Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Интенсивное обучение иностранным языкам:

- английский язык со второго класса (основной);

- немецкий язык с шестого класса (второй).

2 Углубленное обучение компьютерной грамотности.

3 Правовое и экономическое образование.

4 Цикл эстетического образования.

Цели и задачи:

1 Сплочение дружного коллектива:

- умение культурно общаться;

- слушать друг друга и понимать;

- доказывать свою правоту словами.

2 Работать в сотрудничестве и взаимопонимании с родителями.

3 Развивать творческие способности каждого ученика, поощрять и направлять самостоятельные действия обучаемых.

4 Относиться к ребенку как к личности, учитывая его психологическое развитие.

5 Установить гармоничные отношения между учителями-предметниками – родителями – учащимися.

Условия достижения цели:

1 Не навреди!

2 Хорошее настроение, спокойствие и личное поведение приведет к намеченной цели.

3. Определи; что хочет ребенок, и чего хочешь ты, - сравни и сделай вывод.

4. Самостоятельность и творчество детей – залог успеха классного руководителя.

5 Создай все условия для развития гармонично развитой личности в современных условиях.

6 Не пропусти первую удачу и успех ребенка [1, с.24].

• Характеристика класса /дается с учетом индивидуальности развития класса – вначале общие проблемы коллектива, затем индивидуальные с конкретными именами и конфликтными ситуациями/.

• Банк педагогической информации / даются общие сведения о классе – фамилия, имя, отчество, год рождения, имена и отчества родителей, их образование и место работы, домашний адрес, все телефоны (домашние, сотовые, рабочие), указывается занятие по интересам и поручение/.

• Уровень здоровья, степень утомляемости / данная таблица необходима для работы классного руководителя, потому что она помогает выявить причины неработоспособности или раздражения ребенка. Заполняется она с помощью родителей или школьного врача. У каждого ребенка определяются хронические заболевания, частота головных болей, сонливость, раздражительность, уровень тревожности и агрессивности. В последней графе даны рекомендации родителей своему классному руководителю, например, «Рассеян по состоянию здоровья, может обижаться по пустякам», «Не любит шума, боится крика, часто плачет, при ответах волнуется», - эти комментарии носят чаще всего психологический характер, но эти «изюминки» - большая помощь в работе классного руководителя. В конце каждого учебного года классный руководитель дополняет эту таблицу своими выводами и наблюдениями и знакомит родителей со своими предложениями.


• Список «трудных» детей / данная таблица состоит из трех разделов: фамилия, имя, нарушения, профилактика нарушения, заполняется по мере совершения каких-либо поступков ребенка, обязательно фиксируется дата и меры, предпринятые классным руководителем, - это могут быть индивидуальные беседы, вызов на Совет профилактики, на Совет родителей, «малый педсовет» /.

• Актив класса:

• Совет родителей:

• Общий план работы классного руководителя по направлениям на год. /Образец одного из направлений классного руководителя дан в Таблице 4./

Таблица 4

Нравственное воспитание

Виды деятельности

Месяц

1

Классный час – чтение с элементами дискуссии по повести В.Железникова «Чучело»

Февраль

2

Беседа «Что для меня ценно?»

Апрель

3

Беседа «Семья в моей жизни»

Декабрь

4

Психологический тренинг «Дружба в жизни людей»

Март

5

Классный час «Характер человека»

Апрель

6

Психологический тренинг «Поиск самого себя»

Сентябрь

7

Неделя «Школа вежливых наук»

Январь

8

Турнир «Вежливых и находчивых»

Январь

9

Экскурсия «Мой любимый город»

Ноябрь

10

Классный час «День отцов»

Январь

11

Литературный вечер «Мир современной поэзии»

Октябрь

12

Классный час «Отойди от зла и сотвори благо»

Ноябрь

13

Праздник, посвященный Новому году

Декабрь

14

День Памяти и Почести

май

Таким образом, планируется каждое направление, выбранное классным руководителем. Исходя из общего плана, двух Циклограмм и плана работы с родителями и общественными организациями, составляются план сетки по месяцам. Образец плана-сетки приведен в Приложении 1.

Следовательно, какие бы вариации программы воспитательной работы не выбрал классный руководитель, важно одно – вся его деятельность направлена на формирование личности ребенка, способного в будущем раскрыть свои индивидуальные способности, на осмысленное восприятие вечных проблем взаимоотношений Человека и Общества, Человека и Природы, борьбу противоположных категорий – добра и зла, истины и лжи, счастья и непонимания, свободы и несвободы.


1.3 Мониторинг деятельности классного руководителя

Мониторинг деятельности классного руководителя индивидуален в каждой школе и вызван необходимостью повышения уровня воспитательной работы. Мониторинг необходим для поощрения педагогов, выполняющих функции классных руководителей. В то же время возникают противоречия: руководство школы призвано обеспечить эффективность государственных вложений денежных средств в образование, с другой стороны, оно обязано стимулировать действия педагогов в воспитании подрастающего поколения. Несмотря на индивидуальный подход к данной проблеме, существует нормативная база мониторинга работы классного наставника:

- Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 16 марта 2006 года;

- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29 декабря 2001 года;

- Федеральная Целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 года «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Данные документы позволяют руководителям городских и школьных методических объединений классных руководителей совместно с директорами и завучами школ составить и утвердить критерии оценки деятельности педагогов. Мониторинг строится на определенных принципах:

• Принцип первый – «Не навреди».

Дополнительное поощрение за работу классного руководителя не должна увеличить его деятельность, его обязанности, составление различных отчетов и других документов.

• Принцип второй – определение уровня ответственности.

Необходимо учитывать профессиональную ответственность, так как педагог не может отвечать за уровень воспитанности школьников, за проявление их негативного поведения вне школы, в среде своих друзей и одноклассников.

• Принцип третий – учет инвариантной и вариативной частей деятельности классного руководителя. Инвариантный критерий определяет минимальные государственные требования к работе педагога. В Методических рекомендациях по этой части четко определены задачи: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [13, с.2].


Вариативная часть работы базируется на социальных, психологических, нравственно-этических характеристиках классного коллектива.

• Принцип четвертый – оценка целесообразности процесса деятельности.

Данный принцип можно увидеть и оценить при наблюдении за процессом воспитания конкретного педагога и классного коллектива.

• Принцип пятый – индивидуальность результатов воспитательной деятельности педагога.

Принцип предполагает, невозможность сравнения деятельности классных руководителей, так как это зависит от подбора детей в классе, от методов и приемов, используемых педагогом. Психологические особенности классного коллектива и социальный статус детей не может отразиться на оценке деятельности педагога. Объективно можно оценивать только результаты данного класса и их руководителя за определенный период времени.

• Принцип шестой – «Не проверять, а помогать».

Мониторинг направлен не на контроль деятельности педагогов, а на своевременную методическую помощь в решении проблем.

• Принцип седьмой – «Вооружить новыми знаниями и методами».

В ходе внедрения этого принципа вырабатываются конкретные ориентиры в воспитании старшеклассников.

• Принцип восьмой – «Просто, быстро, эффективно».

В использовании диагностики деятельности классного руководителя должны использоваться простые методы и приемы, которые за короткий промежуток времени дадут полную информацию о работе педагога.

• Принцип девятый – общественно-административная экспертиза.

Данный принцип предполагает содружество в работе администрации, родительского совета школы, психолога, социального педагога.

• Принцип десятый – усовершенствование мониторинга.

Мониторинг напоминает экспериментальную работу: он постоянно анализируется, вносятся изменения, учитываются требования времени и эффективность принципов внедрения в практику.

Мониторинг осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, он ведет соответствующую документацию на каждого классного руководителя. При оценивании используется следующая шкала: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла.

В зависимости от принятых критериев определяется три уровня эффективной работы классного руководителя (количество баллов доводится до сведения педагогов). Основными компонентами оценки деятельности классного руководителя должны стать: обеспечение жизни и здоровья учащихся, обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между школьниками и учителями, содействие освоению старшеклассниками программ общего и дополнительного образования, внедрение патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (самоуправление), цели, задачи и уровень воспитательного плана (их наличие и осуществление), планирование профилактической деятельности [10, с.116, 119].


По каждому из этих критериев должны быть определены уровни их внедрения.

Во многих городах и областях уже выработана собственная практика оценивания работы классного руководителя. Используя Примерное положение о классном руководителе, выбирают приоритетные направления, например, координирующая, коммуникативная и аналитическая функции. За их выполнение предусмотрены доплаты в размере от 25 до 50% от ставки заработной платы. Размер доплаты зависит от сложности выполнения задач, от уровня педагогического мастерства, его квалификации, прохождения курсов переподготовки, участия в семинарах, знанием и применением диагностических и инновационных методик. В каких-то регионах администрация предусматривает доплату в размере 15% к ставке заработной платы за осуществление педагогическим работником классного руководства в 1–4 классах и 20% – в 5–11 классах. Существуют варианты в общеобразовательных учреждениях, где доплата за классное руководство зависит от временного норматива работы классного руководителя. Он равен 4–10 часам в неделю, количество часов дополнительной педагогической работы, установленное учителю за классное руководство, включается при определении объема его педагогической работы (объема учебной нагрузки) при тарификации и подлежит оплате по ставкам, установленным для учителей. Рабочее время по выполнению этой дополнительной педагогической работы «регулируется Уставом общеобразовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, расписаниями, планами мероприятий и другими локальными актами. Кроме того, существует практика установления доплат и премирования учителей за результаты работы по классному руководству, участие в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях, как самого учителя, так и его воспитанников» [12, с.18].

Итак, в целях реализации воспитательных задач администрация общеобразовательного учреждения обязана создать классному руководителю необходимые условия для работы: материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса, поддержку и помощь в систематическом научно-теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы, повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах общеобразовательного учреждения и в системе институтов повышения квалификации.

Вывод по первой главе

Классный руководитель в современное время играет важную роль в определении истинного и ценного содержания в процессе воспитания. Он служит проводником из прошлого в будущее, он формирует не только индивидуальную личность, но и закладывает азы будущих приоритетов общества. Этот человек определяет фундамент в личности ученика, на который впоследствии каждый настраивает свое собственное сооружение. «И от того, каким будет этот фундамент, во многом зависит прочность и надежность его жизни, а также его дальнейшая судьба» [1, с.26.].