Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

XXI век принес много неожиданностей для классных руководителей: одна из них – это контингент детей, с которыми приходится работать. Кто же они наши дети нового века, чем они отличаются от предыдущих поколений? Многие педагогические исследования привели к факту, что старшеклассники, чаще всего девочки, в большинстве своем – дети рабочих, не отмеченные особыми способностями, не слишком стремящиеся стать более интеллигентными и интеллектуально развитыми. Они чаще всего не задумываются о своем будущем, об обучении в вузе, так как реально оценивают возможности своих родителей. Эти дети отличаются сегодня безынициативность, тривиальностью мышления, их одолевает скука и равнодушие на уроках, они не горят желанием получить высокие знания, они просто ждут получения аттестата. Работать с современными детьми трудно, отсюда и роль классного руководителя меняется – она становится более интенсивной, более корректной, но, в то же время, педагоги-воспитатели хотят точности в оценки их деятельности и оплате труда [19, с.35].

Таким образом, четко выделяются признаки поведения классного руководителя, создающего все условия для развития детского коллектива:

- открытость, непринужденность общения;

- понимание, способность «войти в положение» ученика;

- гласность, недопустимость неравенства среди детей, уважение детей разных социальных слоев;

- не оценивание личности подростка, а анализ фактов, событий, действий, выявление причин проблемной ситуации;

- сослагательность в воспитании, а не категоричность; скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство и прекращает действие «обратной» связи» [11, с.13].

1.2 Основные концепции воспитания человека XXI века

На рубеже двух эпох особенно остро стали проблемы воспитания подрастающего поколения. Характер этой проблемы связан был с переходом от авторитарного управления во всех сферах деятельности к демократическому стилю. Возникшие проблемы, в первую очередь, отразились в образовательной сфере, так как потребовало нового мышления, нового подхода к воспитанию и формированию нравственных ценностей. Достичь успеха можно только, сохраняя себя как личность, учить детей гибкой системе противостояния жестокости, агрессивности, враждебности общества (окружающей среды). Классный руководитель в современных условиях должен стать таким приоритетом, чтобы помочь старшеклассникам сохранить национальную культуру и быт, помочь, несмотря на низкий социальный уровень жизни, сохранить нравственные ценности и гармоничные отношения. Традиционная педагогическая деятельность классного руководителя всегда была направлена на формирование детского коллектива, достаточно мало времени отводилось индивидуальной работе с конкретным учеником. «Одним из современных условий эффективной работы становится индивидуализация развития творческих способностей детей, то есть реализация принципа личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Воспитательный процесс строится на каждом этапе общения педагога со своими воспитанниками: на уроке, классном часе, встрече с родителями и учеником, на внешкольных мероприятиях» [14, с.95].


Рубеж эпох характерен переоценкой ценностей и жизненных ориентиров, поэтому перед классным руководителем встает вопрос: «Что ценится сегодня? Какие ценности будут востребованы через несколько лет?». Воспитать поколение в духе времени – вот одна из задач классного руководителя. Здесь и кроется главная проблема: школа еще не отказалась от старых ориентиров, от тех ценностей, которые были важны в конце двадцатого века, но и новые ориентиры еще недостаточно сформированы. Трудно представить, какие нравственные критерии будут преобладать через десять-двадцать лет, но есть вечные ценности, которые передаются из поколения в поколение и лежат в основе становления личности. «Процесс воспитания должен быть направлен на обогащение внутреннего и внешнего мира подростка. По уровню воспитанности детского коллектива можно судить об обществе в целом. Классному руководителю необходимо рассматривать весь воспитательный процесс с философской точки зрения, то есть с духовных и нравственных ценностей, принятых в контексте общечеловеческих ценностей» [20, с.67].

В основе работы классного руководителя лежит грамотно составленная программа воспитательной работы. Чтобы ее составить, необходимо учесть следующие рекомендации:

Определить тему, над которой будете работать в воспитательном процессе.

• Сформулировать цели и задачи воспитания / они должны быть индивидуальны для каждого класса, но при этом:

- учитывать все проблемы предыдущего класса;

- учитывать проблемы школы;

- корректны и достижимы.

• Составить характеристику класса, учитывая:

- структуру класса – деление на микрогруппы;

- лидеров, дать им краткую характеристику;

- ″отверженных″ в классе, причины их положения;

- в каких кружках, секциях заняты дети;

- конфликты между детьми;

- участие класса в общешкольных делах;

- отношение к учебной деятельности;

- уровень сформированности коллектива.

•Сформировать Банк педагогической информации:

* Ф.И.О.; * год рождения; * данные о родителях; * домашний адрес;

* телефоны; * занятия по интересам; * поручения; * уровень здоровья, степень утомляемости; * социальное положение; * список ″трудных″ детей.

• Создать актив класса и определить их функции.

•Создать Совет родителей, определить направления их работы, конкретной помощи в работе классному руководителю.

• Разработать основные направления и способы деятельности классного руководителя.

???? Идея национальной независимости и основы духовности.


???? Гражданско-правовое воспитание.

???? Нравственное воспитание.

???? Эстетическое воспитание. Мир науки и искусства.

???? Трудовое воспитание. Профессиональная подготовка.

???? Физическое воспитание. Здоровый образ жизни.

???? Работа с родителями.

•Составлять календарную план – сетку на месяц с учётом плана работы школы.

• Приложением к плану может быть педагогический дневник, в котором отражается:

- Успеваемость класса (в виде Таблицы).

- Дневники учащихся (контроль): * оценки; * заполнение.

- Индивидуальная работа с ″трудными″.

- Встречи и беседы (индивидуальные) с родителями.

- Посещение родительских собраний.

- Обеспеченность и сохранность учебников.

•Иметь в наличии протоколы родительских собраний, заседаний родительского комитета [7, с.2].

Эта документация классного руководителя должна постоянно пополняться и иметь соответствующий вид – портфолио классного руководителя. Сегодня много говорят о технологии деятельности классного руководителя, вопрос спорный, но именно она позволяет определить профессиональное мастерство педагога. Педагогическое мастерство классного руководителя заставляет его планировать и строить свою деятельность в системе, таким образом, возникает процесс технологизации в работе педагога-наставника. Многие школы экспериментального направления не только систематизируют работу классного руководителя, но и устанавливают нормирование времени. Разумный подход ко времени педагога строится на функциях классного руководителя и специальных требованиях, зависящих от условий работы школы, подбора учащихся, уровня педагогического коллектива, социальных компонентов. Каждое образовательное учреждение разрабатывает Положение о деятельности классного руководителя, привлекая их к разработке подобного документа. На основе всех разработок и положений учитель систематизирует свою работу, строго определяя время и сроки [6, с.123, 124].

«В нормативные нормы классный руководитель включает такие ориентиры: индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, психолого-педагогические консультации, работа с активом класса и активом родителей (Совета родителей), посещение уроков в классе с целью наблюдения поведения и успеваемости отдельных школьников, встречи и консультации с учителями-предметниками, проведение внеклассных мероприятий – классные часы, экскурсии, деловые игры, вечера, праздники. Перечисленные ориентиры требуют ежедневного контроля и планируются на каждую неделю. Кроме этого в норматив времени входит проведение родительских собраний, участие в малых педсоветах, разработка сценариев для проведения мероприятий» [5, с.3].


Планируя свою деятельность, классные руководители выделяют те дела, которые повторяются ежедневно, еженедельно и занимают много рабочего времени. В плане классного руководителя занимает место циклограмма, отражающая повторяющиеся периодически виды деятельности. Образец такой Циклограммы дан в Таблице 2. [5, с.6].

Таблица 2

Циклограмма деятельности классного руководителя

Вид деятельности и проводимые мероприятия

Периодичность

Встреча детей. Уборка кабинета. Контроль посещаемости. Встреча с учителями-предметниками, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Организация питания

Ежедневно

Классный час. Проверка дневников. Индивидуальная работа с родителями и детьми. Внеклассные мероприятия по планам предметных недель. Ведение классного журнала. Работа с активом класса

Еженедельно

Посещение уроков своего класса. Линейка

Ежемесячно

Родительское собрание. Генеральная уборка кабинетов. Экскурсии и культпоходы. Подведение итогов четверти

Каждую четверть

Проверка личных дел учащихся. Получение учебников

Август

День знаний, День здоровья, «трудовой десант»

Сентябрь

Осенний бал

Октябрь

Классные вечера; экскурсии

Ноябрь

Предметные олимпиады, новогодние праздники

Декабрь

Культпоходы на каникулах

Январь

Мероприятия, посвященные годовщине Сталинградской битвы и Дню защитника Отечества

Февраль

Праздник 8 Марта

Март

Юморина; «трудовой десант»

Апрель

День физкультурника; праздник последнего звонка; переводные экзамены

Май

Заполнение личных дел учащихся. Сдача классных журналов. Выпускные экзамены и выпускной вечер. Ремонт учебных кабинетов. Сдача учебников

Июнь

Для составления Программы воспитательной работы в определенном классе классный руководитель использует не только свои и детские творческие задумки, но и Циклограмму воспитательной работы школы по месяцам. В ней есть девиз месяца, который отражает суть всех мероприятий, запланированные мероприятия, совместная работа с библиотекой, работа по самоуправлению, работа с «трудными» детьми, социальная деятельность, контроль за воспитательной деятельностью классного руководителя, - все это позволяет педагогу включать часть мероприятий, уже готовых к проведению. Графа «Контроль за воспитательной деятельностью» помогает конкретизировать свою работу, так как он заранее знает, какие вопросы контролируются администрацией в каждом месяце. Образец из Циклограммы воспитательной работы приведен в Таблице 3.


Таблица 3

Циклограмма воспитательной работы образовательной школы № 170 города Новосибирска / ноябрь /

Девиз месяца

«Как велик и прекрасен человек в своем стремлении к лучшему»

Виды деятельности

5-10 – «Всезнайка» (1-4 классы)

12 – Поэтический клуб «Отойди от зла и сотвори благо» (5-9 классы)

13-15 – Путешествие в страну «Доброты» (1-4 классы)

18-19 – Радиолинейка «Символика нашего государства»

Совместная работа с библиотекой

Диагностика. Выявление читательских интересов учащихся и педагогов.

Конкурс «Супербой знатоков загадок и пословиц»

Работа по самоуправлению

Сбор отчетов ответственных по направлениям

Выпуск газеты о деятельности школьной молодежной организации «ОДМ»

Проведение тренинга для лидеров классов «Я - Лидер»

Заседание завучей и лидеров (организационные вопросы)

Работа с «трудными»

Контроль за привлечением «трудных» детей в кружки, занятия по интересам

Социальная деятельность

Беседы с опекунами и попечителями детей-сирот, социальных сирот, оказание помощи.

1-2 неделя – Акция милосердия для учащихся спецшколы № 6, школы-интерната № 50.

Контроль за воспитательной деятельностью классных руководителей

Посещение и анализ занятий кружка «Умелые руки» для девочек.

Посещение и анализ классных часов в 4, 5 классах.

3 неделя – Беседы с 8 классами «Понятие о совести, добре и зле»

Имея такую Циклограмму на весь учебный год, классному руководителю легко планировать свою работу с классом.

Концепция воспитательной работы / Образец/.

Предлагаемая концепция воспитательной работы разработана с учетом возрастных психологических особенностей учащихся 6 «А» класса г. Новосибирска, школы № 170. Некоторые разделы имеют только названия, так как они отражают особенности данного класса и не распространяются.

Тема: «Достижение гармонии в обучении и воспитании методами индивидуализации и нестандартными приемами».

Миссия школы: «Способствовать развитию дружелюбного отношения к ребенку с учетом его прав:

- относиться к ребенку, как к субъекту, наделенному правами;

- обеспечивать высококачественное преподавание и поддерживать результаты успеваемости;

- установить гармоничные отношения между учителями – учениками – родителями»

Направления школы: