Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Критерии и уровни эффективности деятельности классного руководителя
1.2 Основные концепции воспитания человека XXI века
1.3 Мониторинг деятельности классного руководителя
2.1 Методы и приемы диагностики
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В образовательной школе классный руководитель всегда занимал ведущее место в воспитании подрастающего поколения, так как он призван сформировать гармонично развитую личность, помочь учащимся реализовать себя в жизни через приобретенные навыки. В современное время сложилась благоприятная обстановка для формирования уровня воспитанности школьников: общество осознало необходимость воспитательного процесса в школьных учреждениях, потому что духовно-нравственный стержень изменился. Классный руководитель должен шагать в ногу со временем и обладать всеми информационно-коммуникационными технологиями. Это реальное требование вызвано необходимостью воспитывать новое поколение в другом информационном направлении. Формирующаяся личность должна немного опережать временные рамки, иметь прочный запас интеллектуальных, нравственных, гражданских сил, чтобы в дальнейшей жизни адаптироваться в рыночных отношениях, быть не только полезной личностью в обществе, но и быть готовой к любым изменениям, происходящих во всех сферах деятельности.
Актуальность вопроса состоит в том, что классный руководитель должен в большом информационном потоке выбрать самое необходимое, ценное, чтобы использовать в воспитательном процессе. Информационный материал должен быть интересен, полезен и отвечать требованиям учеников. Говоря о классном руководителе как об образце подражания, общество забывает о том, что он самый обычный человек со своими слабостями и недостатками, что примером он служит редко, так как у старшеклассников – другие кумиры, другие нравственные понятия и ценности. Личность педагога всегда направлена на развитие самого себя и на развитие личности подростка. Постоянная работа по самообразованию должна быть связана не только с посещением курсов, семинаров, классный руководитель должен учиться у своих воспитанников, жить их заботами и проблемами. Проблема взаимоотношений и мотивации деятельности в классных коллективах - одна из стержневых в психологии и педагогике. Ломов Б.Ф. отмечает, что в психолого-педагогических исследованиях деятельности классного руководителя вопросам мотивации и саморегуляции поведения принадлежит ведущая роль. В связи, с вышесказанным можно увидеть проблему: каковы возможности деятельности классного руководителя по формированию детского коллектива в старшем звене.
Цель исследования: рассмотреть современные требования к деятельности классного руководителя: основные принципы, критерии и компоненты межличностных отношений между педагогом и учащимися.
Объект исследования: процесс воспитательной работы на рубеже двух эпох: противоречия и закономерности школьного образования.
Предмет исследования: деятельность классного руководителя в современной школе.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы исследования проблемы в современной психолого-педагогической и социально-педагогической литературе.
2. Рассмотреть концепцию воспитательной работы в связи с реформированием общества.
3. Подобрать методики изучения уровня воспитанности старшеклассников и уровня эффективности деятельности классного руководителя.
4. Провести диагностику и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогических исследований по внедрению воспитательной работы в образовательных школах;
- анкетирование;
- наблюдение за работой классного руководителя;
- тестирование;
- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение Новосибирская средняя общеобразовательная школа № 170.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в воспитательной работе классных руководителей и других специалистов, занимающихся обучением и воспитанием.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА 1 ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Критерии и уровни эффективности деятельности классного руководителя
В деятельности классного руководителя отражаются все изменения, происходящие в нашем государстве. Отношение педагога к личности ребенка составляет ядро концепции воспитательной работы. Базу этой технологии представляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Гуманизм и демократизм отношений в педагогическом коллективе формирует новые качества деятельности классного руководителя. Вся структура его деятельности имеет несколько компонентов, влияющих на уровень воспитательной работы:
• Личность классного руководителя.
Классный руководитель должен иметь представление о самом себе: уметь критически оценить уровень профессиональной культуры и творческие возможности, быть готовым к использованию в своей деятельности инноваций и экспериментальных исследований. Быть воспитателем нелегко, так как чаще всего эта деятельность не приносит желаемого результата и радости от своего труда. В любой ситуации педагог должен осмысленно действовать, учитывая цели и приоритеты школы.
• Классный руководитель и учителя-предметники.
В достижении своей цели в программе развития и формирования детского коллектива важную роль играет сотрудничество классного руководителя с учителями, работающими в его классе. В возникающих конфликтных ситуациях педагог-наставник находит формы, средства, методы, которые способны предотвратить непонимание двух сторон, при этом используя дипломатический подход к своим воспитанникам и коллегам. Это будет способствовать успеху в образовательном процессе данного класса, создавать гармоничные, межличностные отношения и благоприятный микроклимат коллектива.
• Классный руководитель и учащиеся.
«Вся деятельность основана на понимании детских проблем и признании и уважении личности в каждом ребенке: их тревоги и радости, интересы и потребности, увлечения и возможности. Профессионализм воспитателя проявляется в позиции: отделить свои личные проблемы и неудачи от детских проблем» [3, с.3,4].
Любое мастерство начинается с признания и определения целей и задач. Цель деятельности классного руководителя: создать условия для саморазвития и самореализации подрастающего поколения, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
• сформировать и успешно развивать коллектив класса;
• создать психолого-педагогические условия для развития личности, ее самостоятельной деятельности, для сохранения индивидуальности творческих способностей;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• организовать межличностные отношения через использование инновационных и традиционных форм и методов воспитательной деятельности в классном коллективе;
• «защищать права и интересы своих воспитанников;
• способствовать гуманизации отношений между учащимися и педагогами;
• формировать нравственные ценности и духовные идеалы у школьников;
• показать социальную значимость каждого ученика» [9, с.10, 11].
Современному классному руководителю не теоретически, а практически необходимо постоянно изучать и исследовать психологические и психические особенности своих воспитанников. Это поможет ему планировать воспитательную программу на основе личностно-ориентированного подхода. Интересно и позитивно это изложено во многих статьях, книгах, методических рекомендация проректора по научной работе Института развития образования Г.К.Селевко. Г.К.Селевко подчеркивает: « В концептуальных положениях технологии саморазвития отношения «учитель-ученик» строятся на гуманно-личностном подходе. Опора на положительное стимулирование, отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества – это положительные факторы, необходимые для создания условий самосовершенствования, воспитания творческих способностей» [17, с.38].
Функции классного руководителя отражены в Таблице 1. [4, с.8].
Таблица 1
Профессиограмма деятельности классного руководителя
Функции |
Задачи классного руководителя |
Конструктивные умения |
- планировать воспитательную работу - планировать воспитательные задачи на основе диагностики возрастного и личностного развития - прогнозировать развитие личности - составлять перспективный план развития классного коллектива - отбирать информативный материал для классных часов с учетом интересов и способностей детей - знать меру в управлении деятельности коллектива |
Организаторские умения |
- организовывать в системе коллективные творческие дела - содействовать участию каждого ребенка в деятельности класса - помогать распределять роли, обязанности при подготовке и проведении дела - участвовать в обсуждении проблемных ситуаций (работа с активом класса) - осуществлять педагогическое руководство деятельностью детского коллектива - организовывать самоуправление, ориентируясь на лидерские качества детей |
Коммуникативные умения |
- устанавливать межкультурные, педагогические отношения с воспитанниками - регулировать коллективные и межличностные отношения - находить эффективные методы и приемы влияния на учащихся - перестраивать свои отношения с классом и родителями на основе взаимопонимания и в связи с изменившимися фактами |
Гносеологические умения |
- изучать новинки психолого-педагогической литературы - диагностировать и прогнозировать развитие психологических особенностей - использовать психологические индивидуальности детей - внедрять воспитательный процесс на основе диагностики - изучать творческие находки других педагогов и использовать их в своей работе - критически подходить к результатам работы |
В других педагогических источниках предложена иная классификация:
• Организационно-координирующие функции:
- постоянно обеспечивать связь общеобразовательной школы с семьей;
- оказывать помощь родителям в воспитании, используя личные знания об ученике, исследования психолога и социального педагога;
- в системе проводить беседы и консультации с родителями;
- поддерживать тесную связь с педагогическим коллективом и другими дополнительными образовательными учреждениями;
- создать в классном коллективе условия для оптимального образовательного процесса;
- использовать в воспитательной работе проведение «малых педсоветов»;
- стимулировать разнообразную деятельность школьников в системе дополнительного образования;
- соблюдать правила ведения документации: классный журнал, личные дела учащихся, план работы классного руководителя. [16, с.167].
• Коммуникативные функции:
- держать на контроле межличностные отношения в коллективе;
- создавать условия для благоприятного психологического климата в детской среде;
- формировать коммуникативные качества, навыки делового, аргументированного спора.
• Аналитико-прогностические функции:
- изучить индивидуальные психологические особенности воспитанников и уровень их развития;
- прогнозировать перспективы развития классного коллектива.
• Контрольные функции:
- контролировать посещаемость и успеваемость каждого ребенка» [15, с.24].
Современный классный руководитель сам выбирает формы и методы работы с учащимися, учитывая при этом свои возможности, интересы и способности школьников. Важным принципом становится уровень сформированности классного коллектива: это дает возможность использовать новые формы для развития школьников. Традиционные и инновационные формы имеют много общего – к ним необходимо тщательно подбирать материал и эффективно его использовать. Чаще всего классный руководитель использует в своей деятельности такие формы работы: беседы, ролевые игры, тренинги, дискуссии, дебаты, развлекательные игры: КВН, викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы», мини-спектакли, литературные или тематические вечера, праздники, концерты для родителей, конкурсы, путешествия, экскурсии. Цель всех мероприятий: формировать эстетические, нравственные, интеллектуальные навыки с использованием эмоционального настроя и критического мышления. «Самым распространенным методом до сих пор является традиционная беседа: ее популярность велика, так как она позволяет затронуть широкий спектр проблем» [18, с.104].
Необходимо учитывать, что классные часы не пользуются популярностью у старшеклассников. Сегодняшние дети воспитаны на новейших технологических достижениях, практически каждый из них имеет компьютер. Именно этот компонент классный руководитель может эффективно использовать в воспитательной работе, но сам должен быть знаком «с современными информационными технологиями. Среди педагогических приемов выделяются формы, связанные с формированием коммуникативных навыков общения, игровые композиции, электронные конференции, дискуссии и осмысленные прогулки по Интернету. Для этого классному руководителю необходимо владеть иностранными языками, грамотным владением компьютера, теоретические знания по психологии и психодиагностике, чтобы применять в практической деятельности» [8, с.36].