкурсы, путешествия, экскурсии. Цель всех мероприятий: формировать эстетические, нравственные, интеллектуальные навыки с использованием эмоционального настроя и критического мышления. «Самым распространенным методом до сих пор является традиционная беседа: ее популярность велика, так как она позволяет затронуть широкий спектр проблем» [18, с.104].

Необходимо учитывать, что классные часы не пользуются популярностью у старшеклассников. Сегодняшние дети воспитаны на новейших технологических достижениях, практически каждый из них имеет компьютер. Именно этот компонент классный руководитель может эффективно использовать в воспитательной работе, но сам должен быть знаком «с современными информационными технологиями. Среди педагогических приемов выделяются формы, связанные с формированием коммуникативных навыков общения, игровые композиции, электронные конференции, дискуссии и осмысленные прогулки по Интернету. Для этого классному руководителю необходимо владеть иностранными языками, грамотным владением компьютера, теоретические знания по психологии и психодиагностике, чтобы применять в практической деятельности» [8, с.36].