Файл: Менеджмент как организационно целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и стилей управления, которые применяются с целью эффективного достижения целей организации. Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий: организация и управление (производством и коллективом); постановка и корректировка задач; разработка этапов работы; принятие решений; налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации); регулирование процессов; сбор и обработка информации; анализ информации, подведение итогов работы.

Менеджер определяет направление и перспективы развития предприятия, решает вопросы распределения имеющихся ресурсов, осуществляет оперативные корректировки планов и т.п. Таким образом, еще одной ролью менеджера в организации является разработка, принятие и реализация управленческих решений. Выполняя эту роль, менеджер организует работу по выбору необходимых средств достижения установленных целей. В зависимости от позиции менеджеров на предприятии, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Вместе с тем каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает в качестве руководителя по отношению к своим подчиненным.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений предприятия, к руководителю предприятия в целом и его подразделений, к руководителю по отношению к подчиненным.

К менеджеру предприятия предъявляются следующие требования:

1) наличие общих знаний в области управления предприятием;

2) компетентность в вопросах экономики и технологии производства;

3) умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в наиболее эффективных сферах деятельности;

4) разработка, принятие и реализация обоснованных и эффективных управленческих решений на основе согласования с нижестоящими менеджерами и подчиненными;

5) наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на предприятиях;

6) умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов.

В настоящее время не существует аналитических или расчетных методов, позволяющих решать эту задачу однозначно. Решение такого класса задач возможно только на основе использования экспертных методов, теория которых разработана весьма подробно. Ранжирование с помощью экспертных методов требует применения специальной методики и может быть осуществлено в несколько этапов.


На первом, подготовительном, этапе формируются экспертные группы на выбранных уровнях управления, и подготавливается вся документация, необходимая для проведения ранжирования.

На втором, организационном, этапе обрабатываются результаты оценки целей функционирования. На этом этапе должны быть выполнены все необходимые расчеты для сопоставления целей функционирования, определения компетенции экспертов и степени согласованности.

На третьем, заключительном, этапе проводится обработка результатов экспертизы, в результате чего формируется набор целей функционирования на данном уровне управления.

Если ранжирование оценки исследователем не принимается в силу ряда причин, вытекающих из объективных условий или теории экспертных оценок, оно должно быть повторено до получения приемлемого результата. При ранжировании целей следует обратить особое внимание на формирование групп экспертов для каждого выбранного уровня управления. Важное значение также имеет определение числа экспертов в группе для обеспечения достоверности при минимальных или ограниченных затратах на экспертизу. [1]

В теории экспертных оценок для описания экспертов применяются следующие характеристик: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность, широта и конструктивность мышления, самокритичность, коллективизм.

Компетентность эксперта-это уровень его квалификации в определенной области знаний. Компетентность может быть определена на основе опыта эксперта в данной области, его квалификации как специалиста, степени его знакомства с научными достижениями в исследуемой области и т.д

Креативность эксперта-это его способность решать творческие задачи.

Отношение к экспертизе- важная характеристика эксперта, предопределяющая его активное или пассивное участие в экспертизе.

Конформизм-подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристика необходима для выбора способа проведения экспертизы.

Самокритичность эксперта-это прежде всего самооценка своей компетентности.

Аналитичость, широта и конструктивность мышления, свойство коллективизма- также важные характеристики эксперта.

Даже приведенные краткие определения характеристик экспертов показывают, что количественные оценки этих характеристик значительно затруднены, а в ряде случаев совсем невозможны.

Наиболее важной из указанных характеристик является компетентность экспертов, поскольку именно она в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения компетентности экспертов следует уделять особое внимание. В частности, оценивать компетентность экспертов можно по ученой степени и занимаемой должности, 'при этом минимальную компетентность (1 балл) имеет ведущий инженер (специалист без степени), а максимальную — академик, член-корреспондент, занимающий должность директора или его заместителя (12 баллов).


Имеются предложения при оценке компетентности эксперта учитывать количество публикаций, количество ссылок на публикации, однако и в этом случае количественная оценка эксперта весьма затруднительна и трудоемка.

На сегодняшний день для обеспечения целевого управления организацией существует много инструментов. Не последнее место среди них занимают автоматизированные способы учета, анализа, и отчетности по бизнес-показателям. Поэтому актуальность данной работы состоит в том, чтобы определить иерархию менеджмента, позволить чтобы менеджеры всех уровней могли оперативнее решать поставленные задачи и осуществлять контроль, на платформе «1С: Предприятие» было создано приложение «1С: управление по целям и KPI». Программа позволяет контролировать цели и показатели предприятия согласованные в соответствии с его стратегией, доводить их до уровня отдельных подразделений и работников. На этом этапе анализировать поставленные задачи целевого управления, осуществлять контроль над их исполнением. Управленческие идеи многих теоретиков и практиков целевого управления в той или иной степени были реализованы в данной системе автоматизации. Миссия менеджмента — это не конкретное указание о том, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий.[2]

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что современные условия жизни и функционирования рынка, а также предприятий в конкурентной среде, ведут к использованию эффективных методов управления, что уже подразумевает под собой внедрение определенной системы инноваций в системе менеджмента. Таким образом, благодаря проведению исследования в этой сфере, появляется возможность четко определить механизмы управления предприятием в формирующихся новых условиях. С другой стороны, для эффективной работы предприятия необходимо спроектировать структуру организации, с учетом всех изменений и веяний времени инновационных разработок не только в производственной сфере, но и в сфере услуг. Соответственно, изучение механизмов выбора организационной структуры предприятиями на современном этапе развития предприятий в дальнейшем позволит определить наиболее выгодное построение фирмы, при котором будет обеспечиваться возможность максимально быстрой, эффективной и продуктивной работы; при котором фирма будет функционировать как единый организм.

В данной работе мы дадим понятие менеджменту, его разновидностям. Важно понимать, насколько предлагаемые предприятием услуги удовлетворяют потребностям клиентов.


Целью данного исследования является выведение основных принципов менеджмента, определение его роли и значения в государстве, взаимосвязь менеджмента с другими структурами и сферами.

Задачи, поставленные перед проведением исследования, следующие:

- дать понятие менеджменту,

- охарактеризовать виды, принципы, элементы менеджмента;

- разработать рекомендации по организации менеджмента;

- дать понятие управленческим решениям, охарактеризовать этапы менеджмента;

- определить место и роль менеджмента в экономики государства;

-определить взаимосвязь менеджмента с другими структурами и сферами государства.

Предметом исследования является менеджмент в аспекте удовлетворения потребностей человека.

ГЛАВА I. Менеджмент как организационно целевое управление

I.1. Менеджмент: организация управления

Для целевого управления используются ключевые показатели эффективности, субъективные оценки деятельности, реализуется управление оперативными поручениями, рассчитываются премиальные выплаты на основе сведений о выполненном плане.

Целевое управление организацией можно представить в виде следующих положений, которые необходимо реализовать:

· Проверка уже выполненных задач, определение будущего результата и детализация плана в виде задач для обеспечения выполнения намеченного;

· Создание матриц результативности, содержание которой отражает как коллективные, так и индивидуальные цели (это необходимо как инструмент реализации целевого управления всей компанией);

· Балансирование самой системы управления с учетом имеющегося «дерева целей»;

· Использование целей в качестве основы для принятия решений на всех уровнях менеджмента;

· Регулярное подведение итогов работы персонала в системе целевого управления.

·Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.


Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения, какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Цели менеджмента: получение (увеличение) прибыли; повышение эффективности хозяйствования; удовлетворение потребностей рынка; решение социальных вопросов. Задачи менеджмента: организация производства конкурентоспособных товаров; совершенствование производственного процесса; внедрение новейших наукоемких технологий; повышение качества продукции; снижение затрат на производство. Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Существуют две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии.

Первая система строится на основе принципа единства подчинения, а ее схема чем-то похожа на «елочку».

Историческими и культурными корнями системы «елочки» являются комбинация отношений частной собственности на землю и базирующихся на уважении и расчете отношений, воспроизводимых в западноевропейской семье между ее старшими и младшими членами.

Принципы менеджмента – основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Ведущий принцип менеджмента – оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления. Его применение на практике означает, что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а за низовыми звеньями – оперативное управление. Реализация этого принципа решает проблему оптимально­го распределения полномочий при принятии управленческих решений.

Принципы менеджмента 14 принципов эффективного управления Анри Файоля:

-Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

-Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.

-Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.

-Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

-Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

-Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

-Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.